Точка зрения 15 марта 2011 г. 12:04

Осторожно, меры принимаются

Interfax-Russia.ru – Теракт в Домодедово озадачил российские власти проблемой безопасности на транспорте. Спустя полтора месяца актуален иной вопрос: эффективны ли и безопасны принятые меры?

Введение новых мер безопасности на транспортных объектах в течение прошедших со времени теракта в Домодедово месяцев проходило в неспокойной обстановке.

С одной стороны силовиков и представителей транспортных структур по этому поводу активно "прессовал" сам президент России Дмитрий Медведев. Он побывал с проверками почти на всех видах транспортных объектов – в аэропорту, на железнодорожном вокзале и даже в метрополитене. С другой стороны новости о нововведениях, происходивших вслед за этим, будоражили фантазию представителей СМИ и блогеров.

Поставленная во главу угла безопасность от террористов чуть было не поколебала безопасность здоровья и кошелька граждан, а также их свободу.

"Раковый" пропуск

Начало марта ознаменовалось "раковым" скандалом – сразу несколько СМИ, ссылаясь на Роспотребнадзор, опубликовали материалы о том, что использование рентгеновских сканеров в аэропортах опасно для здоровья и может вызывать онкологические заболевания.

То, что такие сканеры небезопасны, действительно подтвердили в Роспотребнадзоре. Специалисты ведомства приняли участие в испытаниях и проверках этих приборов.

Сотрудники Роспотребнадзора пришли к выводу о том, что "все рентгеновские системы контроля людей являются достаточно мощными техногенными источниками рентгеновского излучения, представляющими потенциальную опасность для здоровья человека".

Однако поводов для тотального беспокойства пока нет. Ведь, как подчеркнули в ведомстве, сейчас сканирование людей пучком рентгеновского излучения с регистрацией отраженного или прошедшего через тело человека пучка применяется только для выборочного, добровольного досмотра авиапассажиров.

Для массового досмотра пассажиров, по мнению специалистов Роспотребнадзора, такая технология применяться не может, поскольку может повредить здоровью человека.

"Решение о возможности своего сканирования человек должен принимать самостоятельно, предварительно получив информацию о дозе облучения и возможных последствиях для здоровья. При скрытых исследованиях человек лишается права выбора. Однако даже при медицинских видах исследований человека федеральным законом предусмотрен порядок добровольности и возможность отказа пациента от исследований", - отметили в ведомстве.

Информация об опасности сканеров в аэропортах была опубликована в начале марта на сайте Роспотребнадзора. Позднее ее прокомментировал глава ведомства Геннадий Онищенко. И он, в частности, заявил, что никаких запретов на использование подобных сканеров вводиться не будет. А сами выводы ведомства предназначались для специалистов, которые работают с подобной рентгеновской техникой в аэропортах.

Вообще, как заметили в Роспотребнадзоре, с 2009 года в России для контроля авиапассажиров активно используют альтернативные установки для досмотра людей в миллиметровом диапазоне волн, которые не содержат источников ионизирующего излучения и могут применяться практически без ограничений.

О применении подобных технологий уже заявили в аэропорту "Домодедово".

"Для предполетного досмотра пассажиров служба авиабезопасности аэропорта использует радиоволновые сканеры. Такой досмотр не имеет никаких медицинских ограничений по применению, при сканировании используется метод активной радиолокации, аналогичный процедуре в кабинете УЗИ", - сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе "Домодедово".

Как говорят в пресс-службе, мощность радиосигнала такого сканера в 10 тыс. раз меньше мощности излучаемого сигнала мобильного телефона. Так что теоретически количество проходов через такой аппарат ничем не ограничено.

Радиоволновые сканеры, по информации пресс-службы, используют в "Домодедово" уже почти три года в пунктах досмотра пассажиров на внутренних и международных вылетах, и они считаются безопасным для всех, включая беременных, детей и лиц, пользующихся кардиостимуляторами.

В аэропорту подтвердили, что более мощные источники излучения (рентгенотелевизионные интроскопы, газоанализаторы, рентгенографические сканеры), используют для досмотра багажа и ручной клади. Так что, по крайней мере, в самом Домодедово (как ни парадоксально звучит эта фраза после теракта) все пассажиры могут быть спокойны.

Платить и плакать

Новую систему безопасности в метро власти пообещали сразу же после прошлогодних терактов на станциях "Лубянка" и "Парк культуры". Она должна была появиться в течение считанных месяцев. Но на ее разработку ушел почти год. Причем пока она так и не заработала. Действующую систему обещают запустить на станции метро "Охотный ряд" 16 марта. Старые системы безопасности, основанные на видеонаблюдении в вагонах метро и на станциях, были предназначены для расследования уже случившихся преступлений, и, к сожалению, почти не предотвращали новые.

Система на "Охотном ряду" пока пилотная. В случае успешного применения ее будут использовать и на других станциях столичного метрополитена. Решение об этом примут после I квартала 2011 года. Также эту систему тестируют и в других городах России, где есть метро.

В настоящее время система состоит из комплекса датчиков, видеокамер и информационных терминалов по раннему оповещению населения в случае возникновения каких-либо нештатных ситуаций.

В частности, на станции метро "Охотный ряд" расположено 75 видеокамер и 52 различных датчика, а также несколько информационных терминалов.

Установленное оборудование включает в себя систему радиационно-химического контроля. Датчики, по словам представителей МЧС, позволяют распознавать хлор, аммиак, углекислый газ и ряд боевых отравляющих веществ.

Пока, признаются разработчики, система не имеет датчиков, распознающих взрывчатые вещества, но в будущем при создании соответствующих технологий подобные устройства могут быть интегрированы в систему.

Скептики подозревают, что "напичканная электроникой и камерами" станция, скорее всего, останется единственной в своем роде – из-за своей стоимости. Если на остальных станциях метро установят аналогичные системы безопасности, то они будут в "усеченном" и более экономичном варианте. В противном случае доплачивать за безопасность придется самим пассажирам. Так, например, в Санкт-Петербурге местный метрополитен оценил, что реализация всего комплекса мер безопасности (рамки, сканеры, видеонаблюдение) может увеличить тариф на одну поездку в метро на 3 рубля.

Но даже с такими "вложениями" метро вряд ли в обозримом будущем достигнет уровня безопасности аэропортов – по большей части, из-за ограниченности нынешних технологий и несопоставимого по масштабам пассажиропотока. Тем не менее, некоторые вещи метрополитен у авиации уже перенимает. Так, в начале марта сотрудники столичной подземки начали проходить обучение на базе учебно-тренировочного центра внуковского аэропорта. Коллеги-авиавторы учили метрополитеновцев работать на технических средствах досмотра ручной клади и багажа.

Часть таких досматривающих установок будет мобильной, что позволит рассматривать подозрительные вещи и пакеты еще до прибытия профессиональных взрывотехников. Правда, стоят такие мобильные комплексы недешево – каждый более 25 млн рублей.

Однако пока все это из разряда проектов. В настоящее время, по данным последней проверки Генпрокуратуры, в России метрополитен, автомобильный и общественный транспорт не соответствуют требованиям безопасности. Одна из причин этого - инерционность Минтранса, который, по словам официального представителя Генпрокуратуры Марины Гридневой, "не осуществляет в полной мере функции по выработке госполитики и нормативно-правовому регулированию по обеспечению транспортной безопасности".

Тотальный досмотр

Менее затратным, но куда более спорным путем предлагают сейчас идти в РЖД. Там хотят получить возможность досматривать пассажиров и их багаж практически так же, как в аэропортах. В противном случае считать договор о перевозке расторгнутым и не пускать пассажира в поезд.

И это не единственное нововведение, которое предлагает всероссийский перевозчик. Поскольку безопасность во многом зависит от ситуации на прилегающих территориях, в РЖД предложили установить особые территории безопасности железнодорожного транспорта. В этих местах, по мнению перевозчика, необходимо ввести запрет и на перемещение людей и транспортных средств.

Кроме того, по мнению представителей РЖД, нужно уточнить статус служб безопасности, работающих непосредственно на перевозчика. Как правило, это представители частных охранных предприятий либо сотрудники штатных подразделений. В компании рассчитывают, что эти люди получат право проверять документы у пассажиров, находящихся в вокзалах и в поездах, досматривать вещи, изымать незаконно перевозимые предметы и вещества, а также передавать задержанных органам внутренних дел.

Интересно, что вопрос предоставления сотрудникам ЧОПов права досматривать граждан и их вещи уже прорабатывают московские чиновники, сообщил в начале марта источник в столичном правительстве. И за решение данного вопроса отвечает заместитель мэра Москвы Владимир Шукшин.

"В случае необходимости от имени мэра Москвы Сергея Собянина премьеру РФ Владимиру Путину будет направлено обращение по изменению закона "О частной детективной и охранной деятельности в РФ" в части наделения сотрудников ЧОПов полномочиями по досмотру граждан и их вещей на охраняемых объектах", - пояснил собеседник агентства.

Более того, с подобной инициативой выступают уже и в самом правительстве. Так, например, замминистра транспорта Андрей Недосеков заявил, что министерство считает необходимым наделить ЧОПы транспортных компаний правом досматривать пассажиров и лицензировать этот вид деятельности. Он добавил, что в ближайшее время ведомство обратится с соответствующими предложениями в правительство. Эти предложения одобряют представители МВД и ФСБ.

Но подобная инициатива уже вызвала отторжение. Причем, как у правозащитников, так и законодателей.

"Я совершенно не уверена, что сотрудники ЧОПов будут вести себя корректно, – считает глава правозащитного комитета "Гражданское содействие" Светлана Ганнушкина. - К ним и так достаточно много нареканий. И если они еще получат право проводить досмотр, ничего положительного это не принесет. Право проводить досмотр граждан и их вещей есть у правоохранительных органов".

По мнению Ганнушкиной, охранники - это частные лица, которым нельзя давать какую-то дополнительную власть над гражданами. "Почему бы в таком случае мне не дать право проводить досмотр, если у меня есть какие-то подозрения?", - задается вопросом правозащитница.

Инициативы силовых структур не вызвали энтузиазма и у вице-спикера Госдумы Любови Слиски. По ее мнению, силовые структуры лишь перекладывают ответственность друг на друга, когда ее необходимо делить всем месте. По ее мнению, надо делать ставку на профессионализм. И профессионально исполнять свои обязанности должны все - от рядового полицейского до представителя спецслужб. "Должна работать агентурная сеть, как в странах Западной Европы", - добавила депутат.

С ней соглашаются многие эксперты: безопасность на транспорте невозможно обеспечить чисто техническими средствами, для этого нужно принципиально иное сознание. Причем, как у тех, кто эту безопасность обеспечивает, так и у обычных граждан. Однако на то, что что-то в сознании поменялось, пока не приходится надеяться ни с той, ни с другой стороны, замечают они.

Так что, несмотря на все принимаемые меры, до настоящей безопасности нам еще далеко.

Обозреватель Алексей Дружников

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще