Точка зрения 1 февраля 2012 г. 11:41

Туроператор под следствием

Interfax-Russia.ru – Возбуждено уголовное дело в отношении руководителей разорившегося туроператора "Ланта-тур вояж" - за мошенничество в особо крупном размере им грозит до 10 лет тюрьмы.

Следственный комитет России (СК РФ) начал проверку по фактам нарушений прав клиентов туристической компании "Ланта-тур вояж" сразу после того, как туроператор объявил себя банкротом. Правда, туристическая общественность сомневалась, что следователи найдут основания для уголовного преследования.

Однако 31 января Главное следственное управление СК РФ по Москве возбудило уголовное дело в отношении руководителей туристической компании "Ланта-тур вояж" по ч.4 ст.159 УК РФ (мошенничество, совершенное организованной группой в особо крупном размере). По этой статье им может грозить до 10 лет лишения свободы.

Как пояснил "Интерфаксу" официальный представитель СК РФ Владимир Маркин, в ходе проверки было установлено, что "в результате неправомерных действий руководителей компании "Ланта-тур вояж" пострадали более 3,5 тыс. граждан, которым причинен материальный ущерб в особо крупном размере".

Так, по его словам, с конца 2011 года до 28 января 2012 года по указанию руководства компании в Москве с клиентами были заключены многочисленные договоры на оказание им туристических услуг, включавшие в себя авиаперелеты, трансфер, проживание в гостиницах, туристические экскурсии. "Оговоренные договорами денежные суммы компанией были получены в полном объеме, однако взятые на себя перед клиентами обязательства руководство компании умышленно не выполнило, объявив 27 января о предстоящем банкротстве и присвоив полученные денежные средства граждан", - подчеркнул представитель СК РФ.

Маркин отметил, что в рамках уголовного дела будут установлены все руководители туроператора, виновные в нарушении прав клиентов компании как на территории РФ, так и за рубежом. "Виновные понесут уголовную и иную предусмотренную законом ответственность за преступное нарушение прав граждан и хищение их денежных средств", - отметил он.

Также в рамках дела будет дана правовая оценка действиям госчиновников, которые контролируют туристическую сферу.

Кроме того, СК РФ намерен сделать все возможное, чтобы пострадавшие туристы получили возмещение причиненного им материального ущерба и морального вреда, сказал Маркин. В связи с этим всем пострадавшим предложили обращаться с заявлениями в Главное следственное управление СК РФ по Москве.

Между тем представители российского турбизнеса крайне удивлены решением Следственного комитета России. "Выводы, которые сделал СК РФ после нескольких часов общения с руководством компании "Ланта - тур", причем, не имея на руках всех материалов, списков, итоговых сумм, вызывают удивление", - заявил "Интерфаксу" первый вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Владимир Канторович.

По его мнению, такая позиция ведомства в корне противоречит программному предвыборному заявлению Владимира Путина о необходимости ослаблять государственный контроль за бизнесом и руководствоваться в первую очередь "презумпцией добросовестности бизнеса".

Со своей стороны исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе выразила надежду, что разбирательство в СК РФ по делу туроператора будет проходить в рамках закона. "АТОР сделает все возможное, чтобы в этой ситуации оказать помощь "Ланта-тур вояж" в рамках законодательства", - заявила Ломидзе журналистам.

По ее мнению, причиной краха туроператора являются "ценовые войны" на рынке, в которых пострадали, главным образом, средние и мелкие туркомпании.

Недоумевают по поводу возбуждения уголовного дела и в Российском союзе туриндустрии (РСТ). По мнению пресс-секретаря РСТ Ирины Тюриной, в связи с участившимися банкротствами туркомпаний, государственным органам, без сомнения, надо что-то предпринимать. "Но Пучкову (владелица компании "Ланта-тур вояж" Людмила Пучкова – ИФ) можно обвинить скорее в неэффективном ведении бизнеса, а не в мошенничестве", - считает Тюрина.

"Где был Следственный комитет, когда год назад другой крупнейший туроператор, "Капитал тур", "кинул" гораздо больше наших соотечественников, которые до сих пор не получили компенсаций? На мой взгляд, надо провести объективное расследование. Так как состава преступления нет, обвинения наверняка не будет", - отметила Тюрина.

Впрочем, по словам пресс-секретаря РСТ, пострадавших клиентов "Ланты" может быть больше, чем было заявлено ранее. Дело в том, что у туркомпании нет реестра проданных туров, который необходимо предоставить в соответствующие органы. Одних только круизных туров, стоимость которых очень высока, было продано около 1 тыс.

"В то же время Пучкова не скрывается и готова возмещать убытки потерпевшим клиентам. Многие из них сейчас вылетают планово, то есть в те даты, на которые у них есть билеты. И существует только проблема с отелями в некоторых странах, где требуют повторно оплатить проживание", - заметила представитель РСТ.

По данным Российского союза туриндустрии, к вечеру 30 января в Россию улетели 109 человек из Таиланда, 62 - из Вьетнама, 48 - из Чехии, 28 - из Франции, 10 - из Доминиканы.

В свою очередь Федеральное агентство по туризму РФ (Ростуризм) обнародовало список отелей, на которые жаловались клиенты "Ланта-тур вояж".

В частности, на "горячую линию" ведомства поступили сообщения о противоправных действиях руководства следующих отелей и компаний: Гоа (Индия) - отели Nitya Resort, Neelams the Grand, Don Hill Beach Resort, принимающая компания Caper; Вьетнам - отели Hai Au, Hoang Ngoc Resort, Bamboo Village (Фан Тиет); Мексика - отель Ocean Marial; Италия - принимающая компания Gartour.

Поскольку наибольшее число жалоб поступало из Таиланда, 29 января в Бангкок прибыл замглавы Ростуризма Григорий Саришвили. Он провел переговоры с главой департамента туризма Таиланда и шефом туристической полиции. По итогам переговоров туристские власти Таиланда обещали принять все необходимые меры для того, чтобы отели впредь не удерживали российских туристов – клиентов "Ланта-тур вояж", препятствуя их возвращению на Родину и требуя повторно оплатить проживание.

Ведомство также напоминает, что в ответ на письменное обращение Ростуризма руководство Росавиации подтвердило, что согласно специальному распоряжению все российские авиакомпании должны обеспечивать бесплатное переоформление билетов туристов "Ланта-тур вояж" на другие даты вылета на имеющиеся свободные места.

Готовность вывозить клиентов "Ланты" из курортных зон на свободных местах и без дополнительных сборов уже подтвердили авиакомпании "Аэрофлот - российские авиалинии" и "Авиационная компания "Трансаэро".

По информации Ростуризма, на конец дня 30 января за границей с учетом уже вернувшихся туристов находятся около 3 тыс. россиян, отдыхающих по линии "Ланта-тур вояж".

Российские туристы, испытывающие проблемы за рубежом по вине этого туроператора, также могут рассчитывать на содействие МИД РФ. Российское внешнеполитическое ведомство уже заявило, что готово оказать им помощь в рамках своей компетенции.

В частности, по сообщению МИД, "удалось приступить к организации отлета на родину в первую очередь тех туристов, оплата за пребывание которых не была произведена российским туроператором".

В своем заявлении ведомство отмечает, что российские посольства и консульства незамедлительно подключились к урегулированию возникшей ситуации, которую взяли на постоянный контроль специально созданные штабы. Так, после уточнения списков туристов в места наибольшей концентрации клиентов "Ланта-тур вояж" оправились консульские сотрудники, и открылись "горячие линии". Кроме того, диппредставительства направили властям стран пребывания клиентов "Ланта-тур вояж" обращения с требованием не ограничивать законные права россиян на свободное передвижение и просили оказать им содействие в урегулировании возникшей ситуации.

Также консульства предложили местным туристическим компаниям - партнерам обанкротившегося туроператора направить гарантийные письма в гостиницы, которые препятствуют нормальному отдыху россиян. "К решению проблемы также подключены почетные консулы Российской Федерации", - отмечает МИД РФ.

Вместе с тем помимо застрявших за границей туристов на отдых не сумели выехать около 1 тыс. россиян, купивших туры у компании "Ланта-тур вояж". Все они также являются потенциальными клиентами страховой компании "Ингосстрах", в которой туроператор имеет финансовую гарантию на 100 млн рублей.

Как сообщил заместитель главы Ростуризма Евгений Писаревский на заседании комитета Совета Федерации по социальной политике, со страховой компанией достигнута договоренность о том, что заявления на получение компенсаций клиенты "Ланты" могут подавать уже сейчас, не дожидаясь наступления даты тура. При этом, по его словам, компенсации начнут выплачивать только после того, как будут приняты все заявления, и будет установлено точное число клиентов туроператора, которым должна быть выплачена компенсация.

По состоянию на конец рабочего дня 30 января в "Ингосстрах" уже подано более 200 заявлений. В Москве заявления принимают в двух офисах - на ул. Лесная и на ул. Б.Тульская, а в регионах можно обратится в филиал страховой компании или отправить заявление почтой.

Начальник управления страхования ответственности страховой компании "Ингосстрах" Дмитрий Мелехин пояснил порталу "Интерфакс-Туризм", что по закону туристы могут обратиться с претензиями не только к страховщику, но и к туроператору и в турагентство, но в случае с "Ланта-тур вояж" заявления принимает страховая компания.

Между тем руководству обанкротившегося туроператора грозит не только уголовная, но и административная ответственность. Как заявил "Интерфаксу" глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, московское управление возбудило в отношении "Ланта-тур вояж" административное дело. "Мы усматриваем наличие признаков административного правонарушения, за которое предусматривается ответственность по ч.1 ст.14.4 КоАП (оказание услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов)", - рассказал Онищенко.

Он подчеркнул, что на основании закона о защите прав потребителей, а также Правил оказания услуг по реализации турпродукта, утвержденных постановлением правительства, фирма обязана предоставлять потребителю туристический продукт, качество которого соответствует обязательным требованиям закона и заключенного договора. А то, что происходит с клиентами "Ланты", по мнению Онищенко, "ухудшение условий путешествия, указанное в договоре о туристической путевке".

"Говоря простым языком, это неисполнение условий договора, который гражданин заключил с фирмой, когда покупал путевку", - добавил он.

Онищенко призвал россиян, пострадавших в связи с финансовыми трудностями, возникшими у "Ланта-тур", обращаться на телефоны "горячей линии" Роспотребнадзора, указанные на сайте службы. "Это будет существенным основанием для продвижения этого административного дела и подготовки дел для рассмотрения в суде", - отметил глава ведомства.

По его мнению, ситуация, возникшая вокруг "Ланта-тур", как никогда подчеркивает своевременность и важность рассмотрения вопроса, связанного с защитой прав туристов.

В свою очередь премьер министр РФ Владимир Путин уже поручил Минспорттуризму совместно с другими заинтересованными органами подготовить поправки в законодательство, позволяющие в дальнейшем избежать ситуаций, подобных возникшей вокруг туроператора "Ланта-Тур Вояж". В ходе встречи в Тамбове с главой Минспорттуризма Виталием Мутко глава правительства отметил, что нужно "подумать над тем, как совершенствовать законодательство в этой сфере".

В частности, Путин предложил "создать саморегулируемую организацию, которая взяла бы на себя часть проблем, которые возникают в подобных случаях".

По словам премьера, такая организация могла бы помогать туркомпаниям решать подобные проблемы "напрямую, между собой, между страховыми организациями, чтобы граждане эти сложности на своих плечах не несли".

При этом глава правительства подчеркнул, что не видит криминала в случившемся с туроператором и заявил, что фирме нужно помочь решить проблемы с контрагентами за рубежом. "Фирма ("Ланта-тур" - ИФ) на рынке давно, работала до сих пор исправно. На первый взгляд, там нет признаков криминальных проявлений. Хотя, конечно, все нужно проверить", - сказал премьер, предложив "исходить из того, что это - чисто экономическая ситуация".

Он обратил внимание на то, что сложности с "Ланта-тур" возникли неожиданно". "Давайте пойдем по самому простому пути, который бы гарантировал соблюдение интересов наших граждан, прежде всего. Нужно помочь фирме расплатиться со своими контрагентами за границей, с тем, чтобы наши граждане могли спокойно отдых завершить, и в рамках тех договоренностей, которые у них есть с этой фирмой, за свои же собственные деньги вернуться на родину", - предложил премьер.

По словам Путина, он договорился с одним из "наших государственных банков, который готов помочь с тем, чтобы потом, конечно, предпринять все необходимые усилия для того, чтобы эти деньги вернуть". Как стало известно "Интерфаксу", банк, о котором идет речь, - это ВТБ.

Глава правительства попросил министра посчитать, во сколько это обойдется и "сделать это оперативно". Премьер РФ подчеркнул, что "у контрагентов этой компании за рубежом не должно быть сомнений в том, что обязательства будут исполнены".

Следующий шаг, уточнил Путин, обеспечить интересы государственного банка. "Насколько я понимаю, фирма никуда от вас не сбегает, не прячется, в контакте с вами, готова работать в поисках решения. Занимайтесь этим", - сказал премьер.

Также Путин поручил главе Минспорттуризма в течение суток урегулировать проблемы, возникшие у российских туристов, выехавших за рубеж по линии туроператора "Ланта-тур вояж".

Обозреватель Анастасия Николаева

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще