Точка зрения 1 августа 2017 г. 17:56

Алкоголь online

Алкоголь online
© РИА Новости. Сергей Мальгавко

Interfax-Russia.ru - Минфин выступил с предложением легализовать онлайн-торговлю алкоголем. Данная мера может вступить в силу уже с 1 января 2018 года.

Министерство финансов РФ опубликовало законопроект, который разрешает продажу алкоголя через интернет. При этом данная мера может вступить в силу уже с 1 января 2018 года, но только для вин с защищенным географическим указанием (ЗГУ) и защищенным наименованием места происхождения (ЗНМП), пива, пивных напитков, пуаре, медовухи и сидра. При этом продажу в интернете остального алкоголя разрешат только с 2019 года.

Торговые площадки, продающие алкоголь, смогут работать только в специальной доменной зоне egais.ru. Домены и лицензии на онлайн-продажи будет выдавать Росалкогольрегулирование. Проект закона будет доступен для общественного обсуждения до конца августа.

Представители отрасли одобряют инициативу. Среди ее основных плюсов они называют развитие онлайн-торговли, поддержку отечественного производителя и борьбу с контрафактным алкоголем.

По мнению управляющего партнера семейного предприятия "Николаев и сыновья", в состав которого входят ООО "Лефкадия" и ООО АФ "Саук-Дере" (Краснодарский край), Михаила Николаева, дистанционная продажа будет способствовать улучшению качества вина и приведет к снижению розничных цен.

"Для среднего и особенно малого производителя это существенно изменит экономику. Без логиста (который стоит от 10%) и дистрибьютора (который стоит в среднем 25% и еще к этому делает наценку на вино от 80 то 120%) качественное вино станет намного доступнее. Непонятные и дорогие посредники, со своими приоритетами и задачами, не позволяют производителям продавать вина в той цене, которая бы делала эту отрасль привлекательной для инвестиций и развития. Думаю, что дистанционная продажа поспособствует к улучшению качества вина, падения цен для конечного потребителя, к новым посадкам виноградников и к существенному развитию малых и средних хозяйств - и ведь это и есть главная задача правительства в этой отрасли с 2014 года (как объявил Д.А. Медведев)", - сказал он Interfax-Russia.ru.

По мнению винодела, дистанционные продажи также дадут толчок к развитию винного туризма.

"Производители смогут набирать клиентов, которые посещают винодельни, а не постоянно стараться объяснить россиянам, где они, в конце концов, могут купить то вино, которое они пробовали. Это особенно важно для регионов, где дистрибуция российских вин почти отсутствует", - подчеркнул Михаил Николаев.

В свою очередь генеральный директор группы компаний Inkerman International Сергей Лебедев рассказал Interfax-Russia.ru, что предприятие приветствует инициативу Минфина.

"Я вижу только плюсы в легализации интернет-торговли алкогольными напитками. Во-первых, создание единого реестра специализированных сайтов, отслеживание и блокировка нелегальных торговцев автоматически сократит или вовсе ликвидирует черный рынок в сети интернет. Во-вторых, у потребителя появится выбор, а также возможность получить больше информации о продукте. Не для кого не секрет, что формат винотек все еще немного отталкивает простого потребителя – многие стесняются заходить в специализированные точки, общаться с кавистами, думая, что там заведомо очень дорогие продукты. А в обычном ритейле не так часто встречаются консультанты, которые смогут помочь в выборе вина", - сказал Сергей Лебедев.

Он также считает, что в интернет-магазине каждый сможет получить максимум информации о продукте, сравнить цены и получить онлайн консультацию.

В Московской ассоциации сомелье считают, что новый законопроект поможет российским виноделам, производящим вино из своего винограда, и предоставит им дополнительный канал продаж.

"Я бы выделил два момента, критически важных для успеха законопроекта. Первый из их касается государства: виноделы должны успеть получить лицензии на производство вин ЗГУ. В марте этого года на Кубани был только пять виноделен с такими лицензии. Если число выданных лицензий не увеличится за полгода, весь интернет-рынок вина в России в 2018 году ограничится парой десятков производителей", - рассказал Interfax-Russia.ru представитель Московской ассоциации сомелье Сергей Панов.

Представители пивоваренной отрасли также считают, что инициатива Минфина весьма своевременна. В Efes Rus рассказали Interfax-Russia.ru, что данная инициатива является практической реализацией предложений Минпромторга РФ по оптимизации государственного регулирования розничной продажи алкогольной продукции.

"Данная инициатива позволит диверсифицировать каналы реализации алкогольной продукции с использованием современного и набирающего популярность формата e-commerce. Легализация онлайн-торговли алкоголем даст стимул развития интернет-торговли продуктами питания, так как за счет алкогольной продукции в ассортименте доставка станет коммерчески оправданной, что приведет к усилению конкуренции в розничной торговле продуктами питания и, как следствие, к оптимизации цен на полке", - сказал менеджер по связям с общественностью и органами власти Efes Rus Павел Филиппов.

В свою очередь, директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям российского отделения пивоваренного холдинга "SUN InBev" Ораз Дурдыев также позитивно оценил инициативу Минфина, однако напомнил, что прогнозы по падению индустрии вследствие запрета на производство и продажу пива в пэт-таре свыше 1,5 литров продолжают сбываться.

"В этой связи для нас крайне важно искать и реализовывать любые возможности по стабилизации и развитию рынка. Безусловно, в ближайшие два-три года доля онлайн-торговли будет составлять лишь несколько процентов, но мы готовы инвестировать в этот канал, так как видим позитивные примеры западных стран. Например, в некоторых крупных сетях Англии в настоящий момент благодаря онлайн-торговле реализуется порядка 8% от общего объема проданного пива. К этому показателю мы должны стремиться", - сказал он Interafx-Russia.ru.

Вице-президент по продажам ООО "Пивоваренная компания "Балтика" Ольга Белкина отметила, что шаг по легализации онлайн-продаж будет способствовать увеличению легальных каналов реализации алкогольной продукции.

"Для пивоваренного бизнеса особый интерес вызывает возможность продажи нашего напитка вместе с едой. В розничных продажах пива дистанционно, на данном этапе, скорее всего, взрывного роста не будет, и конкурировать с продажами классическим способом через магазины продажи в этом канале пока не смогут. Однако, потенциал развития в долгосрочной перспективе у дистанционных продаж, безусловно, есть", - рассказала она Interfax-Russia.ru.

Также Ольга Белкина подчеркнула, что в рамках публичного обсуждения законопроекта компания сформирует детальную позицию по всем пунктам планируемых изменений.

"Плюс в том, что законопроект появился, и он отвечает запросу рынка. Кроме того, он учитывает ограничения по времени, месту и прочим условиям, существующие для продажи алкоголя в офф-лайне, и предполагает наличие механизмов контроля соблюдения этих норм. Чтобы разобраться в остальных деталях, полагаем участникам рынка необходимо время", - подчеркнула она.

Представители отрасли единогласно отмечают, что данная мера будет способствовать развитию онлайн-торговли в России. С этим согласен и советник руководителя департамента информационных технологий Москвы по приоритетным проектам и инновациям Андрей Белозеров.

"Легализация торговли алкоголем через интернет может стать серьезным стимулом для рынка онлайн-ритейла, который последние годы и так растет в двухзначных цифрах. В 2016 года рост составил 13%. По итогам 2017 года ожидается рост на 18%. Готовность потребителей тоже довольно высока. Согласно недавнему опросу, в Москве опыт онлайн-покупок имеют 77% жителей. На долю интернет-магазинов приходится уже 8% розничного товарооборота. Для сравнения, это на 1% больше, чем в среднем по Евросоюзу. Причем сегмент онлайн-торговли продуктами и напитками один из самых быстрорастущих", - рассказал эксперт Interfax-Russia.ru.

По его мнению, ряд ограничений, которые есть в законопроекте, немного сгладят эффект.

"Есть требование торговать только в домене egais.ru и подтверждать наличие складских помещений на год вперед. Это затруднит выход в эту нишу новых компаний и стартапов. Учитывая эти требования, на первом этапе торговать алкоголем онлайн смогут только крупные сети", - уточнил Андей Белозеров.

Партнер и руководитель группы по оказанию налоговых и юридических услуг компаниям сектора потребительских товаров компании Deloitte Оксана Жупина считает, что данная инициатива соответствует общей тенденции роста онлайн покупок в России и мире.

"Канал продаж через интернет является остро востребованным среди потребителей. Благодаря указанному законопроекту, в случае его принятия, появится возможность обеспечить централизованный сбыт продукции через одобренные доменные имена в зоне egais.ru. У покупателей появится возможность сократить риски закупки контрафактного алкоголя, так как в настоящее время потребители имели возможность приобрести алкогольную продукцию через интернет с риском приобретения некачественной/контрафактной продукции, так как добросовестные поставщики не имели возможности использовать данный канал сбыта", - рассказала Оксана Жупина Interfax-Russia.ru.

Кроме того, эксперт уверена, что ценовая конкуренция между поставщиками скорее всего возрастет, при этом возможности расширения ассортиментного ряда существенно вырастут.

Однако у инициативы есть и противники.

Генеральный директор Евразийской ассоциации здоровья Андрей Головин считает, что законопроект нивелирует антиалкогольные меры последних лет.

"Введение закона, разрешающего онлайн продажу алкоголя, сведет на нет предпринятые в последние годы меры антиалкогольной политики. Во-первых, по сути, будет отменено ограничение на продажу алкоголя в ночное время (сейчас с 23:00 до 8:00), т.к. сложно будет проконтролировать, кто, кому и когда продает алкоголь. Во-вторых, это противоречит Концепции госполитики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем до 2020 года, где основной целью провозглашается: "Значительное снижение уровня потребления алкогольной продукции", - сказал он Interfax-Russia.ru.

В благотворительном фонде по формированию здорового образа жизни "Центр здоровой молодежи" также считают, что с введением онлайн-продажи антиалкогольная компания вернется на несколько шагов назад.

"Алкоголизация населения России пугает, и вместо того, чтобы бороться с этим злом, этим законопроектом мы лишь потакаем популяризации алкоголя. Разрешение на продажу алкоголя онлайн, конечно имеет некоторые плюсы для людей без хронического пристрастия к алкоголю: например, обычным любителям будет проще заказать спиртное домой после трудового дня вместе с доставкой еды. Но негативная сторона такого решения, на мой взгляд, превалирует", - рассказала Interfax-Russia.ru представитель фонда Татьяна Егорова.

Тем не менее, прежде чем законопроект об онлайн-продаже алкоголя будет обсуждаться на уровне Госдумы, он будет проходить общественное обсуждение, которое завершится 25 августа. Для окончательного принятия ему нужно пройти три чтения в Госдуме, затем в Совете Федерации, а также получить подпись президента.

Обозреватель Валерия Сорокина

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще