Точка зрения 28 октября 2011 г. 17:13

Большая премьера после большого ремонта

Interfax-Russia.ru – Шестилетняя эпопея с реконструкцией Большого театра завершилась в последнюю пятницу октября грандиозным концертом.

Масштабная реконструкция комплекса Большого театра, как признают руководители труппы, в общих чертах завершена, но есть, что доделывать. В то же время еще в ходе работ нашлись критики, утверждавшие, будто в результате ремонта от исторического здания Большого театра, от его зала с уникальной акустикой практически ничего не осталось. Как бы там ни было, но самый длительный и самый сложный капитальный ремонт в истории главной балетной и оперной площадки страны завершен. Самое время подвести первые итоги.

Цена акустики

Государственный академический Большой театр вступил в реконструкцию в июле 2005 года. К этому времени здание театра официально признали аварийным на 70%. То, что звездам мировой сцены приходится выступать в аварийных условиях, само по себе безобразие. Но для театра обветшание – все равно, что потеря голоса для певца. Зал оперного театра служит гигантским резонатором для оркестра и человеческих голосов. Когда театр перестает усиливать и придавать уникальное звучание живому звуку в прежней мере, про него говорят "утратил акустику". Именно это и произошло с Большим театром.

Кроме того, труппа Большого театра сейчас в десять раз превышает то количество артистов, на которое первоначально были рассчитаны гримерные для артистов и репетиционные залы. Модернизации требовала и театральная машинерия. По существу, главной сцене Большого требовалась вторая сцена, так называемая арьерсцена, где монтируют декорации, чтобы поменять их в мгновенье ока.

Задача реконструкторов осложнялась тем, что театр находится в историческом центре Москвы. "Расти" он мог либо вверх, но это решение исковеркало бы знакомый всему миру абрис здания с квадригой работы Клодта на фронтоне, либо расширяться за счет подземных этажей.

Именно второй вариант расширения театра лег в основу проекта архитектора Никиты Шангина. Он предложил под историческим зданием построить новое, железобетонное, с опорой на материковые породы. Однако в августе 2008 года автор проекта отказался от участия в дальнейших работах. Причина отказа – изменения в проекте, которые автор посчитал неприемлемыми.

Но самым первым из проекта реконструкции Большого вышел тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков. Он, посчитав бюджет проекта завышенным, объявил о выходе из попечительского совета, где был сопредседателем. Но в июне 2009 года реконструкция Большого театра все-таки "вернулась" в руки бывшего столичного мэра. Секвестр бюджета реконструкции произошел ровно через месяц после ее начала – смету урезали на 5,5 млрд рублей.

Вообще назвать точный объем инвестиций, поглощенный реставрацией, сегодня не представляется возможным. В том числе и потому, что далеко не все работы еще завершены. Об этом, в частности, заявил руководитель балета Большого театра Сергей Филин.

Именно он вступил в заочную полемику с ведущим танцором труппы Николаем Цискаридзе, который 10 октября заявил о неготовности театра к открытию. "Все, что сделали с Большим театром, - это вандализм", - заявил народный артист России "Интерфаксу".

"Говорят, например, что сделали замечательные гримуборные, но это совсем не так. Что в них замечательного, если в них даже нет окон", - продолжает он.

Критике подверглись и репетиционные залы. "В них такие низкие потолки, что нельзя будет поднять балерину - она сразу ударится о потолок", - говорит танцовщик.

Со своей стороны Сергей Филин заявил "Интерфаксу", что к 28 октября все, что должно работать в театре, работать будет. И сравнил завершение глобальной реконструкции с домашним ремонтом.

"Кто делал у себя ремонт, тот знает, что всегда что-то обязательно останется недоделанным, какие-то мелочи обязательно придется делать уже потом. Например, войдет артист в гримерную и увидит, что ему диван не поставили. Значит, скоро поставят", - сказал руководитель балета театра.

На фоне гигантского объема строительных, ремонтных и реставрационных работ диван в гримерной действительно может показаться мелочью. Взять хотя бы установку опорных сценических механизмов, законченную год назад, в начале ноября 2010 года. Как рассказал тогда агентству "Интерфакс-Недвижимость" официальный представитель генподрядчика, занимающегося реставрацией Большого театра, Михаил Сидоров, после установки этого элемента сцена будет практически собрана и готова к подключению. Теперь в Большом театре будет две сменные сцены - для оперы и для балета. Сцена опускается на глубину 15 метров, и на нее сможет заезжать фура с уже смонтированными декорациями.

Тогда же началось золочение отреставрированной главной люстры главного зала Большого театра. Оба эти факта доказывали – реконструкция театра вышла на финишную прямую.

Вместе с тем некоторые проблемы, по всей видимости, так и остались нерешенными. Подземные помещения, включая концертный зал, находятся вблизи от линий московского метрополитена. Год назад временно исполнявший обязанности мэра Москвы Владимир Ресин обещал журналистам, что репетиционный зал в подземном пространстве Большого театра будет оборудован специальной изоляцией, которая оградит его от шума метро.

А 15 октября 2011 года теперь уже первый заместитель мэра Москвы Владимир Ресин сообщил, что работа метро не помешает спектаклям. Правда, после того, как под рельсы подложат снижающие шум подкладки.

"Небольшие замечания, конечно, да, есть, они будут и через год, но они не влияют на работу театра", - подчеркнул он.

Между тем уже известно, что московский метрополитен намерен перекрыть движение по Замоскворецкой линии на два ноябрьских уик-энда для того, чтобы дать возможность довести акустику в Большом до идеальной.

Что касается общей суммы расходов на реконструкцию Большого театра, то тут последнее слово будет за государством. Об этом на пресс-конференции 24 октября заявил представитель генподрядчика Михаил Сидоров. Он отметил, что "эту сумму должно назвать государство, но последний раз Минкультуры озвучило цифру 21 млрд рублей". Вероятно, отсутствующие в гримуборных диваны также уже учтены.

Два века в одном концерте

Мимо глобального преображения Большого театра не смог пройти и главный постановщик гала-концерта открытия Дмитрий Черников. Правда, шестилетняя история перестройки главной оперной и балетной сцены России заняла в итоге около пяти минут. Вообще концепция представления представляет собой экскурс в прошлое театра.

"Конечно, будут выступления певцов, танцоров. Но фокус здесь в том, что театр обретет новое старое здание, историческое место. Будет много рассказано про то, что здесь было в XVIII-XIX веке, как выглядело закулисье, как театр развивался за прошедшие 230 лет", - отметил главный постановщик гала-концерта на пресс-конференции в Москве.

Между тем торжественное открытие главной исторической сцены Большого уже стало предметом спекуляций и скандалов. В продаже появились билеты на гала-концерт, причем руководство театра категорически отрицает свою причастность к этому. При этом в блогах даже назывались цены на билеты, надо сказать, совершенно фантастические - от 90 тыс. до 2 млн рублей.

Некоторые СМИ сообщали, что составлением списков приглашенных занимается управление делами президента РФ. "Мы не имеем никакого отношения ни к составлению списков, ни к распространению билетов на это мероприятие", - заявил между тем "Интерфаксу" пресс-секретарь управделами президента Виктор Хреков.

Стоит отметить, что, согласно распоряжению президента России Дмитрия Медведева "О торжественном открытии основного здания Государственного академического Большого театра России", предусмотрено создание оргкомитета по подготовке и проведению торжественного мероприятия. Источники агентства "Интерфакс" полагают, что именно оргкомитет и будет главным организатором торжественного открытия исторической сцены Большого.

Надо сказать, что такая система распределения билетов задела многих друзей театра, поддерживавших его во время нелегкой реконструкции.

"Мы все эти шесть лет ходили в Большой театр, как на работу, по первому зову Иксанова или его пресс-службы шли, разбирались, написали множество статей. Тогда мы все были нужны, а теперь нас и знать не хотят", - рассказывает "Интерфаксу" один из ведущих московских музыкальных критиков Марина Гайкович.

По ее словам, подобная ситуация невозможна ни в одной стране мира. "Даже представить себе нельзя, что началось бы, если бы открытие, скажем Ковент-Гарден попытались провести в таком формате, отдав весь театр на откуп администрации президента. Впрочем, там такое в принципе невозможно. И обязательно бы билеты поступили в продажу. А у нас, как всегда, все закрыто, все келейно", - заявила она.

Между тем за пять дней до торжественного открытия обстановка возле театральных касс Большого театра уже была, мягко говоря, нездоровой. Об этом журналисты сообщили генеральному директору театра Анатолию Иксанову на пресс-конференции 24 октября. В ответ руководитель театра честно признал, что не знает, как бороться со спекулянтами.

"Проблема есть. Как с этим бороться, я не знаю. Проблема существует и в Парижской опере, и в Ла Скала, другое дело, что и там перекупщики говорят на русском языке", - заявил он.

Впрочем, информацию о том, что билеты на гала-концерт, который ознаменует открытие исторической сцены Большого театра 28 октября, будут стоить 2 млн рублей, Иксанов назвал "уткой". Он также сообщил, что после открытия отреставрированной сцены билеты для зрителей в партер на оперу "Руслан и Людмила" будут стоить 3 тыс. рублей.

Возможно, масла в огонь спекуляций подливает то обстоятельство, что после реконструкции количество зрительских мест уменьшилось с 2 тыс. 155 до 1 тыс. 740. Зато расширилась сценическая площадь. До реконструкции соотношение зрительской и сценической зон составляло 1:1, после реконструкции оно составило 1:4.

Впрочем, к услугам москвичей и гостей столицы, не попавших 28 октября в зал Большого, организована прямая трансляция гала-концерта прямо на Театральной площади. Концерт смогут увидеть также посетители 100 кинотеатров по всему миру, а также посетители сайта Youtube в 36 странах.

Обозреватель Елена Глушкова

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще