Точка зрения 7 апреля 2011 г. 16:54

Долгоиграющая утилизация

Interfax-Russia.ru – Госпрограмму утилизации автомобилей продлили до конца 2011 года, выделив на нее еще 5 млрд рублей.

Программа утилизации легковых автомобилей старше 10 лет стартовала в России 8 марта 2010 года. Планировалось, что эксперимент завершится 1 ноября 2010 года, однако ажиотажный спрос на автомобили привел к тому, что все 200 тыс. сертификатов, на которые была рассчитана программа, выбрали уже к концу июня.

Поэтому летом правительство решило продлить программу утилизации. Второй этап программы реализовывался на таких же условиях, что и первый. К тому же программа по стимулированию продаж автомобилей перестала быть экспериментом и стала бессрочной.

Вместе с тем Минпромторг РФ планировал завершить выдачу 500 тыс. сертификатов по программе автоутилизации уже к апрелю. "Рынок практически восстановился. Доля продаваемых автомобилей по программе утилизации снижается. Сейчас главное - это плавный выход из программы", - рассказывали "Интерфаксу" в начале марта в пресс-службе министерства.

"В настоящее время продление программы утилизации не планируется", - сказал собеседник агентства. Эту информацию чуть позже подтвердил и директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения министерства Алексей Рахманов. По его словам, выдачу автомобилей по сертификатам планировалось завершить в течение 2-3 месяцев после окончания выдачи сертификатов, а выплаты дилерам - до сентября.

Между тем эксперты PricewaterhouseCoopers (PwC) высказывали опасения, что после завершения программы стимулирования продаж за счет премии за утилизацию старого автомобиля продажи новых легковых автомобилей в России могут упасть. "В Германии произошло падение продаж после завершения программы утилизации. Есть угроза, что будет то же самое и в России. Как только программа утилизации завершится, мы увидим падение", - говорил партнер компании PwC, руководитель практики по оказанию услуг компаниям автомобильной отрасли Стенли Рут.

Чтобы избежать резкого снижения продаж, когда программа подойдет к концу, эксперты предлагали сокращать программу постепенно.

С тем, что рост продаж новых автомобилей в России после завершения государственной программы стимулирования за счет премий за утилизацию старых автомобилей может замедлиться, соглашался и заместитель министра промышленности и торговли РФ Андрей Дементьев.

"Именно поэтому мы предложили концепцию постепенного выхода из нее, не сделали резкой остановки этой программы", - заявлял он в ходе онлайн-интервью на сайте "Газета.ru". При этом чиновник также отмечал, что темп обращений за свидетельствами об утилизации показывает, что рынок движется в сторону естественного спроса.

"Считаю, что первое полугодие 2011 года, пока мы будем завершать программу, позволит рынку войти в стадию естественного развития, и мы не получим того отката, который получили наши коллеги в Германии и ряде евростран", - заявил Андрей Дементьев.

При этом он отметил, что в ряде других стран госпрограммы начинали фактически с распродажи площадок, и это привело объективно к уменьшению производства в следующем периоде. "Мы свою программу запускали, если можно сказать, на дне рынка, когда уже автопрому некуда было падать дальше. Соответственно, и того старого запаса на нас не давило, и мы продавали те автомобили, которые и производили в тот момент, когда действовала программа, а не расчищали складские запасы", - уточнил Дементьев.

Вместе с тем заместитель министра промышленности и торговли РФ считал возможным продление программы автоутилизации. "Теоретически, если бы нам было возможно отдавать средства на эту программу, то мы могли бы в том виде чуть-чуть продолжить, но принципиального значения это уже не имеет", - говорил он.

К началу апреля, по данным Минпромторга, было выдано 500 тыс. "утилизационных" свидетельств, через оформление договоров купли-продажи заказано более 480 тыс. автомобилей, из которых покупателям передано более 375 тыс.

Как показал анализ реализации программы, одним из самых важных факторов при покупке автомобиля россиянами стала его цена. В структуре приобретаемых по программе автомобилей лидирует продукция "АвтоВАЗа" (суммарная доля в программе 83%). Причем классическая линейка моделей – это 34% (167,6 тыс.) всех выписанных свидетельств. Из иностранных машин наиболее востребованной оказалась модель Renault Logan.

По словам директора департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга Алексея Рахманова, программа утилизации позволила не только гражданам приобрести автомобиль на льготных условиях. Программа также дала возможность предприятиям сформировать производственную программу на год вперед, а дилерским сетям пройти сложный период и дать толчок развитию утилизационной инфраструктуры.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что 6 апреля на совещании "О продлении программы утилизации легковых автомобилей и запуске программы обновления парка грузовых автомобилей и автобусов" премьер-министр Владимир Путин предложил продлить программу утилизации легковых авто до конца года. Он отметил, что это была мера, рассчитанная на два результата: "Прежде всего, поддержка автопрома. Эта отрасль оказалась в наиболее сложном положении. Напомню, что там работает 600 тыс. человек и вместе со смежниками это 3 млн человек".

При этом, по его словам, правительство рассчитывало и на другой результат чисто социального характера, поскольку программа была рассчитана, прежде всего, на людей с небольшими доходами и на дешевые автомобили.

Подводя предварительные итоги, председатель правительства подчеркнул, что эта мера сработала эффективно по обоим направлениям. "В общей сложности на программу утилизации старых легковых автомобилей мы направили 25 млрд рублей. Должен сказать, что многие наши сограждане воспользовались этой программой, если учесть еще то, что 165 тыс. человек воспользовались льготным автокредитованием. В целом 500 тыс. человек у нас приобрели новые машины. Вместе с членами семей это более 1,5 млн человек, имея ввиду, что среднестатистически у нас в семье три с небольшим единицы. Более 1,5 млн человек реально воспользовались программой, и это, безусловно, положительные результаты работы", - отметил Путин.

К тому же, по его словам, программа утилизации автохлама помогла и отечественному автопрому. В 2010 году отрасль удвоила выпуск продукции, причем по всем направлениям: продажи новых легковых автомобилей увеличились на 30%, грузовых автомобилей – на 122%, автобусов – почти на 30%. По итогам января-февраля производство легковых автомобилей выросло в 2,1 раза, автобусов – почти на 83%, грузовиков – на 45%.

"Я знаю мнение многих наших экспертов, которые считают, что нужно эту программу заканчивать. Искусственное стимулирование спроса нужно постепенно свертывать – так, как это сделано в других странах. Собственно, мы ранее об этом уже говорили и объявляли", - отметил Путин.

Однако, по его мнению, на многих предприятиях "все сделано на живую нитку". В качестве примера премьер привел ситуацию на "ИжАвто": "Там только начало производства, и в основном оно сосредоточено на так называемой классике".

Да и на других предприятиях, по его словам, "рост есть, но все-таки докризисный уровень пока еще не достигнут".

Поэтому премьер-министр предложил продлить программу в части, касающейся легковых автомобилей, до конца 2011 года и на этом ее закончить. При этом до конца года полностью обеспечить финансирование и выделить на эти цели дополнительно 5 млрд рублей.

С тем, что программа утилизации легковых автомобилей - одна из самых успешных программ, которые реализовывало правительство за последнее время, согласен и министр промышленности и торговли Виктор Христенко. "Эта программа имела многофакторный эффект по самым разным направлениям, и безусловно, 500 тыс. проданных легковых автомобилей за год - это, конечно, цифра, которая впечатляет", - отметил министр.

По его словам, решение о продлении программы означает, что до конца года "к этому полумиллиону автомобилей добавится еще 100 тыс. машин, которые будут предложены российским гражданам на замену старого автопарка".

Глава ведомства убежден, что эта мера позволит сбалансировать естественный рост рынка с тем, чтобы производители автомашин, российские автокомпании сумели обеспечить рост производственной программы.

Со своей стороны замминистра промышленности и торговли РФ Андрей Дементьев считает, что завершение программы утилизации автомобилей в конце 2011 года не отразится на развитии российского автомобилестроения. По его словам, уже сегодня российское автомобилестроение "живет в ситуации естественного роста рынка". "Программа утилизации - это уже не программа спасения, а программа поддержания рынка, поддержания даже темпов его роста", - считает замминистра.

"Я надеюсь, что по итогам 2011 года мы выйдем на докризисный уровень производства легковых автомобилей, и отмена программы утилизации уже не будет иметь критического значения", - заявил Дементьев журналистам.

По оценкам экспертов, продажи новых легковых автомобилей в России в 2011 году могут вырасти на 27% по сравнению с 2010 годом, до 2,26 млн штук, в том числе и за счет программы утилизации. В 2012 году рынок может увеличиться еще на 10-12% и достигнуть 2,5 млн новых легковых автомобилей, после чего рост замедлиться, отмечали эксперты аналитического агентства "Автостат".

По их мнению, докризисная планка в 2,8-3 млн автомобилей в год является тем максимальным уровнем, на который рынок сможет выйти к 2013-2014 годам только при очень благоприятном стечении обстоятельств.

Обозреватель Анастасия Николаева

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще