Точка зрения 27 мая 2015 г. 15:35

Разобраться с "Протонами"

Interfax-Russia.ru – Авария "Протона" сдвинула программу запуска спутников связи для оснащения российской орбитальной космической группировки. Минсвязи рассчитывает на компенсацию за сдвиг.

В поисках причины

После того как в середине мая потерпела крушение ракета-носитель "Протон-М", которая должна была доставить в космос мексиканский спутник, вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявил, что запуски "Протонов" не будут проводить, пока не будет выявлен дефект, ведущий к авариям.

"Раньше мы его не выявили, сейчас это дело чести для отрасли - выявить этот дефект и снизить аварийность", - отметил Рогозин на совещании главы правительства с вице-премьерами.

Позже, выступая в Госдуме, вице-премьер уточнил, что авария ракеты-носителя "Протон-М", произошедшая 16 мая, повторяет аналогичные ситуации 1988 года и 2014 года, что говорит об общей причине неисправности. По его мнению, это означает, что госкомиссии, которые работали в двух предыдущих случаях, не нашли истинную причину.

Он отметил, что поручил главе "Роскомсоса" Игорю Комарову лично возглавить комиссию по расследованию. "Мы должны найти эту причину, чтобы у нас больше не было такого рода инцидентов", - сказал вице-премьер.

По его словам, проверка должна завершиться в конце мая. По итогам расследования правительство решит, как наказать виновных в аварии ракеты-носителя "Протон". "Если будет установлено, что авария произошла по конкретной вине конкретных людей в силу либо нарушения технологических процессов, либо головотяпства, (то они - ИФ) конечно, будут наказаны", - заявил Рогозин.

Вместе с тем, как сообщили агентству "Интерфакс-АВН" в космической отрасли, уже формируется предварительный график стартов "Протона-М". "Ожидается, что первый старт состоится с Байконура в середине июля. С помощью "Протона-М" планируется запустить космический аппарат в интересах Минобороны", - рассказал собеседник агентства.

Между тем, до майской аварии "Протона-М" планировалось вначале осуществить коммерческие запуски "Протона" с британским спутником связи "Инмарсат-3Ф5" (29 мая) и турецким телекоммуникационным спутником "ТуркСат" (30 июня). "Однако этот график пришлось пересмотреть, поскольку коммерческие заказчики, конечно же, не рискнут запускать свои аппараты сразу после аварии", - отметил собеседник агентства.

Действительно, британская компания спутниковой связи Inmarsat после неудачного пуска российской ракеты-носителя "Протон-М" уже объявила о переносе на неопределенное время запуска спутника связи для сети Global Xpress.

"Этот инцидент с неудавшимся запуском ракеты "Протон" с космодрома Байконур крайне досаден и неизбежно приведет к приостановке планов по запуску нашего третьего спутника Global Xpress", - заявил генеральный директор компании Inmarsat Руперт Пирс британскому изданию The Daily Telegraph. Он также отметил, что это уже третий раз, когда реализация проекта Global Xpress страдает от неудачных пусков ракет серии "Протон".

Что касается дальнейших планов по запуску, то, по словам источника в космической отрасли, возможно, после военного спутника будет запущен космический аппарат "Экспресс-АМ8" в интересах российского оператора спутниковой связи - госпредприятия "Космическая связь".

Первоначально его запуск намечался на конец апреля, но был отложен из-за того, что при подготовке ракеты на космодроме в третьей ступени ракеты была обнаружена металлическая пыль. Устранить техническую проблему на космодроме не смогли, и ступень ракеты была отправлена на завод-изготовитель в Москву. Ожидается, что подготовка к этому запуску начнется на Байконуре в июле.

Также из-за аварии "Протона" придется отложить запуск спутников связи для оснащения российской орбитальной космической группировки. "С болью в сердце мы воспринимаем все аварии со спутниками и ракетами. Из-за аварии "Протона" определенный незначительный сдвиг - на два-три месяца - будет", - заявил журналистам министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров.

По мнению министра, за сдвиг запусков спутников связи Роскосмос должен выплатить Минсвязи РФ компенсацию. "Если производитель сдает нам спутник позже срока, пусть платит штраф в размере упущенной выгоды от использования этого спутника. Если у Роскосмоса сдвиг сроков запусков "Протонов", то он должен не просто разобраться с "Протонами", но и оплатить нам упущенную выгоду", - считает Никифоров.

Министр связи подчеркнул, что каких-то дыр в российской орбитальной группировке из-за аварии "Протона" не будет. Но теперь, отметил Никифоров, Минсвязи намерен покупать спутники связи на орбите, а не на заводе – "под ключ".

"Запустили, развернули батареи и антенны. Если спутник начал работу, значит с этого момента покупаем. Пошла рассрочка - пусть платят штраф. Спутник должен работать 15 лет. Проработает меньше - за оставшиеся время пусть выплатят штраф", - пояснил свою точку зрения министр Никифоров.

Ответят за крушение

Кстати, Минобороны в связи с нештатным запуском в июле 2013 года ракеты-носителя "Протон-М" с блоком из трех космических аппаратов "Глонасс-М" уже подало иск на 1,8 млрд рублей к разработчику ракеты. Сейчас юристы Космического Центра им.Хруничева его внимательно изучают.

Со своей стороны СКР завершил расследование уголовных дел, возбужденных по факту аварийного пуска носителя в 2013 году.

Основной версией крушения стала неправильная установка датчиков угловых скоростей. К уголовной ответственности привлечены работники ФГУП "Государственный космический научно-производственный центр им. М.В.Хруничева" электромонтажник Денис Гришин, мастер Александр Николаев и контролер Диана Гудкова. Им предъявлены обвинения в нарушении правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, то есть по ч.1 ст.216 УК РФ.

По версии следствия, обвиняемые в 2011 году занимались установкой на ракету-носитель "Протон-М" датчиков угловых скоростей в канале рыскания. В результате нарушения технологической дисциплины, предусмотренной конструкторской и технологической документацией, эти датчики были установлены неправильно (с поворотом на 180 градусов от штатного положения). Это исказило работу системы управления ракеты-носителя, вызвало ее падение и разрушение. В рамках расследования обвиняемые Гришин и Николаев частично признали свою вину в совершении преступления.

Кроме того, обвинение по ч.1 ст.293 УК РФ (халатность) предъявлено начальнику 1653-го военного представительства Минобороны РФ Марату Насибулину, который исключил операцию контроля установки приборов из соответствующего перечня. В результате сотрудник военного представительства не присутствовал при этом, и приборы были установлены без соответствующего контроля. В результате совершения этих преступлений государству причинен ущерб на сумму более 5 млрд рублей.

Следствие посчитало, что именно действия обвиняемых напрямую привели к крушению: Гришин, Николаев некачественно выполнили работу, то есть создали условия для аварии, а Гудкова и Насибулин фактически являлись конечным звеном в этом процессе и обязаны были устранить эти условия, но ничего не сделали.

При этом последующий контроль уже не позволил бы выявить ошибки в установке приборов, и предотвратить неисправность можно было только на этапе работы в 2011 году. Таким образом, следствие установило исчерпывающий круг лиц причастных к произошедшей аварии, что подтвердили в том числе результаты проведенных экспертиз.

Кроме того, в СКР обращают внимание, что в 2009-2011 годах в Центре произошло увеличение доли малоопытных сотрудников с одновременным ростом количества сотрудников предпенсионного возраста.

"Причем все это происходило в условиях роста объема производства, увеличения количества заказов. Эти факторы тоже повлияли на качество производимых в Центре работ. Если смотреть более глубоко на эту проблему, то причиной, способствовавшей аварии, конечно же, является падение авторитета рабочих профессий, который произошел в 90-е годы, и последовавший за этим дефицит высококвалифицированных кадров", - отметили в СКР.

Между тем, как заявил после последнего неудачного запуска "Протона" вице-премьер Дмитрий Рогозин, эта авария говорит о необходимости скорейшего перехода России на использование новых ракет-носителей, в частности, "Ангара".

На совещании главы правительства с вице-премьерами он пояснил, что этот вывод связан с необходимостью перехода "на исключительно цифровое проектирование и моделирование подобных ситуаций, то есть, использовать тот опыт, который уже накоплен в других отраслях, в частности, в авиапроме".

Космический Центр им.Хруничева уже принял решение об организации сборки ракеты-носителя типа "Ангара" на базе омского филиала - ПО "Полет". "Решение о том, что "Ангара" будет собираться в Омской области, принято. Поэтому сейчас на предприятии "Полет" ведется реконструкция. По моей информации, проектом рассчитано, что сроки начала сборки ракет-носителей будут синхронизированы со сроками запуска космодрома "Восточный", - сообщил агентству "Интерфакс-Сибирь" министр промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области Виктор Белов.

На омской площадке планируется использовать "конвейерную поточную сборку, потому что первая и вторая ступени ракеты - это универсальные модули".

Также при выборе "Полета" отмечены преимущества Омского региона с точки зрения логистики. В перспективе предполагается доставка ракеты-носителя на строящийся сейчас космодром "Восточный".

Эксперты считают, что ввод в эксплуатацию космического ракетного комплекса "Ангара" позволит России запускать космические аппараты всех типов со своей территории и обеспечить стране гарантированный доступ в космос.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще