Точка зрения 18 июня 2013 г. 16:58

В едином формате

Interfax-Russia.ru - Минобразования РФ может предложить школьникам единые учебники не только по литературе и истории, но и по другим предметам. Эксперты критикуют идею властей.

Президент РФ Владимир Путин поддержал предложение о создании единого учебника истории еще в марте. Теперь в министерстве образования предлагают унифицировать учебники по литературе и ряду других предметов.

Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, в частности, не исключает, что в России могут появиться единые учебники по нескольким дисциплинам.

"Я слышал предложения о создании единого учебника по литературе. Мы внимательно изучаем эти возможности (о создании учебников по другим предметам - ИФ)", - сказал Дмитрий Ливанов журналистам.

История в новом формате

В середине июня началось общественное обсуждение концепции единого учебника по истории России.

"Фактически мы сейчас даем старт общественному обсуждению историко-культурной концепции", - сказал на заседании по разработке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории Дмитрий Ливанов.

Министерство образования и науки РФ на своем официальном сайте опубликовало "дорожную карту" по разработке единого учебника. Предполагается, что до конца сентября состоится широкое общественное обсуждение концепции, в том числе в СМИ и в интернете. Помимо этого авторы хотят провести социологические опросы среди россиян и выяснить, какие исторические события лучше всего помнят в нашей стране.

Между тем, Дмитрий Ливанов считает, что новый единый учебник истории не должен давать ответы на все вопросы.

"Он должен учить детей искать ответы на них самостоятельно. Чем лучше будет набор факторов, тем в большей степени учебник будет решать поставленные задачи", - сказал министр образования.

Он также отметил, что другие пособия по истории не вычеркнут из федерального перечня учебников, если они будут соответствовать предъявляемым требованиям.

"Все учебники, которые будут соответствовать высокому уровню, в федеральный перечень попадут", - сказал Ливанов, отвечая на вопрос журналистов о будущем уже существующих книг.

В свою очередь министр культуры РФ Владимир Мединский, который является заместителем руководителя рабочей группы по подготовке концепции единого учебника отечественной истории, считает, что единый учебник отечественной истории должен заканчиваться событиями 2000 года, а последующие развитие страны нужно отнести к современности.

"Когда я говорю о современной России, мне кажется самым правильным со всех точек зрения поставить точку на двухтысячный год, на вступлении в должность президента (Владимира Путина - ИФ). Все что дальше - современность. Это снимает массу вопросов, связанных с персоналиями в том числе", - считает Мединский.

"Я уже вижу обсуждение персоналий, попавших в школьный учебник истории. Ну зачем? Двухтысячный год - точка. А время покажет", - подчеркнул он.

Министр добавил, что такая концепция понимания современности напоминает ту, что была принята в Российской империи. "Давайте вспомним, как учебники истории писали в царской России. Действующий дом в учебник истории не попадал, речь шла только о предпоследнем государе-императоре", - напомнил Владимир Мединский.

Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов согласен с такой позицией.

"Мне трудно сказать, наверное, правильнее было бы закончить 2000 годом", - сказал Ливанов, комментируя предложение Владимира Мединского.

Ранее Мединский предлагал синхронизировать единый учебник истории России с историей других государств. По его мнению, учебник должен отражать взаимосвязь отечественного исторического процесса с судьбой других государств.

"В начале каждого раздела учебника (следует) давать справку, которая должна показывать, какие исторические процессы проходили в мире. Это актуально для всей истории, потому что процессы во многом были сходны у нас с другими государствами", - отметил глава министерства культуры.

По его словам, история России должна быть рассмотрена в контексте истории мира и других стран. "Синхронизация позволит лучше понять зависимость судьбы нашей страны от судьбы других государств", - подчеркнул министр.

Однако власти предлагают еще и "осовременить" учебник. Глава комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов предложил сделать его мультимедийным. По его мнению, учебник должен содержать ссылки на оцифрованные исторические архивы.

"Учебник должен быть не просто в картонной обложке, а чем-то мультимедийным, иметь отсылки в те же архивы, которые сейчас тоже цифруются", - предложил Никонов, впрочем, он не пояснил, каким образом планируется реализовать эту инициативу.

Кроме того, глава комитета по образованию выразил уверенность, что разработчики единой концепции курса истории России в школах подойдут с должной деликатностью и профессионализмом к фигуре Иосифа Сталина в историческом контексте.

"Напишут нормально", - ответил Никонов на соответствующий вопрос журналистов.

Заручились поддержкой

Впрочем, россияне с воодушевлением отнеслись идее введения единого учебника истории. Почти три четверти опрошенных граждан России (71%) высказались "за", сообщили "Интерфаксу" социологи "Левады-центра".

Опрос проводился в конце мая в 130 населенных пунктах 45 регионов России. В целом 10% респондентов высказались "против", остальные (19%) пока не смогли определиться.

Идею создания единого учебника истории президент России Владимир Путин поддержал 29 марта на первой конференции Общероссийского народного фронта (ОНФ) в Ростове-на-Дону.

"Я полностью согласен с тем, что должна быть какая-то каноническая версия нашей истории. Если действительно мы будем на востоке изучать одну историю, на Урале - вторую, в европейской части - третью, это в целом может разрушать, и наверняка будет разрушать, единое гуманитарное пространство нашей многонациональной нации", - заявил президент.

В ОНФ, в свою очередь, считают, что в целом в России сейчас не вполне благоприятная среда для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания.

"Основное население окончательно не отошло от духовного кризиса после распада коммунистических ценностей, дискредитированы понятия общего блага и социальной справедливости, а поиски национальной идеи, способной консолидировать общество, не принесли желаемых результатов", - пояснила руководитель пресс-службы ОНФ Виктория Сотникова.

В этих условиях, подчеркнула она, сложно переоценить роль уроков истории как элемента гражданского и патриотического воспитания подрастающего поколения.

Со своей стороны, "Единая Россия" выступила за разработку базовых учебников по всем школьным предметам, а не только по истории. "Мы предлагаем внести в изменения в закон об образовании по созданию базового учебника не только истории, а вообще базовых учебников. Совершенно лукавым является рассуждение о том, что якобы вариативность учебников обеспечивает качество образования", - заявила член президиума Генсовета "Единой России", координатор патриотической платформы партии Ирина Яровая.

В свою очередь депутат Андрей Красов, представляющий в Госдуме ОФН, также предлагает развивать общественные проекты, связанные с созданием единого учебника истории.

"ОНФ, обсуждая проблемы написания единого учебника истории, 14 мая в Вязьме уже предлагал развивать ряд общественных проектов, через участие в которых каждый россиянин смог бы почувствовать себя частью большого сообщества и лично поучаствовать в установлении исторической правды. Например, проект формирования единого учебника истории в интернете (по принципу Википедии), где каждый мог бы рассказать о своем земляке, родственнике, участвовавших в Великой Отечественной войне, их подвигах", - цитирует слова Андрея Красова пресс-служба движения.

По мнению Красова, молодым людям и всему обществу нужно дать возможность не только изучать историю, но и формировать ее самостоятельно, в том числе в интернете.

Как сообщалось, концепцию единого учебника по истории подготовят к октябрю. В состав рабочей группы, которая будет координировать разработку новых учебников по истории, вошли 35 человек.

Руководит процессом председатель Госдумы РФ, председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин, его заместителями будут глава Минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов и глава Минкультуры Владимир Мединский. Научным руководителем группы станет директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарян.

В качестве площадок для обсуждения создатели проекта собираются использовать не только СМИ, но и специально созданный общественный портал "Пишем историю вместе". Параллельно осуждению будет разрабатываться и сам проект концепции.

В октябре рабочая группа по итогам общественных обсуждений утвердит стандарт и концепцию, а также объявит конкурс на разработку единого учебника на их основе.

Между тем, в российском историко-просветительском и правозащитном обществе "Мемориал" с недоверием относятся к идее создания единого учебника по истории.

"Не знаю, хорошее ли дело - выработка историко-культурного стандарта, но выработка единой концепции - дело весьма сомнительное", - заявил "Интерфаксу" глава "Мемориала" Арсений Рогинский.

"У преподавателей и учеников должен существовать веер возможных интерпретаций. Боюсь, что выработка единого учебника приведет к выработке единого "правильного" решения. Ничего вреднее для формирования новых поколений россиян быть не может", - добавил он.

Ожидается, что в сентябре-октябре концепция и историко-культурные стандарты будут доработаны, и в октябре состоится утверждение этого стандарта и концепции единых учебников по истории России.

Обозреватель Анастасия Карпова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще