Точка зрения 30 марта 2015 г. 18:05

Повторное захоронение

Interfax-Russia.ru – В России могут разрешить эксгумацию заброшенных могил для повторного использования участка. Эксперт рассказала, почему такое решение неизбежно.

Министерство строительства и ЖКХ (Минстрой) разработало законопроект, который может изменить похоронную отрасль в России, сообщила газета "Известия". Чиновники предлагают изымать останки из заброшенных захоронений на обычных кладбищах, кремировать их и опускать в специальную "могилу невостребованных прахов". При невозможности кремации будут организовывать перезахоронение.

Определять, какие места на кладбищах могут быть использованы для новых захоронений, будут комиссии, специально организованные в каждом регионе России. Заброшенными будут считаться могилы без надгробий, которые находятся "в ненадлежащем состоянии" и при этом отсутствует информация как о похороненном, так и об ответственном за могилу. Окончательное решение о статусе захоронения будет принимать суд.

Освободившиеся места планируют использовать повторно, но только через 20 лет со дня последнего захоронения.

Внести законопроект в Госдуму планируется к маю 2015 года.

Не дают покоя

Внося законопроект о повторном использовании заброшенных могил, чиновники стремятся решить две проблемы: ликвидировать заброшенные могилы и создать новые места для захоронений, которых в мегаполисах не хватает.

Особо остро нехватка мест под захоронения ощущается в густонаселенном московском регионе. Еще в 2013 году вице-президент Союза похоронных организаций и крематориев Алексей Сулоев заявлял журналистам, что по разным оценкам, ежегодно в России необходимо не менее 1000 га земли для захоронений. В Москве на эти цели ежегодно необходимо от 15 до 20 га земли.

Тогда он предложил в качестве резерва для новых захоронений использовать заброшенные захоронения. По его оценке, инвентаризация показала, что от 25 до 30% могил на старых кладбищах России заброшено.

Эти данные подтвердил в 2014 году глава департамента торговли и услуг столицы Алексей Немерюк, который сообщил журналистам, что на московских кладбищах примерно каждая пятая могила является брошенной.

"Более 20% захоронений на территории большинства субъектов Федерации, в том числе и в Москве, являются брошенными и не имеют владельцев", - сказал Немерюк.

Тем временем под кладбища задействуют все новые и новые территории, зачастую нелегально. Так, в Подмосковье остро встала проблема самозахвата земель под захоронения, сообщил вице-губернатор Московской области Ильдар Габдрахманов в ходе заседания областного правительства.

"60% территорий (отведенных под кладбища - ИФ) не имеют оформленных земельных участков, 58 кладбищ у нас расположены на природоохранной зоне, 111 - на землях лесного фонда. Таким образом, можно сказать, что в данный момент осуществляется самозахват территорий под кладбища", - сказал Габдрахманов.

Изменения неизбежны

В Европе, где места мало, а людей много, вопрос организации кладбищ встал гораздо раньше, чем в России. Европейцы пошли по пути сдачи земельных участков в аренду, рассказала исполнительный директор Союза похоронных организаций и крематориев (СПОК) Елена Андреева.

"В основном в Европе родственники заключают договор аренды на место под захоронение, согласно которому обязуются ухаживать за могилой. Если этого не происходит, их уведомляют о неисполнении обязательств и через определенное время, если договор аренду не был продлен, могила признается бесхозной", - рассказала Андреева Interfax-Russia.ru.

После того, как могила признана бесхозной, в нее могут похоронить еще одного человека, причем чаще предыдущее захоронение не эксгумируют, так как обычно хоронят кремированный прах в биоразлагаемых урнах. Если урна была обычной, то ее достают и развеивают прах на "поле памяти" и вносят имя на специальную табличку или стенд. Таким образом, в Европе полную ответственность за память усопшего несут родственники, сказала она.

"В России же исторически сложилась обязанность государства обеспечить земельным участком под захоронение, но при этом не предусмотрена ответственность родственников за эти захоронения. Кончено, возникают ситуации, что многие могилы заброшены и представляют собой жалкое зрелище", - подчеркнула Андреева.

По ее мнению, привлекать родственников к ответственности в виде штрафов или других наказаний нецелесообразно.

"Если мы говорим о нежелании ухаживать за могилами своих близких и чтить память предков, наивно думать, что какой-то штраф изменит это отношение, поэтому здесь самое важное предусмотреть последовательность законных действий со стороны государства, чтобы решить вопрос и при этом максимально сохранить уважение к ушедшему поколению", - сказала специалист.

Она подчеркнула, что предложенный Минстроем законопроект хоть и вызывает волнение как у обычных граждан, так и у представителей профессионального сообщества, в целом необходим и достаточно обдуман.

"Мы понимаем, что в новом законопроекте точно прописан механизм действий: определен период, после которого могила может считаться заброшенной, описан регламент, и то, что перенос будет возможен только после судебного решения", - сказала она.

Согласно законопроекту, будут созданы "поля памяти", то есть к останкам отнесутся с уважением, а информация об усопшем будет занесена в специальный реестр, что обеспечит порядок. При этом вопрос нехватки мест под захоронения актуален отнюдь не для всей России, добавила Андреева.

"У нас есть небольшие города, где эта проблема не актуальна, так как нет дефицита земель. Мест под захоронения катастрофически не хватает в городах-"миллионниках", - заключила она, добавив, что главной целью Минстроя является решение этого вопроса именно в крупных агломерациях, а в небольших населенных пунктах вряд ли что-то кардинально изменится.

Время вносит коррективы

Вместе с тем, в вопросах ритуалов погребения подавляющее большинство россиян придерживается устоявшихся веками взглядов. Так, по словам вице-президента СПОК Алексея Сулоева, в 2012 году в России умерло 1,898 млн человек, 93% из которых по традиции передали земле. Поэтому пока в общественном сознании идея перезахоронения останков из брошенных могил представляется как минимум неэтичной, ведь тремя крупнейшими религиями России кремация тел и уж тем более их перезахоронение не приветствуются.

"Традиционно в исламе практикуется только предание тела земле. Тело покойного заворачивается в саван и предается земле (глине) на глубину, достаточную, чтобы его не могли выкопать животные. Эксгумация в исламе не практикуется, а кремация запрещена", - рассказали Interfax-Russia.ru в Совете муфтиев России.

Но все-таки под влиянием запросов времени взгляды на способы захоронения в обществе становятся более терпимыми. Например, буддистами сейчас допускается кремация, рассказал постоянный представитель буддийской традиционной Сангхи России в городе Москве Санжай лама (Андрей Бальжиров).

"Сейчас кремация практикуется, это не запрещено. Потому что иногда человек может умереть не на родине, и тело нужно далеко везти. Иногда бывает проще кремировать, отвезти прах на родину и уже там сделать захоронение", - пояснил он Interfax-Russia.ru.

Православная традиция, хоть в целом и не одобряет кремацию, однако допускает ее, если других вариантов погребения нет.

"Кремация не является традиционным способом погребения для православных христиан, наиболее предпочтительным является захоронение в землю. Но, когда такой возможности нет, кремация допустима. Для посмертной участи умершего вид погребения не играет никакой роли", - приводятся слова протоиерея Александра Ильяшенко на сайте "Православие и мир".

Таким образом, кремация в России в целом постепенно перестает считаться неприемлемым способом погребения. Возможно, когда-нибудь россияне также привыкнут к мысли о повторном использовании мест на кладбищах.

Обозреватель Елизавета Паршукова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще