Точка зрения 27 мая 2015 г. 16:35

Не страховой случай

Interfax-Russia.ru – Центробанк на полгода запретил крупнейшему страховщику России ООО "Росгосстрах" заключать договоры ОСАГО. Между тем, в некоторых регионах компания едва ли не монополист.

"Росгосстрах" был лидером по продажам полисов ОСАГО в России с самого начала, когда был принят закон об обязательном страховании ответственности автовладельцев. В первом квартале 2015 года (как и годом ранее) компания стала лидером по сбору премий в ОСАГО с показателем 13,2 млрд рублей.

"Росгосстрах" 11 лет является лидером ОСАГО - нас выбирает каждый третий автовладелец в стране. В начале года компания пошла на беспрецедентное на рынке страхования решение и в инициативном порядке ввела так называемый "период охлаждения" по договорам добровольного страхования - клиенты получили возможность вернуть страховку после ее покупки и получить все деньги обратно. Ведется систематическая работа со всем персоналом, включая агентский корпус с требованием о тотальном соблюдении законности при продажах страховых продуктов", - сообщила пресс-служба компании.

Там также напомнили, что "когда в 2014 году многие страховщики из-за высокой убыточности сворачивали свою деятельность или уходили из регионов, "Росгосстрах" продолжал работать во всех субъектах Федерации".

Однако некоторые эксперты отмечали, что звание лидера на российском рынке ОСАГО давалось "Росгосстраху" ценой непростых взаимоотношений с клиентами. Так, по данным экспертов, компания занимала крайне жесткую "выплатную" позицию. В последние годы ЦБ России многократно обсуждал с представителями компании возможные действия в связи с большим количеством поступающих на нее жалоб. К основным нарушениям относили неправильный расчет коэффициента "бонус-малус" (учитывает скидки и надбавки к базовому тарифу в зависимости от наличия страховых выплат) при установлении цены на полис ОСАГО, а также принуждение потребителей к приобретению добровольных услуг.

Однако, несмотря на все "но", "Росгосстрах" являлся одним из лидеров страхования, и, казалось, благодаря значимости был защищен от претензий регулятора. Именно поэтому решение ЦБ об ограничении лицензии компании на ОСАГО прозвучал для рынка как гром среди ясного неба.

Слишком много жалоб

ЦБ РФ ограничил действие лицензии на осуществление обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств ООО "Росгосстрах" приказом от 26 мая. Решение вступило в силу со дня его опубликования в "Вестнике Банка России" 27 мая.

В сообщении ЦБ уточняется, что решение принято "в связи с неисполнением обществом в установленный срок предписаний Банка России в части нарушения порядка заключения договоров ОСАГО, в частности, применения коэффициента бонус-малус при расчете страховой премии по ОСАГО".

Нарушения ООО "Росгосстрах" законодательства по ОСАГО, в том числе непредставление автовладельцам законной скидки за безубыточность, необоснованный отказ в заключении договора, навязывание дополнительных услуг носили массовый характер, говорится в заявлении регулятора.

Только с 1 апреля по 25 мая в ЦБ поступило более 2,3 тыс. жалоб от граждан на действия ООО "Росгосстрах" при заключении договоров ОСАГО. С начала года компании было выдано 385 предписаний, вынесено 78 постановлений о привлечении к административной ответственности по ст.15.34.1 КоАП (необоснованный отказ от заключения публичного договора страхования либо навязывание дополнительных услуг при заключении договора обязательного страхования).

По словам зампреда Банка России Владимира Чистюхина, решение в отношении ООО "Росгосстрах" стало мерой реагирования на многочисленные нарушения в области защиты прав потребителей.

"Решение сегодня опубликовано в "Вестнике Банка России" и вступило в силу. Мы рассчитываем на принятие мер компанией в ближайшее время. В противном случае надзорное реагирование будет продолжено", - сказал Чистюхин журналистам.

Информированный источник на страховом рынке сообщил "Интерфаксу", что "последний анализ жалоб потребителей услуг ОСАГО на страховщиков показал: "Росгосстрах" сильно опережает другие компании по числу и частоте поступающих обращений, эта тенденция не меняется к лучшему".

Таким образом, решением ЦБ "Россгосстрах" обязан принимать заявления о наступлении страховых случаев и исполнять обязательства по ранее заключенным договорам ОСАГО, но не может заключать новые и вносить изменения в действующие контракты, влекущие увеличение обязательств.

На устранение нарушений у "Росгосстраха" есть полгода.

"Установить срок для устранения выявленных нарушений - шесть месяцев со дня опубликования приказа", - говорится в приказе ЦБ, опубликованном в "Вестнике Банка России".

Обещают все исправить

В "Россгосстрахе" не скрывают, что подобное решение Банка России стало сюрпризом.

"Для компании это решение явилось полной неожиданностью, так как те претензии, которые изложены в информации ЦБ, всегда отрабатывались в рабочем режиме и никогда не служили поводом для таких радикальных решений", - заявила пресс-служба "Росгосстраха".

С начала 2015 года компания заключила более 5,5 млн договоров, за 2014 год - около 18 млн. При таком количестве клиентов неизбежны недоразумения на местах и, соответственно, жалобы в ЦБ, считает "Росгосстрах".

"При любых обстоятельствах мы несли и продолжаем нести весь объем ответственности по всем заключенным договорам - как обязательного, так и добровольного страхования. Со своей стороны мы сделаем все возможное, чтобы в максимально короткие сроки снять все вопросы регулятора по данному поводу", - говорится в сообщении.

В пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА) сообщили агентству "Интерфакс-АФИ", что в настоящее время РСА и "Росгосстрах" находятся в тесном взаимодействии с Банком России, надеясь как можно быстрее разрешить проблему.

"Мы очень надеемся, что ситуация будет урегулирована в ближайшее время… Главное, чтобы из-за возникшего кризиса не пострадали миллионы автовладельцев. Со своей стороны мы приложим все усилия к тому, чтобы не только разрешить возникшие проблемы, но и в целом привести состояние рынка в соответствие с требованиями ЦБ РФ, способствовать повышению качества услуг автострахования, предоставляемых компаниями", - говорится в сообщении союза.

Сейчас "Росгосстрах" работает над снятием предписаний, но чисто теоретически может продолжить заключать договоры ОСАГО через головную компанию.

"В ООО "Росгосстрах" с сегодняшнего дня приостановлены продажи полисов ОСАГО. Однако вторая компания в группе "Росгосстрах" - ОАО "Росгосстрах" - имеет возможность по-прежнему заключать такие договоры", - пояснили "Интерфаксу-АФИ" в компании.

Конкурирующие фирмы

Компании-конкуренты "Росгосстраха", в принципе, знали о недовольстве Банка России поведением лидера на рынке ОСАГО, однако такого жесткого шага никто от регулятора не ожидал, показал опрос "Интерфакса".

"Нам показали, что неприкасаемых нет", - резюмировал один из собеседников "Интерфакса-АФИ".

Как стало известно "Интерфаксу-АФИ", руководители страховых компаний планируют провести экстренное заседание, где обсудят сложившуюся ситуацию на рынке ОСАГО.

В целом представители ведущих компаний на рынке ОСАГО заявили, что намерены "наблюдать за развитием ситуации", отметив лишь, что "в ряде регионов, где на рынке ОСАГО кроме "Росгосстраха" представлено не так много страховщиков, у потребителей могут возникнуть проблемы с приобретением полисов".

ЦБ также понимает, что ООО "Росгосстрах" занимает доминирующую долю в ряде регионов, и поэтому "уделит повышенное внимание ситуации с доступностью услуги ОСАГО для автовладельцев", сказано в сообщении на сайте регулятора.

"Мы анализировали, есть регионы, где доля "Росгосстраха" очень большая, и есть регионы, где она просто большая. Поэтому Банк России принимает меры, чтобы другие страховщики, имеющие действующую лицензию, сняли потенциальные проблемы для пользователей автотранспорта по приобретению полиса", - сказал журналистам первый зампред ЦБ РФ Сергей Швецов.

Теоретически правом на прямые продажи полисов ОСАГО вместо коммерческих обладает РСА, который, однако, этим правом еще никогда не пользовался.

Если у клиента возникнут проблемы с получением страховой выплаты по ОСАГО в "Росгосстрахе", а также с приобретением полисов в других компаниях, он сможет обратиться с жалобой в службу Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров, напомнили в ЦБ.

Обозреватель Елизавета Паршукова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще