Точка зрения 6 июня 2018 г. 16:29

Наладить производство

Наладить производство
© РИА Новости. Сергей Мамонтов

Interfax-Russia.ru – Россия рассматривает вопрос о возобновлении производства самолетов сверхтяжелого класса Ан-124. Украинское ГП "Антонов" считает эти планы невозможными без участия предприятия.

Самолет Ан-124 "Руслан" – самый мощный в мире серийный транспортный самолет – был разработан в ОКБ им.О.К.Антонова в конце 70-х годов. Первый полет опытный образец выполнил в 1982 году в Киеве. На вооружение военно-транспортной авиации СССР самолет поступил в январе 1987 года.

Серийно самолет выпускался на ульяновском авиационном заводе ЗАО "Авиастар-СП" и киевском государственном авиационном заводе "Авиант". Всего было выпущено 56 самолетов Ан-124 "Руслан", половина из которых в настоящее время находится в коммерческой эксплуатации.

С 2003 года выпуск "Русланов" был прекращен, однако продолжается глубокая модернизация и поддержание летной годности самолетов. Всего за период существования Ульяновского авиационного комплекса было изготовлено 36 единиц Ан-124.

В первую очередь самолет создавался для воздушной транспортировки мобильных пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, а также для проведения крупномасштабных десантных воздушных перевозок личного состава и тяжелой боевой техники. Также самолет предназначался и для крупнотоннажных перевозок в интересах народного хозяйства. Гражданский вариант самолета может выполнять полеты на всех географических широтах и предназначен для перевозки грузов, в том числе нестандартных крупногабаритных.

В 2006 году была предпринята попытка возобновить производство Ан-124. Премьеры России и Украины обсудили подготовку межправительственного соглашения по урегулированию прав на результаты интеллектуальной деятельности для возобновления серийного производства самолетов "Руслан", а также проблемы лицензионных соглашений в сфере авиа- и двигателестроения для ускорения реализации совместных проектов.

К началу 2007 года планировалось создать управляющую компанию, которая должна была заняться восстановлением серийного производства тяжелого транспортного самолета на заводе "Авиастар-СП" в Ульяновске. В рамках проекта до 2030 года было запланировано строительство 80-85 лайнеров.

Новую версию самолета собирались оснастить современной авионикой, модернизированными силовыми установками, увеличить до 150 тонн грузоподъемность и дальность полета. В июне 2007 года Межгосударственный авиационный комитет (МАК) сертифицировал новую модификацию "Руслана", а в августе того же года группа компаний "Волга-Днепр", специализирующаяся на перевозке негабаритных грузов с помощью самолетов Ан-124, ОАО "Мотор Сич" и АНТК им.Антонова в рамках авиакосмического салона МАКС-2007 подписали соглашение о возобновлении серийного производства и модернизации эксплуатируемого парка тяжелого транспортника.

Для начала производства требовалось набрать достаточное количество заказов на Ан-124. Заказы поступили со стороны Минобороны и компании "Волга-Днепр", а также еще ряда российских эксплуатантов. Интерес к самолету высказали и иностранные заказчики.

"Волга-Днепр" инвестировала в программу возобновления серийного производства этих самолетов около $5 млн, которые должны были пойти на разработку бизнес-плана, проектные работы и маркетинговые исследования.

Инвестиции в проект возобновления производства Ан-124 в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) оценили в размере $500 млн. В 2009 году президент России Дмитрий Медведев дал поручение включить в госпрограмму вооружений до 2020 года планы по закупке до 20 самолетов "Руслан", а также поручил ведомствам подготовить положение о возобновлении программы производства таких самолетов. ОАК запланировала начало поставки обновленных "Русланов" на 2014 год. К производству приглашали присоединиться и США, однако это предложение не понравилось украинской стороне.

В 2010 году был сформирован предварительный заказ на 40 самолетов Ан-124, а начало производства перенесли на 2016 год.

В 2013 году кабинет министров Украины одобрил проект межправительственного соглашения с Россией о реализации и мерах господдержки возобновления серийного производства самолетов семейства Ан-124. Госпредприятие "Ивченко-Прогресс" (Запорожье, Украина) приступило к разработке авиадвигателя для новых "Русланов". Ульяновский "Авиастар-СП" начал набор персонала под проект.

Однако в 2014 году в связи с событиями в Крыму Украина прекратила экспорт в РФ товаров военного и двойного назначения – запрет закреплен указом президента Украины. А в мае 2015 года правительство Украины расторгло межправительственное соглашение с РФ в сфере ВТС от 1993 года. В августе того же года правительством было денонсировано межправсоглашение с РФ о производственной и научно-технической кооперации предприятий оборонной промышленности.

В том же году "Антонов" по распоряжению правительства Украины вышел из украинско-российского СП. Это решение создало определенные проблемы для эксплуатантов "Русланов", поскольку украинское предприятие по-прежнему оставалось держателем сертификата этого типа самолета. По его условиям процедура продления ресурса должна производиться каждые 4 тыс. летных часов, хотя сам назначенный ресурс гораздо больше – 50 тыс. часов, 10 тыс. полетов и 45 календарных лет.

В отсутствии договоренностей российская сторона в 2017 году передала функции по поддержанию летной годности грузовых самолетов Ан-124-100 "Руслан", которые эксплуатируются в России, ОАО "ЭМЗ им.В.М. Мясищева" (входит в ОАК).

Вместе с тем, как заявляли в ГП "Антонов", только украинское предприятие имеет право обеспечивать поддержание летной годности и продление ресурса самолетов марки "Ан" иностранных эксплуатантов, включая транспортные Ан-124-100 "Руслан", в рамках закрепленных международными авиационными правилами ICAO обязательств разработчика авиационной техники.

Несмотря на это, в России не отказались от планов возобновления производства "Русланов".

"Такой вопрос регулярно рассматривается. Вопрос открытый. Пока окончательного решения, насколько мне известно, нет. Мы, честно сказать, были бы рады, если бы это состоялось. И не только мы", - заявил в начале июня командующий военно-транспортной авиацией РФ генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов в эфире радио "Эхо Москвы".

По его словам, в новых "Русланах" заинтересовано не только Минобороны, но и российские гражданские авиакомпании. Бенедиктов назвал "Руслан" флагманом российской военно-транспортной авиации, отметив, что "это действительно уникальный самолет, опередивший время".

Он напомнил, что Ан-124 был разработан в советское время КБ "Антонов" и производился на Украине. Однако, по словам командующего, этот самолет интеллектуальной собственностью Украины не является.

"Самолет - кооперация. И все работали над созданием этого самолета. Все системы, которые в нем удачно эксплуатируются многие десятилетия - это разработка общего потенциала - авиапрома Советского союза", - сообщил генерал.

К тому же, добавил он, самые современные "Русланы", которые эксплуатируются в РФ, были построены в Ульяновске.

По мнению генерального директора ПАО "Ил", вице-президента по транспортной авиации ОАК Алексея Рогозина, возобновление производства самого крупного и грузоподъемного самолета в мире Ан-124 "Руслан" вполне возможно.

"Если говорить о возобновлении их производства в новом облике, то это является крайне непростой, но решаемой задачей. Самолеты сверхтяжелого класса, к которым относится Ан-124, крайне востребованы во всем мире. Две трети всех "Русланов" были произведены в Ульяновске. Сегодня первоочередной задачей является поддержание их исправности", - отметил глава "Ил".

В свою очередь в ГП "Антонов" заявили, что украинское предприятие не собирается восстанавливать сотрудничество с российской стороной ни для восстановления производства Ан-124, ни для модернизации уже существующих самолетов.

"Вопрос о возобновлении серийного производства самолетов Ан-124-100 "Руслан" с российской стороной специалистами ГП "Антонов" не обсуждается", - сообщили на предприятии украинскому изданию "Обозреватель".

В компании напомнили, что только ГП "Антонов" обладает необходимой для создания Ан-124 информацией.

"Если речь идет о модернизации, то предусматривается внесение изменений в типовой конструкции. При этом, только разработчик самолета - ГП" Антонов "обладает всеми техническими знаниями и необходимой информацией о конструкции, свойствах, ресурса, срока службы и летной годности самолетов Ан-124-100, включая данные испытаний и анализов, необходимых для сохранения целостности конструкции. Таким образом, изготовление самолетов семейства Ан-124 под маркой "Антонов" без участия ГП "Антонов" невозможно", - подытожили в ГП "Антонов".

Как считает авиаэксперт, бывший конструктор ОКБ "Сухой" Вадим Лукашевич, необходимо "цивилизованным образом договориться" с ГП "Антонов" о праве на производство и заниматься разработкой собственного самолета, тем более, что у КБ им.С.В.Ильюшина уже есть ряд проектов.

"Необходимо, используя опыт "Руслана", используя полный комплект документации, которая у нас есть в Ульяновске, создать свой самолет, существенно его улучшив. Мы внесем такую долю новизны, что у Украины уже не будет оснований говорить, что мы украли конструкцию. Тогда мы не будем повторять пройденное, не будем нарываться на серьезные юридические проблемы и пойдем вперед. Мы должны создать новый самолет, который будет еще лет 30 летать и будет современным через 15-20 лет", - отметил Лукашевич.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще