Точка зрения 28 января 2014 г. 17:39

Без пошлин и конкурентов

Interfax-Russia.ru – В РФ могут снизить беспошлинный объем онлайн покупок до 150 евро в месяц. Это подстегнет развитие российских интернет-магазинов, но может привести к развитию мошеннических схем.

Федеральная таможенная служба (ФТС) предложила правительству ограничить зарубежные почтовые отправления, не облагаемые пошлиной, по частоте, стоимости и весу. Сейчас российские физлица могут не декларировать товары, полученные по почте, если их суммарная стоимость в течение месяца не превышает 1 тыс. евро, а общий вес – 31 кг. Если посылка дороже или тяжелее – получатель должен заплатить пошлину в размере 30%, но не менее 4 евро за 1 кг веса. Однако чиновники посчитали, что эта планка может быть снижена, и раз в месяц без пошлин можно будет получить товар стоимостью до 150 евро. За более дорогие товары придется платить 30% налог и растаможивать их самостоятельно. Это, теоретически, может увеличить налоговые доходы государства, стимулировать российский интернет-рынок и выровнять конкуренцию между зарубежными и отечественными онлайн магазинами.

По данным Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", сейчас в России действует самый высокий в мире порог беспошлинного ввоза, тогда как за рубежом он составляет 22 евро, а в Индии, Бразилии, ОАЭ и Китае его нет вообще.

Как пояснил вице-спикер Госдумы Сергей Железняк, сегодня достаточно часто россияне заказывают за рубежом товары на сумму около 1,5 тыс. евро, при этом в российский бюджет налогов с этой покупки не поступает. Кроме того, "ни пошлины, ни НДС, ни налог на прибыль с таких товаров не взимается".

"Интернет-магазины, действующие в иностранных юрисдикциях, получают неоспоримое конкурентное преимущество, ответственная интернет-коммерция обрекается на вымирание, а государство теряет тысячи рабочих мест и миллиарды потенциальных налоговых поступлений", – подчеркнул политик.

В итоге предложение снизить порог беспошлинной интернет-торговли поддержали в Минфине. Там посчитали оптимальным ограничение в несколько десятков евро в месяц. В Минэкономразвития также вступились за предложение, однако порог подняли до 150 евро и настояли на том, чтобы аналогичные меры ввели в "тройке" стран-членов Таможенного союза. Иначе, по словам замминистра экономического развития Алексея Лихачева, на границах России с Казахстаном и Белоруссией могут возникнуть "серые зоны". Возможно также, что в будущем Минкомсвязи РФ совместно с таможенниками создадут систему отслеживания интернет-покупок.

Глава государства одобрил эту инициативу, и в своем обращении к Федеральному Собранию предложил использовать средства от упорядочения интернет-торговли для развития инженерной инфраструктуры в стране.

В то же время, помощник президента РФ Андрей Белоусов призвал выравнивать условия обычной и интернет-торговли максимально аккуратно, ведь этот вопрос затрагивает сотни тысяч человек, и "нужно даже не семь раз отмерить, а пятнадцать, а потом уже резать".

Однако ряд зарубежных экспресс-перевозчиков высказался против возможных изменений и отказался работать с физическими лицами из России. Бойкот объявили некоторые представители Ассоциации экспресс-перевозчиков (АСЭП). В частности, поставки физлицам в РФ прекратили DHL Express и FedEx. По мнению представителей этих компаний, из-за усложнения таможенных процедур они не смогут гарантировать клиентам доставку товара в срок.

Дело в том, что при пересылке международной корреспонденции ее доставкой могут заниматься только назначенные почтовые операторы (в РФ это "Почта России"). Поэтому любые отправления, которые доставляют частники, рассматриваются таможенниками не как почтовые отправления, а как грузы. И теперь для декларирования дорогих посылок на таможне помимо копии паспорта, бланка заказа и фото заказанных товаров нужно предъявлять оригинал выписки с банковского счета с указанием интернет-магазина как получателя платежа. Кроме того, на таможне покупателю необходимо предъявить подлинники договора на оказание услуг по таможенному декларированию и копию банковской карты.

В ФТС отрицают факт ужесточения правил оформления экспресс-грузов, отмечая, что "новые документы, регламентирующие порядок оформления таких товаров, не издавались".

Возобновить работу DHL Express и FedEx в России могут при условии, что в РФ упростят таможенное оформление посылок. Но для этого нужно будет изменить российское законодательство.

Как сообщил "Интерфаксу" источник, близкий к рынку экспресс-перевозок, DHL просит не включать стоимость доставки посылки в лимит 150 евро и расширить перевозчикам таможенное оформление грузов по реестрам (таким правом сейчас обладает ФГУП "Почта России"), а не каждой посылки по отдельности. Кроме того, они предлагают разрешить беспошлинно ввозить в месяц неограниченное количество товаров при учете, что стоимость каждой посылки в отдельности не превышает 150 евро.

В то же время, в пресс-службе "СПСР-Экспресс" "Интерфаксу" сообщили, что ужесточение таможенного оформления трансграничных почтовых отправлений не отразится на клиентах компании.

"На данный момент компания обладает всеми необходимыми автоматизированными технологиями, которые полностью соответствуют новым ужесточенным правилам ввоза в нашу страну трансграничных грузов. Мы продолжаем работать в обычном штатном режиме, не нарушая при этом таможенного законодательства", - сообщила представитель компании Алла Федоткина.

Также сложностей не испытывает TNT Express и "Почта России". А демарш АСЭП, по мнению экспертов, практически не скажется на рынке.

Компании-перевозчики могут отказываться от сотрудничества с РФ по вполне объективным причинам: например, из-за роста заказов из интернет-магазинов в преддверие ужесточения существующих норм. Кроме того, во многих компаниях не желают оплачивать возвращение "проблемных" посылок, заказчики которых не захотят платить 30% налог за перевес или слишком высокую их стоимость.

Кроме того, об ограничениях заговорили в самое неподходящее для интернет-продавцов время. Объем заказов из России ежегодно растет, и российский рынок становится все привлекательнее для зарубежных компаний. Например, по данным гендиректора eBay marketplace в России Владимира Долгова, объем российских заказов в компании за год вырос на 60%, хотя доля России в обороте компании не очень большая: по итогам 2012 года весь оборот компании составил $75 млрд, а оборот eBay в России достигал только $400 млн. Однако снижение порога беспошлинной торговли для иностранных игроков может стать проблемой.

"Это произойдет в том случае, если проведем снижение привычным способом. То есть, когда для получения посылки с товаром придется ехать на другой конец города за бумажкой с подписью и печатью, что оплатил эту пошлину. Это убьет рынок", – пояснил "Интерфаксу" Долгов, отметив, что перспективы иностранных компаний будут более радужными, если им разрешат самостоятельно собирать и потом выплачивать сборы за посылки.

Против нововведения высказались и в Обществе по защите прав потребителей. По словам главы организации Михаила Аншакова, из-за семикратного уменьшения действующего лимита иностранным интернет-магазинам будет сложно конкурировать с российскими. Еще больше положение усугубит недавнее предложение ограничить суммы безличных электронных платежей, благодаря чему "половина пользователей (интернет-магазинов – ИФ) будет отсечена".

"В комплексе все эти меры приведут к тому, что российские потребители уйдут в "серый" сектор или перестанут заказывать товары в интеренет-магазинах. Потому что никому не захочется из-за каких-то гаджетов или ботинок доплачивать 30% пошлину и объяснятся с таможней. Сейчас будут брать объяснительные, почему, например, посылку доставляют не по адресу твоей регистрации, почему заказ оплачивается не с твоей карточки, а с карточки супруга или супруги", – пояснил Аншаков Interfax-Russia.ru.

Он также предположил, что после введения порога в 150 евро многие россияне, покупающие товары в интернете, уйдут в "серый" сектор, и государство все равно не получит тех самых дополнительных налогов.

"Люди просто откажутся покупать что-то в зарубежных интернет-магазинах, и мы расплодим посредников с китайскими полосатыми сумками. Появятся опять псевдо-посредники, которые будут заказывать товары на свой адрес, сами растаможивать и брать за свою работу какие-то проценты. В среднем сейчас уже "посреднические" стоят в районе 30%, а из-за усложнения процедур проценты могут вырасти до 50%", – заявил он.

По мнению главы Общества по защите прав потребителей, все это будет выгодно только узкому кругу владельцев сетевых магазинов, но точно не самим покупателям. Чтобы отстоять права последних, организация решила провести 8 февраля митинг на Болотной площади против ограничения интернет-торговли. В правительстве Москвы уже дали устное согласие на это, а письменное разрешение, по словам Аншакова, они получат в ближайшее время.

В то же время, представители российских интернет-магазинов убеждены, что сейчас иностранные компании имеют слишком много преимуществ: они практически не платят пошлины, тогда как российские юрлица несут высокую налоговую нагрузку. А это приводит к недобросовестной конкуренции, с которой нужно бороться.

Обозреватель Татьяна Кочеткова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще