Точка зрения 2 октября 2018 г. 13:31

По принципу двойных тарифов

По принципу двойных тарифов
© РИА Новости. Виталий Аньков

Interfax-Russia.ru – Социальную норму энергопотребления для населения могут еще раз попытаться ввести в России.

Комплекс мер по переходу к социальным нормам потребления коммунальных услуг правительство РФ утвердило в августе 2012 года. В качестве эксперимента в ряде российских регионов (Москва и Санкт-Петербург не выразили желания принять участие в пилотном проекте) планировалось ввести социальную норму потребления электроэнергии и водоснабжения.

Предполагалось, что для населения будут введены дифференцированные тарифы на коммунальные услуги: потребление в рамках установленной социальной нормы будет оплачиваться по специальному низкому социальному тарифу, а граждане, использующие ресурсы больше нормы, будут платить по повышенной ставке.

При этом тарифы, которые будут установлены сверх социальной нормы потребления, также планировалось регулировать и ограничивать. Так, новые нормативы собирались сделать разными для разных регионов и групп населения. Например, "застраховать" от необоснованного роста коммунальных платежей категории социально незащищенных граждан.

К примеру, планируемую к введению на территории РФ социальную норму потребления электроэнергии могли бы установить на уровне 75-100 кВт на человека в месяц, чтобы в ее рамки вписалось 70% населения. В то же время, по мнению авторов проекта, введение социальной нормы будет стимулировать граждан экономить электроэнергию и использовать в быту энергосберегающие электроприборы.

В 2013 году пилотный проект по введению социальных норм потребления электроэнергии должен был охватить от 8 до 15 регионов. Если бы эксперимент оказался удачным, то в 2014 году правительство приняло бы постановление о введении социальной нормы потребления электроэнергии по всей стране.

В 2014 году должен был начаться пилотный проект по введению социальной нормы водоснабжения, с 2015 года эту норму также ввели бы по всей стране. Тарифы на газ и отопление планировали менять в последнюю очередь, и только если бы эксперимент признали успешным.

Перечень регионов, где будут реализовываться пилотные проекты по введению социальной нормы потребления электричества, Минрегион, Минэнерго и ФСТ должны были утвердить к концу сентября 2012 года.

Пилотный проект по введению социальной нормы потребления электроэнергии был запущен с 1 сентября 2013 года в семи российских регионах. В качестве "пилотных" были выбраны Забайкальский и Красноярский край, а также Владимирская, Нижегородская, Орловская, Ростовская и Самарская области.

Величину соцнормы установили в каждом регионе по согласованию с ФСТ и рассчитали на основании данных о количестве проживающих на жилплощади, а также в зависимости от ее размера и благоустроенности.

За базовую величину соцнормы брался среднемесячный объем потребления электроэнергии одного человека, проживающего в городской квартире, не оборудованной стационарной электроплитой, электроотопительными и электронагревательными установками для горячего водоснабжения.

Расчет соцнормы производился в каждом субъекте на основании выборочных данных годового объема потребления электроэнергии в 2012 году не менее чем 10 тыс. потребителей. При этом в каждом субъекте объем поставляемой по соцнорме электроэнергии должен был составлять не менее 70% от всей поставляемой электроэнергии.

Вместе с тем премьер-министр РФ Дмитрий Медведев призвал не торопиться с введением соцнорм на энергопотребление по все стране и предложил принимать окончательное решение только после обкатки пилотных проектов.

Результаты реализации пилотных проектов в разных регионах оказались различными. Так, в Ростовской области удалось снизить цену на электроэнергию для граждан, а в других регионах таких результатов достичь не удалось.

В итоге было принято решение отдать вопрос о введении социальной нормы потребления и ее корректировке на откуп региональным властям "с учетом реального состояния дел в регионе, климата, доходов населения, состояния жилищного фонда". Причем, делать это, по словам Медведева, необходимо в определенной временной перспективе, что требует дополнительного обсуждения.

В феврале 2014 года премьер РФ подписал постановление о социальных нормах потребления электроэнергии, которое дало право руководителям регионов самостоятельно разработать механизм учета электроэнергии и сделать это в разноскоростном режиме. При этом крайний срок введения социальной нормы потребления электроэнергии сдвинули на два года – до 1 июля 2016 года.

Между тем, в 2015 году против введения социальных норм энергопотребления в регионах выступил Общероссийский народный фронт (ОНФ). Эксперты ОНФ обратили внимание на то, что регионы обращались в федеральный центр с предложениями по отмене социальной нормы. Вдобавок само правительство в своем отчете по мониторингу признавало, что из-за ее введения может произойти серьезный рост тарифов, что в результате приведет к негативным социальным последствиям с учетом прогнозируемого снижения уровня доходов граждан и возможного роста безработицы.

В ОНФ посчитали необходимым остановить проект введения социальной нормы и "отложить решения по дальнейшим действиям как минимум до стабилизации экономической ситуации в стране".

Позже правительство РФ предоставило субъектам РФ право самостоятельного решения о целесообразности и сроках перехода на соцнорму потребления электроэнергии.

Между тем, как выяснил "Коммерсантъ", в России могут еще раз попытаться ввести социальную норму энергопотребления для населения.

По информации издания, вице-премьер Дмитрий Козак на совещании 19 сентября в целом одобрил идею Минэнерго и Минэкономики по введению соцнормы, и министерствам и антимонопольной службе поручено к 15 января 2019 года внести проекты соответствующих нормативных документов.

Причем, одобренная вице-премьером схема выглядит чуть более щадящей, чем вариант 2013 года. Так, соцнорму предлагается зафиксировать на уровне 300 кВт.ч в месяц и оплачивать расходы по базовому тарифу, потребление свыше 300 кВт.ч - по повышенному, а свыше 500 кВт.ч - по "экономически обоснованному". При этом объем потребления зафиксировать не на человека, а на "точку подключения". Таким образом, при среднем размере домохозяйства в 2,5 человека и среднем потреблении в 220 кВт.ч в месяц в соцнорму должно уложиться большинство домохозяйств.

Кроме того, для граждан, нуждающихся в соцподдержке, предполагаются субсидии. Но при этом может сократиться число категорий потребителей, приравненных к населению. Сейчас к ним отностя садоводческие и огороднические товарищества; гаражные кооперативы; хозпостройки (например, сараи и погреба); религиозные организации; жилье при воинских частях, места лишения свободы и т.п.

Отдельно описано "поэтапное доведение понижающего коэффициента" от 0,7 до 1. Речь идет о постепенной отмене льготных тарифов для селян, а также квартир с электроплитами или электроотоплением.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще