Точка зрения 28 октября 2014 г. 17:56

Обязанности по правам

Interfax-Russia.ru – Премьер-министр РФ подписал постановление об изменении правил получения водительских удостоверений. Эксперты рассказали, на сколько подорожает обучение в автошколах.

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев сообщил о подписании соответствующего постановления 27 октября на совещании с вице-премьерами.

"Я подписал постановление, которое меняет правило сдачи экзамена на получение водительского удостоверение. Очень важно, чтобы за руль садились те, кто умеет ездить на машине", - заявил Медведев.

Как пояснил первый вице-премьер Игорь Шувалов, постановлением утверждаются правила проведения экзаменов и выдачи водительских удостоверений, а также обмен иностранных прав на российские, требования к техническим средствам контроля знаний и навыков управления автомобилями, требования к маршрутам и транспортным средствам, на которых проводится экзамен. Отменяется возможность учиться управлению автомобилем вне учебных заведений (то есть самостоятельно, как это было раньше). Проект постановления разрабатывался совместно с общественными организациями.

"Мы договорились, что посмотрим на то, как это будет работать, в течение нескольких месяцев, и договорились, что в апреле-мае проведем общественные слушания о том, насколько этот опыт будет успешен", - сказал Шувалов.

Утвержденные правила, в частности, предусматривают ужесточение требований, предъявляемых к экзаменаторам, сообщается на сайте кабинета министров.

"К сдаче экзаменов будут допускаться лица, прошедшие в установленном порядке профессиональное обучение по одной из программ профподготовки, переподготовки или повышения квалификации водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий", - говорится в пояснении к документу.

Для получения права на управление необходимо будет сдавать три экзамена: один теоретический и два практических. При этом для лиц, не сдавших один из экзаменов с третьего или более раз, соответствующий повторный экзамен может быть назначен не ранее чем через 30 дней. Одновременно увеличен срок действия положительной оценки, полученной на теоретическом экзамене, - с трех до шести месяцев.

Люди, постоянно проживающие в России, смогут проходить экзамены, получать и обменивать водительские удостоверения не по месту регистрации, а по месту обращения.

Требования к автомототранспортным средствам, на которых принимаются практические экзамены, приведены в соответствие с международными нормами. Также с учетом международного опыта предусмотрена возможность сдачи экзаменов на автомобилях, как с механической, так и с автоматической трансмиссией.

У лиц с ограниченными физическими возможностями экзамены должны приниматься на подготовленных транспортных средствах.

Ужесточить порядок получения водительских прав предложило МВД России 1 января 2014 года, добавив в программу подготовки водителей дополнительный (второй) экзамен по вождению и исключив сдачу экзамена экстерном.

При этом новые требования к автошколам вступили в силу еще 11 августа, когда в соответствии с приказом Минобрнауки России начали действовать примерные программы профессионального обучения водителей. Для продолжения деятельности автошкола должна пройти модернизацию и получить новую лицензию. Причем постановление с новыми требованиями было подписано еще в 2013 году, однако далеко не все автошколы сочли необходимым подготовиться к переходу на новые правила. Например, камчатские автошколы в августе прекратили набор учеников, сообщила группа пропаганды УГИБДД УМВД по Камчатскому краю.

Это произошло потому, что ни одна из 23 камчатских автошкол не имеет автодромов, соответствующих новым требованиям, а без этого лицензию не получить.

"Площадки для первоначальной подготовки водителей должны быть среди прочего оснащены перекрестком и занимать площадь не менее 0,24 гектара. На Камчатке таких автодромов нет", - сообщил агентству "Интерфакс - Дальний Восток" руководитель группы пропаганды управления ГИБДД УМВД России по Камчатскому краю Андрей Волков.

Он подчеркнул, что строительством автодромов по закону должны заниматься сами автошколы или заинтересованные фирмы.

Также о паузе в наборе учеников сообщили автошколы Дагестана, говорится на сайте республиканской государственной вещательная компаниии "Дагестан". Региональные СМИ сообщали также о приостановке набора учеников в Югре и о серьезном сокращении готовых к новым условиям школ в Буряти.

Председатель правления "Гильдии автошкол" Сергей Лобарев считает, что для обеспечения новых требований у автошкол не хватает денег - лишь единицы учреждений могут позволить себе оборудовать автоматизированные автодромы.

"Самое большое сожаление вызывает тот момент, что имущественные вопросы, в частности, получение земель под учебные площадки для автошкол, так и остались не пересмотренными. А найти 24 сотки в Москве или другом крупном городе – серьезная, дорогостоящая проблема. За месяц-два вопрос получения площадки в аренду в Москве не решить. Сейчас лишь десяток-полтора автошкол имеют такую возможность", - сообщил Лобарев Interfax-Russia.ru.

Он отметил, что подобные требования ставят под угрозу закрытия в Москве 70-80 автошкол. Есть вероятность, что вследствие закрытия большинства организаций, отрасль монополизируется крупными игроками, и тогда цены вырастут в разы. Сейчас разрешения на работу от Госавтоинспекции в столице получили около 10 автошкол, у которых уже были собственные площадки для обучения. И эти учреждения уже подняли оплату до 40-50 тыс. рублей.

"В Москве аренда одного квадратного метра площадки стоит 500 рублей, асфальтирование – 850 рублей, плюс налоги, освещение, экспертиза, хранение имущества, оборудования, создание эстакады… Это будет исчисляться миллионами, и, конечно, автошколы не будут работать себе в убыток, а будут распределять затраты на своих учащихся. Так что мы прогнозируем, что стоимость обучения в Москве будет свыше 60-70 тысяч", - сказал эксперт.

При этом он подчеркнул, что нововведения, безусловно, имеют и положительные стороны: увеличение скоростного режима на экзамене, возможность сдавать на права в любом ГИБДД без привязки к регистрации, ужесточение требований к экзаменаторам (не младше 25 лет, высшее образование, водительский стаж не менее 5 лет), добавление месяца на дополнительную подготовку между попытками и ряд других моментов.

Однако искушение сдать на права с помощью взятки при таких трудностях и росте цен на обучение в автошколах возрастет в разы. Правительство предусмотрело борьбу с коррупцией в этом вопросе – например, в ГИБДД ввели видеофиксацию при сдаче экзамена, а ученикам присваивают кодовые номера. Однако Лобарев уверен, что полностью исключить коррупционную составляющую не удастся, хотя именно от этого зависит уровень вождения.

"За рубежом не площадки и стадионы определяют качество подготовки. Там жесткие требования к педагогам, к экзаменаторам, осуществляется прозрачный и объективный экзамен. Если есть объективная проверка знаний, то нет разницы, как именно ты изучал правила, хоть на метле летал. Главное – не как ты изучал правила, а какой результат ты показываешь", - заключил эксперт.

Обозреватель Елизавета Паршукова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще