Точка зрения 27 августа 2014 г. 18:02

Ставка на взлет

Interfax-Russia.ru – Проект пассажирского самолета нового поколения МС-21 обеспечили госгарантиями на $400 млн. Первый летный образец машины обещают построить к концу 2015 года.

Корпорация "Иркут" получила госгарантии на инвестиционный проект "Ближне-средний магистральный самолет МС-21". Согласно распоряжению премьер-министра РФ Дмитрия Медведева государственные гарантии предоставляются на сумму до $400 млн, они обеспечат обязательство корпорации по кредиту в ОАО "Сбербанк РФ" на аналогичную сумму сроком на 10 лет в рамках генерального соглашения об открытии невозобновляемой рамочной кредитной линии на сумму более $1 млрд.

Ранее Медведев подписал постановление, которое изменило правила предоставления госгарантий РФ по облигационным займам ОАО "ОПК "Оборонпром" на финансирование создания перспективных двигателей для гражданской авиации. Эти изменения позволят упорядочить административные процедуры и сократить временные издержки.

"Государственная поддержка позволит уменьшить финансовую нагрузку ОАО "ОПК "Оборонпром" для привлечения средств из внешних источников на инвестиционные проекты по созданию перспективных двигателей и своевременно подготовить их для проведения программы летных испытаний на опытном образце нового магистрального самолета МС-21", - говорится в сообщении на сайте правительства РФ.

Общая стоимость инвестиционного проекта по созданию самолета, по информации пресс-службы правительства РФ, составляет $3,9 млрд. Это основной перспективный проект авиационной промышленности РФ в сегменте гражданской авиации.

Президент корпорации "Иркут" Олег Демченко сообщил, что на базе МС-21 в будущем создадут семейство среднемагистральных самолетов.

"Базовой будет "трехсотка" (МС-21-300)- это 180 мест и выше, до 200 мест. Потом будет "двухсотка" (МС-21-200) - это 150 мест. Ну и третий вариант - "четырехсотка" (МС-21-400). Мы пока не определились по этому проекту окончательно, это должен быть двухпроходный или однопроходный самолет", - сказал он на "Фарнборо-2014". Демченко добавил, что в качестве базового был выбран МС-21-300, потому что "трехсотка" - это самый востребованный авиакомпаниями самолет, у него самый насыщенный рынок

Строительство МС-21 финансируется в рамках программы развития отечественного авиастроения. Согласно утвержденному плану реализации госпрограммы "Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы" в 2014-2016 годах создание опытного образца и первый полет магистрального самолета планируется осуществить в 2016 году.

Проект МС-21 входит во второй этап госпрограммы, рассчитанный на 2016-2020 годы. Лайнер должен сменить Ту-154 и аналогичные ближне- и среднемагистральные пассажирские самолеты. При этом в случае неудачи с этим проектом, отрасль по прогнозам Минпромторга, потерять половину всей выручки.

В ведомстве отмечают, что выкатка российского среднемагистрального самолета намечена на конец 2015 года.

"Мы жестко пытаемся остаться в графике - соответственно, в конце 2015 года летный образец построить. Это является целью нашего госконтракта. То есть, по большому счету, выкатка самолета МС-21 - это конец 2015 года", - сообщил журналистам на авиасалоне "Фарнборо-2014" замминистра промышленности и торговли Юрий Слюсарь.

Он добавил, что в Минпромторге надеются, на своевременную поставку опытных образцов двигателей для МС-21 со стороны американской компании Pratt & Whitney. Тогда все испытания начнутся в запланированные сроки.

"У нас есть очень большая программа с компанией Pratt & Whitney. Мы очень надеемся, что она пересмотрена не будет. Недавно Госдеп подал экспортную лицензию на наиболее чувствительную часть двигателя FADEC (цифровая система управления - ИФ). Поэтому мы надеемся, что опытные двигатели будут в срок нам поставлены и мы их подвесим к самолету", - отметил замминистра.

Стоит отметить, что единственным исполнителем госзаказов на разработку и сертификацию самолетов семейства МС-21 определена корпорация "Иркут", которая входит в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). При этом к созданию отечественного лайнера подключились и другие российские корпорации и компании.

Генеральный директор Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) Владислав Масалов сообщил, что летные испытания перспективного двигателя ПД-14 для МС-21 начнутся во втором квартале 2015 года.

"Летающая лаборатория выбрана. Самолет мы подобрали совместно с ЛИИ имени Громова, и ведется работа по выпуску документации привязки мотора к летающей лаборатории. А первые испытательные полеты намечены на второй квартал 2015 года", - сказал Масалов "Интерфаксу-АВН" на международном авиасалоне "Фарнборо-2014".

Кроме того, по его данным, уже в 2014 году изготовят материальную часть четвертого, пятого и шестого опытных двигателей, а первые стендовые сертификационные испытания состоятся в сентябре.

"При испытаниях газогенератора были определены сложности по турбине высокого давления в части сопловых лопаток. ОАО "Авиадвигатель" совместно с ВИАМ разрабатывает программу улучшения этого узла. Она должна быть реализована к сентябрю", - подчеркнул гендиректор ОДК.

Он добавил, что заложенные в четвертый двигатель технические характеристики конкурентны и достижимы. "Остальное покажут испытания", - отметил Масалов.

Другие предприятия дивизиона ОДК ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение" (УМПО) и НПП "Мотор" в августе завершили создание первого моноколеса ротора компрессора высокого давления (РКВД) пятой ступени двигателя ПД-14. По данным пресс-службы УМПО, в течение 2014-2015 годов компаниям предстоит изготовить еще два моноколеса РКВД первой и второй ступеней.

Силовой элемент для хвостового оперения МС-21 представил на выставке "Оборонэкспо-2014" в Жуковском холдинг "РТ-Химкомпозит", также в кооперации по производству самолета участвует ЗАО "Авиастар-СП".

Холдинг "Авиационное оборудование" в свою очередь неоднократно заявлял о намерениях поучаствовать в создании МС-21.

"МС-21 - это один из тех проектов, в которые мы должны попасть. В первую волну поставщиков мы не попали, потому что не смогли предложить системных решений, за исключением замков и гидроцилиндров для шасси, которые производят наши предприятия. По остальным системам мы ведем работу, чтобы создать конкурентоспособный продукт, который мы сможем предложить корпорации "Иркут" и стать их поставщиком", - сообщил "Интерфаксу-АВН" на форуме "Технологии в машиностроении" директор холдинга Максим Кузюк.

Ранее пресс-служба "Авиационного оборудования" сообщала, что до конца 2015 года холдинг планирует завершить опытно-конструкторские работы по созданию четырех уникальных авиационных систем для МС-21.

"Работы по разработке нового оборудования холдинг проведет в рамках контракта с министерством промышленности и торговли РФ, заключенного по результатам конкурса, проведенного Минпромторгом. Общий объем инвестиций составит 610 млн рублей, из которых 120 млн рублей - внебюджетные средства", - говорится в сообщении, пресс-службы холдинга.

По условиям контракта, холдинг "Авиационное оборудование" разрабатывает уникальную систему пожарной защиты повышенной надежности. Ее вес должен быть на 20% меньше аналогов, в частности, за счет огнетушителей. Систему, возможно, установят и на другом российском самолете Sukhoi Superjet 100.

"Авиационное оборудование" также создаст для МС-21 и SSJ100 аварийную кислородную систему, которая будет снабжать экипаж самолета кислородом при аварийной разгерметизации кабины на высоте до 12 тыс. 500 метров и защищать от дыма и токсичных газов. Кроме того, в холдинге разработают систему нейтрального газа, который будет защищать топливные баки самолета от взрыва путем их наддува, а также комплект приводов управления механизацией крыла и рулевыми поверхностями самолета.

По словам Кузюка, подобные разработки позволят снизить зависимость российских авиастроителей от зарубежных поставщиков, а все оборудование не будет уступать импортному.

Напомним, что ранее на авиасалоне "Фарнборо-2014" президент ОАК Михаил Погосян сообщил, что доля комплектующих российского производства в лайнере МС-21 будет выше, чем в самолете Sukhoi Superjet 100.

"Говоря об импортозамещении, мы системно работаем над тем, чтоб увеличить долю российских комплектующих там, где мы сегодня уже создали конкурентоспособные продукты. И, собственно, в программе МС-21, например, доля российских комплектующих, с учетом тех инвестиций, которые были сделаны в последнее время, несколько выше, чем в программе "Сухой Суперджет 100", - отметил Погосян.

Основные проекты ОАК в области гражданской авиации реализуются с привлечением широкой международной кооперации, но многие ключевые узлы и агрегаты, по словам Погосяна, в конечном счете, производятся на территории России. Однако он считает, что, несмотря на импортозамещение, гражданское авиастроение останется сферой активного международного взаимодействия.

Замминистра промышленности и торговли Юрий Слюсарь также отметил, что добиваться импортозамещения в гражданской авиации любой ценой нецелесообразно.

"Что касается магистральных и широкофюзеляжных самолетов, то глупо настаивать на импортозамещении того, чего у нас по большому счету нет", - сказал он на пресс-конференции в центральном офисе "Интерфакса".

Замглавы Минпромторга добавил, что в итоге это может поставить под угрозу транспортную безопасность страны и снизить мобильность населения. Призывы не покупать "Боинги", а покупать российские самолеты МС-21, которые, возможно, появятся только с 2018 года, он прокомментировал скептически.

"А до этого летать не будем? Будем ездить на поездах? Есть же хорошее слово "трезвость", - заметил Слюсарь.

Впрочем, параллельно с разработкой нового российского самолета корпорация "Иркут" формирует портфель заказов на лайнер. В настоящее время заявок достаточно, чтобы загрузить корпорацию работой минимум на пять лет.

"У нас уже законтрактовано 175 самолетов, получены авансы. Это твердые контракты. И 50 самолетов - это "мягкие" контракты", - сообщил "Интерфаксу-АВН" президент корпорации "Иркут" Олег Демченко.

Обозреватель Александра Галактионова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще