Точка зрения 3 мая 2012 г. 19:58

Сталинобусы возвращаются

Interfax-Russia.ru – "Автобусы Победы" начали курсировать по улицам российских городов в преддверии 9 мая. Уже в первые дни акция вызвала большой резонанс в обществе.

В дни празднования 67-й годовщины Победы в России и ряде стран СНГ в четвертый раз пройдет акция "Автобус Победы", в рамках которой на маршруты в крупнейших городах выйдут автобусы, украшенные портретами Иосифа Сталина, военной символикой и изображениями победного парада на Красной площади 24 июня 1945 года.

Впервые акция состоялась в Санкт-Петербурге в мае 2010 года и была приурочена к 65-ой годовщине Победы СССР над гитлеровской Германией. В следующий раз "Автобусы Победы" появились на улицах Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Иркутска, Омска, Кирова, Уфы, Новосибирска, Хабаровска, Южно-Сахалинска, Тюмени, Читы, Томска, Калининграда и Севастополя в день празднования 66-ой годовщины Победы (май 2011 года) и 70-й годовщины парада на Красной площади 7 ноября 1941 года (ноябрь 2011 года).

Планируется, что в этом году "Автобусы Победы" или, как их еще иначе называют, "Сталинобусы" появятся уже в более чем 30 городах России и стран СНГ. На сегодняшний день участие в акции подтвердили Волгоград, Вологда, Омск, Владивосток, Чита, Тюмень, Самара, Уфа, Пермь, Абакан, Таганрог, Казань, Брянск, Калининград, Курск, Ростов-на-Дону, Иркутск, Новосибирск, Томск, Киров, Москва, Санкт-Петербург, Киев, Севастополь, Минск.

В Екатеринбурге, Набережных Челнах, Новочеркасске, Саранске и Нижнем Новгороде премьера "Сталинобусов 2012" уже состоялась.

"Этой акцией мы хотим подчеркнуть ведущую роль Иосифа Сталина в достижении той Великой Победы, годовщину которой мы празднуем, и поблагодарить ветеранов фронта и тыла за то, что они сделали для будущих поколений, для всех тех, кто живет ныне на территории России, бывших советских республик, да и многих стран Европы", - сообщил Interfax-Russia.ru один из организаторов акции Виктор Логинов.

Финансируется данный проект исключительно за счет добровольных пожертвований энтузиастов. На официальном сайте акции размещен счет, на который перечисляются средства для аренды бортов машин и изготовления наклеек.

В среднем затраты на проведение акции варьируются от 10 до 50 тысяч рублей для каждого города. Например, в Вологде оформление и аренда бортов одного автобуса на 2 месяца обошлась организаторам в 43 тысячи рублей, в то время как в Волгограде за 54 тысячи рублей удалось подготовить пять маршруток.

На данный момент на проведение акции "Автобус Победы" собрано около полмиллиона, и эти деньги уже ушли в регионы.

В зависимости от стоимости аренды автобусов и изготовления наклеек в каждом конкретном городе будет определено и количество "Автобусов Победы", которые будут в них курсировать. Однако, по словам организаторов акции, в первую очередь необходимо запустить машины в столицах и городах-героях Великой Отечественной войны.

"Например, в Волгограде организаторам самостоятельно не удалось собрать необходимой суммы, и мы направили туда часть средств из общего бюджета", - рассказал Interfax-Russia один из организаторов акции Алексей Рерих.

"Автобусы Победы" будут курсировать в городах в течение 1-2 месяцев. Большая часть "Сталинобусов" – это большие пассажирские автобусы, ПАЗики и маршрутные такси. Реже изображения главнокомандующего советской армией можно будет увидеть на троллейбусах и трамваях. Тем не менее, подготовлены макеты для всех видов транспорта. Помимо размера и формы они также различаются еще и напечатанными на них цитатами.

"Изначально мы разместили на автобусах слова, произнесенные Иосифом Сталиным на кремлевском приеме 24 июня 1945 года: "Я бы хотел поднять тост за здоровье нашего советского народа и, прежде всего, русского народа!" Однако такая цитата не нашла понимания у некоторых представителей власти, которые посчитали ее националистической, поэтому в ряде городов нам пришлось заменить ее на фразу: "Это наша победа!", - рассказал Рерих.

Как признаются организаторы, наряду со сторонниками акции есть и ее явные противники.

"Некоторые рекламные агентства с подачи регионального правительства отказались с нами сотрудничать, мотивируя это тем, что портрет Сталина – это политическая реклама, которой они не занимаются. Например, в связи с этим не получается провести акцию в Казани", - рассказал собеседник Interfax-Russia.ru.

Несмотря на то, что по заверениям организаторов, акция является не политический, а исторический, ряд общественных организаций также осуждает "Сталинобусы".

"Печатать фото Сталина на общественном транспорте - идентично подобному размещению портрета Гитлера в Германии. Войну выиграл не Сталин, а народ. Выиграл количеством: на каждого убитого немца - сто убитых русских. А так называемый главнокомандующий даже среднего специального образования не имел. Какой же он стратег? Какой же он руководитель?", - считает председатель правления Нижегородского общества жертв коммунистического террора Владимир Пантелеев.

С ним отчасти соглашается и сопредседатель Пермской городской общественной благотворительной организации "Молодежный "Мемориал" Роберт Латыпов.

"Появление в городе подобных автобусов будет оскорбительно не только для многих репрессированных, но и ветеранов Великой Отечественной войны. Победа в войне далеко не всегда связана с главой государства. Неправильно приписывать победу одному только человеку, пусть даже и главнокомандующему. Не Сталин победил фашистов, а народ", - сообщил Interfax-Russia.ru Латыпов.

Между тем, жители городов, в которых уже появились "Сталинобусы", относятся к этой идее достаточно спокойно. "Это часть истории, поэтому как к ней относиться? Нормально нужно относиться", - гласит один из типичных постов на екатеринбургском форуме.

Другие отмечают ключевую роль Иосифа Сталина в Великой Отечественной войне. Третьи хоть и говорят, что при нем было репрессировано большое количество людей, но считают, что без этих жестких мер страна никогда бы не смогла бы выиграть в борьбе с нацистской Германией и восстановиться после разрушительной войны.

"Сталин принял страну аграрного типа, а оставил ее с ядерным оружием, да еще и пережив войну, да не просто так, войнушку какую, а такую, что полстраны в пепелище лежало, причем самая плодородная и освоенная половина страны", - пишет пользователь Melt Alex Nevski.

Из года в год акция "Автобусы Победы" вызывает большой общественный резонанс, и сегодня многие сходятся во мнении, что во избежание конфликтов все же было бы разумнее использовать другой символ Победы.

"В конце концов, почему именно образ Сталина символизирует победу над фашизмом? На мой взгляд, во всем виновата человеческая леность: дизайнеры просто поленились оценить другие образы победы Отечественной войны. Людям нужны понятные и близкие символы - человеческие ценности: это мужество и героизм простого человека, но не противоречивый образ Сталина, тогда и проблем никаких и не возникнет", - рассуждает сопредседатель "Молодежного "Мемориала" Роберт Латыпов.

Бесспорно, Сталин – неоднозначная фигура в нашей истории, однако такая акция, возможно, не самый лучший способ напомнить людям о нем.

Обозреватель Наталья Пономарева

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще