Точка зрения 1 сентября 2015 г. 17:47

Меняющийся ЕГЭ

Interfax-Russia.ru – Новая программа подготовки к ЕГЭ появится в российских школах. При этом в сфере его сдачи перемены продолжатся, прогнозируют учителя.

С новыми силами

С нового учебного года в школах появится еще один вид подготовки к единому госэкзамену. На этот раз Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки подготовила целую программу в помощь детям к ЕГЭ.

"Есть определенная проблема по детям, которые где-то по объективным причинам, где-то по субъективным показывают низкие результаты по ЕГЭ. С этого года мы начинаем большую программу помощи таким детям, чтобы они максимально качественно прошли обучение и не испытывали сложностей в сдаче экзаменов, приходя к ним с низкими результатами, с низким уровнем образования", - сказал сообщил руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов.

Подготовка будет состоять из двух этапов. Во-первых, в сентябре Рособрнадзор даст общеобразовательным учреждениям полный методический комплект материалов по подготовке школьников к ЕГЭ по русскому языку, математике и обществознанию. По ним в школах в несколько этапов пройдут пробные экзамены.

Во-вторых, сотрудники Россобрнадзора проведут установочные семинары для педагогов по работе с этим материалом.

Еще один пролонгированный способ, который подготовит к ЕГЭ и выявит недочеты в системе образования, тоже станет обязательным с этого года во всех школах. По сути, это останутся те же годовые контрольные работы, но они станут едиными и федеральными, сообщил Сергей Кравцов.

Итоги контрольных будут анализировать в Рособрнадзоре и сравнивать с результатами ЕГЭ - такая работа позволит проследить недочеты в образовании.

"Работа начнется с этого учебного года. Нами будут, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, разработаны задания для проведения контрольных работ по предметам обучения", - сказал глава Рособрнадзора в августе.

При этом, преподаватели, чьи ученики покажут низкие результаты по итогам федеральных контрольных, должны будут затем пройти переобучение на курсах повышения квалификации.

Напомним, что в учебном году 2014/2015 результаты ЕГЭ стали несколько лучше в сравнении с предыдущими годами. Этому помогло некоторое изменение модели сдачи – так, теперь в ЕГЭ по русскому языку не использовались задания с выбором ответа, когда можно угадать правильный вариант.

Вторым фактором стало сочинение – к нему приходилось готовиться, и все одиннадцатиклассники писали предварительное сочинение в декабре 2014 года.

"Понятно, что при подготовке к сочинению школьники дополнительно изучили большое количество классических произведений литературы, и это тоже внесло свой вклад в успешность сдачи экзамена и по русскому языку, и по литературе", - отмечал Дмитрий Ливанов.

Уже в позапрошлом учебном году во время сдачи госкзамена материалы не попадали в Интернет, прекратился ЕГЭ-туризм, прежде распространенный на Северном Кавказе, и гораздо меньше фиксировалось случаев нарушения правил.

Экзамен по математике тоже был изменен: его разделили на два уровня сложности, базовый и профильный. Базовый уровень необходим выпускникам, не планирующим продолжение образования по техническим, естественнонаучным и экономическим специальностям. А профильный предназначен для тех, у кого математика в будущем станет основой профессиональной специализации.

Кроме того, большинство одиннадцатиклассников, желающих подстраховаться в сдаче ЕГЭ, для подготовки стали брать дополнительные занятия с репетиторами или идти на курсы.

По мнению самих педагогов, неизменная на протяжении лет форма экзамена будет достигнута не скоро. "Глядя на постоянные изменения в ЕГЭ, повышение и понижение проходных баллов, замену заданий и исключение целых частей из экзамена, становится ясно, что не скоро все устаканится", - сказал Interfax-Russia.ru руководитель сети образовательных центров "Хорошист" Евгений Должкевич.

"Прошло уже 10 лет, а его все никак не сделают единым, каждый год он новый", - добавил педагог.

Переходный период

Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, проводя общероссийское родительское собрание, заверил родительскую общественность, что радикальных изменений в ближайшие два года в жизни школьников не будет. Но некоторые изменения все же начинают вливаться в жизнь учеников, в основном они коснутся учащихся средних классов.

К примеру, с этого года в пятом классе второй иностранный язык стал обязательным предметом, сообщил министр в интервью "Российской газете".

"Хочу обратить внимание, что с 1 сентября пятые классы переходят на обучение по новому стандарту, где зафиксировано: второй иностранный язык является обязательным элементом школьной программы. Мы, правда, дали переходный период школам с учетом того, что к этому не все пока готовы", - заявил Дмитрий Ливанов.

По его словам, в целом иностранные языки занимают достойное место в объеме школьной программы. "Это не просто средство общения, но и средство развития памяти, интеллекта ребенка", - отметил министр.

Однако глава Минобрнауки обратил внимание, что "проблема в том, что у регионов есть естественное желание на чем-то сэкономить". Кроме того, некоторые школы стали выводить вторые языки за пределы обязательных часов, что вынуждает родителей платить за дополнительный иностранный.

К слову, сегодня более половины россиян считает школьную программу перегруженной, показало исследование "Левада-Центра". В том, что нагрузка у детей в школе чрезмерно высока, уверены 57% опрошенных жителей РФ.

При этом 48% россиян считают, что сейчас в школе детей учат хуже, чем в то время, когда они сами учились в школе. Наибольшее внимание надо уделять русскому языку (51%), истории и математике (по 44%), родному языку и литературе (36%), информатике (28%), трудовому воспитанию (21%), физике, химии, биологии, а также физкультуре (по 20%) – так отвечали опрошенные россияне.

За единую форму проголосовали 83%, за обязательное тестирование школьников на потребление наркотиков - 80%.

В погоне за демографией

Вообще 1 сентября 2015 года в школу пошли 1,6 млн первоклассников. Учебный год начался для 14,8 млн детей по всей России. По данным Минобразования РФ, в стране работают более 43 тысяч школ.

Год от года учеников становится все больше. Как отметил Дмитрий Ливанов, из-за демографической волны "школьное население" в России в этом году вырастет примерно на 4%. Еще в начале 2015 года в России было порядка 14,3 млн школьников.

Тенденция роста рождаемости продолжится и в будущем, считают в ведомстве, поэтому в Минобрнауки ставят перед собой сразу несколько задач. Во-первых, это решение проблемы ветхих школьных зданий, построенных еще в 1960-70-х годах, таких объектов остается свыше 680.

"Наличие аварийных зданий остается острой проблемой, хотя с 2010 года число аварийных зданий сократилось", - сказал Дмитрий Ливанов.

Во-вторых, есть цель ликвидировать вторую смену в школах. Эксперты считают, что дети лучше всего усваивают материал, когда уроки проводятся в первой половине дня, однако значительное число школ вынуждены работать в две, а то и в три смены, и, с учетом демографии, этот вопрос остается актуальным.

"Численность школьников, которые обучаются в одну смену, вырастет в новом учебном году примерно на 530 тысяч. Мы существенно сократили число школ, которые ведут обучения в три смены - сейчас это всего 78 школ, в течение 2015-2016 годов мы это задачу решим. Но, конечно, проблема двухсменного обучения требует более системного подхода", - заявил министр.

В День знаний глава Минобразования заявил, что качественное образование позволяет России удерживать высокие позиции в мире.

"В наш высокотехнологичный век все понимают, что образование становится не только необходимым элементом личного роста человека, но и импульсом развития экономики - отраслью, позволяющей стране оставаться на высоких позициях в мире. Поэтому приоритет качественного образования прочно закрепился, как часть национальной идеи и стратегии", - приводятся его слова в сообщении, опубликованном на сайте министерства образования и науки РФ.

Министр отметил, что система образования в стране совершенствуется, в частности, меняются образовательные стандарты, обновляется материально-техническая база, популяризуется наука.

"Все это позволяет молодежи даже из самых отдаленных уголков нашей страны получить качественное базовое образование и продолжить учебу в учреждениях различного профиля, что в конечном итоге создает условия для наполнения национальной экономики высококвалифицированными современными кадрами", - добавил Дмитрий Ливанов.

Обозреватель Евгения Артемова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще