Точка зрения 30 июня 2016 г. 17:49

ЕГАИС в рознице

ЕГАИС в рознице
© РИА Новости. Евгений Биятов

Interfax-Russia.ru – Россияне с 1 июля смогут узнать с помощью смартфона о легальности купленного в магазине алкоголя. Контролировать продажу спиртного в розницу будут с помощью ЕГАИС.

В России завершено внедрение единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) от производства до продажи алкогольной продукции конечному потребителю. Система позволит увеличить собираемость акцизов, усилить контроль на алкогольном рынке и защитить потребителей от некачественных напитков.

ЕГАИС – это база данных, в которой содержится вся информация обо всей алкогольной продукции, производимой на территории России и ввозимой из других стран. В базе содержится информация о составе, производителе, крепости, объеме каждой выпущенной или ввезенной бутылки. Внедрение ЕГАИС призвано обеспечить прозрачность и единый контроль на всех циклах и этапах производства и продажи каждой бутылки алкоголя.

С 1 января 2016 года в ЕГАИС регистрируется каждая оптовая продажа алкоголя, а уже с 1 июля в системе учета будет фиксироваться и продажа в розницу. С 1 июля 2017 года к системе подключатся розничные магазины в сельских поселениях. Исключение составят предприятия общественного питания. При этом любые сделки со спиртным через интернет будут полностью запрещены.

Система ЕГАИС была создана в 2006 году. Все это время она контролировала исключительно производство алкогольной продукции и спирта.

Суррогат не пройдет

Благодаря повсеместному внедрению системы ЕГАИС в России удалось снизить объемы продаж контрафактного алкоголя и увеличить на 18% поступления в бюджет от акцизных сборов, сообщил министр финансов РФ Антон Силуанов.

"Каждая продажа бутылки теперь будет фиксироваться в этой системе, и проникновение алкогольной контрафактной продукции, нелегальной, будет практически невозможно", - отметил Антон Силуанов.

По его словам, с 1 июля любой, покупая алкоголь в розницу, сможет самостоятельно проверить подлинность бутылки алкоголя с помощью программы, которую можно установить на смартфон.

"В этой части считаем, что это массовый контроль, который можно будет реализовать уже и с участием потребителей алкогольной продукции", - отметил министр финансов.

По данным Росалкогольконтроля, к настоящему времени к системе ЕГАИС подключились более 99% российских оптовых продавцов алкоголя и более 100 тыс. касс розничных магазинов.

"При реализации продукции программное обеспечение на кассе подсказывает кассиру, что нужно считать штрих-код с акцизной марки на бутылке. И если продукция находится в легальном обороте, и уплачен акциз, касса спокойно пробивает чек, и потребитель получает его. На чеке есть QR-код, и с помощью телефона или другого гаджета с этого года можно считать всю информацию о бутылке", - рассказал руководитель Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка Игорь Чуян.

В свою очередь владелец винодельческой компании "Терруар" (UPPA Winery) Павел Швец пояснил Interfax-Russia.ru, что подключение к ЕГАИС объектов розничной торговли закольцует систему и сделает продажи алкогольной продукции максимальной прозрачными.

"Вся система и была на то предусмотрена, что есть вход и есть выход. Вот сейчас завершается то, что не могли завершить 9 лет, потому, что ритейлеры тормозили процесс. Теперь система будет работающей до конца", - сказал Павел Швец.

Он подчеркнул, что для розницы подключение к ЕГАИС не станет тяжелым бременем и не должно увеличить стоимость алкоголя для конечного потребителя.

"На производстве установить систему сложно. Это счетчики, сервер и т.д. А для того, чтобы сделать ЕГАИС в рознице, нужно заплатить всего 4 тысячи рублей за универсальный транспортный модуль и обучить персонал. А персонал этому обучается в течение двух часов. Саму программу можно скачать на бесплатном сайте и не произвести никаких затрат", - утверждает винодел.

По его словам, те дистрибуторы, которые выражают недовольство введением ЕГАИС, просто "хотят остаться в тени и занимаются продажей "левого алкоголя".

"ЕГАИС делает продажи прозрачными, вот этого, видимо, они боятся", - уверен Павел Швец.

Ритейл уже в системе

Группа компаний "Дикси" (управляет магазинами "У дома" "Дикси", компактными гипермаркетами "Минимарт" и "Мегамарт", супермаркетами "Виктория", дискаунтерами "Квартал", "Дешево", cash & carry "Кэш") одной из первых среди ритейлеров приняла участие в проекте внедрения ЕГАИС.

Как сообщили Interfax-Russia.ru в компании, "Дикси" участвуют в эксперименте по внедрению ЕГАИС последние четырех года.

"ЕГАИС – один из тех примеров масштабных государственных инициатив, когда у бизнеса, который хотел хорошо подготовиться, были для этого все возможности. Полномасштабное функционирование системы усилит контроль оборота алкогольной продукции – как в розничном, так и в оптовом звене", - заявила директор по корпоративным и внешним связям ГК "Дикси" Екатерина Куманина.

В свою очередь, компания X5 Retail Group (управляет сетями "Пятерочка", "Перекресток" и "Карусель") также заявила о полной готовности к введению ЕГАИС. В настоящее время все магазины под управлением X5, имеющие алкогольные лицензии, оснащены необходимым оборудованием и передают данные в ЕГАИС.

"Основная трудность – в сроках внедрения системы, прописанных в законе, так как не все розничные точки успели отладить все процессы, связанные с ее функционированием, и как следствие в отдельных случаях возможны затруднения с реализацией алкогольной продукции. Мы специально обращаем внимание покупателей на возможные затруднения при пробитии чеков с алкогольной продукцией и просим их сохранять терпение, так как в отдельных случаях обслуживание может быть увеличено по времени", - сообщили Interfax-Russia.ru в пресс-службе X5 Retail Group.

По мнению ритейлера, даже краткосрочный сбой в ЕГАИС приведет для крупной компании к значительным потерям розничного товарооборота алкогольной продукции.

"Поэтому мы хотели бы более плавного ввода системы ЕГАИС-розница, по образу введения системы ЕГАИС-опт в январе 2016 года, когда система должна была действовать, но наказания за технические сбои системы в течение первого квартала отсутствовали. Пока такого решения с точки зрения законодательства нам не предоставлено. Диалог с властью о введении такого режима на срок до 1 октября еще ведется", – отметили в пресс-службе.

В свою очередь генеральный директор ФГУП "ПАО Массандра" Янина Павленко также говорит о том, что введение ЕГАИС в рознице сопровождалось определенными сложностями.

"Сейчас "Массандра" полностью готова к работе с системой ЕГАИС. Да, это было не просто, поскольку мы в нашей фирменной рознице устанавливали всю систему с нуля, но, тем не менее, кассовые аппараты с системой установлены. Продавцы прошли обучение, вводят все остатки в систему. Я думаю, что никаких сбоев в связи с запуском системы не будет", - рассказала Interfax-Russia.ru Янина Павленко.

По ее мнению, полноценное введение ЕГАИС поможет оградить российского потребителя от контрафактного низкосортного алкоголя и фальсификатов.

"Цена на алкогольную продукцию не вырастет, а система даст контроль за происхождением каждой бутылки алкогольной продукции, и это немаловажный факт", - считает гендиректор "Массандры".

А вот в Союзе производителей коньяка (Союзконьяк) считают, что внедряя ЕГАИС, нужно параллельно бороться с фальсификацией на рынке коньяков, увеличивая минимальные цены на коньяк и развивая производственную базу коньячной отрасли.

"Говоря о внедрении ЕГАИС на всех уровнях рынка коньяка, нельзя забывать о самом важном участнике рынка - потребителе. Для участников "Союзконьяка" важно, чтобы потребитель был уверен: за привычной этикеткой находится именно тот продукт, который он планировал приобрести", - рассказала Interfax-Russia.ru председатель Союза производителей коньяка Ирина Бушина.

По ее словам, возможность отсканировать QR-код на чеке и узнать историю происхождения алкоголя даст потребителю дополнительную уверенность в качестве напитка. Однако, как считает Ирина Бушина, крайне важно позаботиться и о тех, кто не является продвинутым пользователем гаджетов.

"Мы считаем важным разработать методы контроля подлинности каждой бутылки алкоголя, доступные всем слоям населения, в том числе людям, которые не пользуются смартфонами", - отметила она.

О пользе введения ЕГАИС для розницы говорит и коммерческий директор ГК Inkerman International Сергей Лебедев.

"Для нас, как для производителей, это хорошо потому, что розница, которая торговала нелегально или та, которая была не очень хорошо организована, постепенно будет уходить с рынка. Количество торговых точек сократится, и с точки зрения дистрибуции станет легче работать, логистика станет менее затратной", – сказал Сергей Лебедев Interfax-Russia.ru.

В тоже время коммерческий директор ГК Inkerman International считает, что подключение розницы к ЕГАИС увеличит конкуренцию между производителями внутри каждой торговой точки.

"Мелким производителям, особенно тем, кто только начинает свой путь в вине, будет тяжело, потому, что борьба за полки будет еще более жесткой. Это потребует от производства серьезных маркетинговых вложений, к чему не все будут готовы", - объяснил Сергей Лебедев.

Также он уверен, что алкогольная продукция в России неизбежно подорожает. "Затраты на каждую торговую точку при установке такого оборудования, это примерно 150 тысяч рублей вложений. Плюс, система ЕГАИС требует дополнительных временных затрат для кассира и продавца. Поэтому увеличится штат продавцов в каждом магазине. Затраты магазинов возрастут, и это выльется в цену", - отмечает собеседник Interfax-Russia.ru.

Впрочем, по словам Сергея Лебедева, большого роста цен пока не будет. На первом этапе внедрения ЕГАИС в розницу алкоголь подорожает в среднем на 2-3%.

"В большей степени это повлияет на ежегодное подорожание, которое происходит в первом квартале каждого года. Вот тогда розница заложит порядка 5-10% подорожания", - уточнил коммерческий директор ГК Inkerman International.

Обозреватель Александра Лоскутова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще