Точка зрения 26 марта 2015 г. 17:42

Поддержать, чтоб не упал

Interfax-Russia.ru – Российский автопром сейчас остро нуждается в поддержке, уверены российские власти. В качестве таковой рассматривается закупка для госнужд, программа утилизации и субсидии.

В 2015 году рынок легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ ждут тяжелые времена, считают в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Только в январе-феврале 2015 года рынок снизился на 32,1%, и организация прогнозирует его падение по итогам года на 24%.

Министр промышленности и торговли (Минпромторг) РФ Денис Мантуров считает, что если не предпринимать мер по поддержке автопрома, рынок упадет на 50%.

"Если учитывать те меры поддержки, которые уже запущены были в начале года, плюс те, по которым решения приняты сегодня, то рынок снизится по отношению к 2014 году примерно на 24%", - сказал он журналистам.

Исходя из этих прогнозов, можно понять, что оставлять автомобильную промышленность страны без поддержки власти не собираются. 23 марта премьер-министр РФ Дмитрий Медведев обсудил этот вопрос с профильными чиновниками.

Открывая совещание, Медведев, заявил, что Минпромторг предлагает выделить на дополнительную поддержку автопрома 25 млрд рублей. Из этих средств планировалось субсидировать процентные ставки по автокредитам, снизить стоимость лизинга, а также дополнительно закупить грузовой, коммерческий и специальный транспорт федеральными структурами.

"Конечно, деньги должны выделяться только на покупку техники, которая собрана на территории нашей страны", - подчеркнул премьер-министр.

Авто для госнужд

После обсуждения реальные шаги не заставили себя долго ждать. Вскоре Дмитрий Медведев подписал распоряжение о выделении более 10,7 млрд рублей на закупку машин отечественного производства.

"В целях стабилизации ситуации в российской автомобильной промышленности и обеспечения стабильности в отрасли в 2015 году подписанным распоряжением выделяются дополнительные средства из федерального бюджета в объеме 10739008,6 тыс. рублей на закупку порядка 5711 единиц техники для обновления парка транспортных средств для государственных нужд. Это позволит обеспечить дополнительными заказами российские организации автомобилестроения и смежные отрасли", - говорится в сообщении.

Ранее глава Минпромторга Мантуров рассказывал, что дополнительные средства государство выделит на госзакупки министерствами и ведомствами, а еще часть средств пойдет на закупку общественного транспорта.

"Дополнительно выделяются средства на закупку муниципальными образованиями трамваев и троллейбусов. Это около 600 млн рублей. И серьезная сумма выделена - почти 11 млрд рублей - на закупку транспорта федеральными органами исполнительной власти", - сказал министр.

Помимо покупок новых автомобилей для государственных нужд, автоотрасль собираются поддерживать и другими способами. Например, все автопроизводители подписали соглашения с металлургами по ценам на металлургическую продукцию.

"Абсолютно все автопроизводители и в автопроме, и в транспортном машиностроении подписали с металлургами соглашения. Все абсолютно на разных условиях, потому что в разное время эти соглашения заканчивались", - сказал Мантуров.

Ранее президент ОАО "АвтоВАЗ" Бу Андерссон просил государство "помочь с резким ростом цен на сталь".

"У нас очень хорошие российские поставщики стали, но, на мой взгляд, сейчас они ведут себя крайне недальновидно. Мы их поддерживали, а сейчас они говорят, что им выгоднее продавать сталь за границу - так они зарабатывают больше", - сетовал глава "АвтоВАЗа".

Старую на новую

Впрочем, российские власти надеются, что машины будет покупать не только государство но и обычные жители. Для стимуляции продаж в 2015 году будут выделены дополнительные средства на продолжение программы автоутилизации, рассказал Медведев.

"В рамках выполнения антикризисного плана я подписал два постановления, которые должны поддержать производителей автомобильной и специальной техники… Второе постановление продлевает программу утилизации старых автомобилей на 2015 год. Она уже дважды доказала свою эффективность, поддержала продажи тех предприятий, которые собирают свои машины в России. Есть смысл помогать и в этом году - для поддержки отрасли по этому направлению планируется выделить также субсидии, эти деньги пойдут на компенсацию части затрат на покупку новых автомобилей", - сказал глава правительства.

В 2014 году при покупке нового авто по программе утилизации скидка составляла от 40 тыс. рублей за сданный легковой автомобиль до 350 тыс. рублей за грузовой автомобиль; по системе " trade in", от 40 тыс. рублей до 300 тыс. рублей. На продолжение программы автоутилизации государство дополнительно выделит 5 млрд рублей во втором квартале года, рассказал журналистам Мантуров. Условия программы в 2015 году останутся прежними.

"Цифра на поддержку спроса - 5 млрд, с учетом того, что те 10 млрд, которые были выделены и по ним идет программа с января этого года, которая, к сожалению, не так динамично развивается, как в прошлом году Поэтому этих средств хватит на апрель и, думаю, середину мая включительно", - сказал министр по итогам совещания.

Ранее Мантуров сообщал, что в связи с невысокими темпами реализации программы дополнительные средства на нее потребуются, скорее всего, только в мае. Чтобы израсходовать все средства, выделенные на программу, население должно купить не менее 62 тыс. автомобилей.

"На сегодняшний день по этой программе продано порядка 38 тыс. автомобилей, а всего должно быть реализовано около 100 тыс. автомобилей для того, чтобы исполнить те параметры в 10 млрд рублей, на которые мы рассчитываем", - уточнял ранее министр.

Субсидия на колеса

Также для поддержки покупательской активности государство обещает субсидировать автокредиты на машины стоимостью до 700 тысяч рублей, рассказал Мантуров.

"Естественно, это не предполагает стимулирования покупки дорогого сегмента. Поскольку у нас уже есть опыт по поддержке спроса, - это порядка будет 700 тысяч рублей за автомобиль", - сказал Мантуров журналистам по итогам совещания у премьера, отметив, что категории автомобилей ограничиваться не будут.

Программу льготного автокредитования планируют запустить с 1 апреля, рассказал директор департамента транспортного и специального машиностроения ведомства Александр Морозов.

"В предложениях, которые мы сделали - с 1 апреля по 31 декабря. Планируем реализовать по этой программе около 200 тысяч автомобилей", - сказал он, добавив, что будет компенсироваться 2/3 ключевой ставки. Таким образом, размер скидки составит 9,33 п.п., а льготная кредитная ставка не превысит 15%.

Морозов пояснил, что автокредит в среднем берется на 3-4 года - и каждый год государство будет компенсировать часть процентной ставки.

На сайте Минпромторга сообщается, что в рамках данной программы кредиты должны выдаваться в рублях, стоимость приобретаемого автомобиля не может превышать 1 млн руб., а его полная масса - 3,5 тонн. Предоплата должна составлять не менее 30% от стоимости автомобиля, а кредитный договор должен быть заключен максимум на три года.

Также с 1 апреля планируется запустить программу по поддержке операционного лизинга, которая будет стоить государству 2,5 млрд рублей и позволит увеличить производство машин еще на 16 тысяч единиц.

По словам Морозова, при поддержке программы софинансирования лизинга коммерческих транспортных средств министерство может продать 10 тыс. автомобилей.

"В нашем направлении мы будем стимулировать от государства размер первоначального взноса. Это бюджетоэффективная мера. Я думаю, если у нас получится выйти на 10 тыс. штук продаж по операционному лизингу, это будет очень хорошо", - подчеркнул он.

Обозреватель Елизавета Паршукова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще