Точка зрения 2 октября 2018 г. 15:04

ОСАГО в объективе

ОСАГО в объективе
© РИА Новости. Алексей Мальгавко

Interfax-Russia.ru – Автовладельцев, не приобретающих полисы ОСАГО, начнут выявлять в Москве с помощью камер. Затем проект распространится на другие регионы России.

Московские власти с ноября планируют начать выявлять автовладельцев без полисов ОСАГО с помощью камер, затем проект распространится и на другие регионы России, сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе Центра организации дорожного движения (ЦОДД, управляет фото- и видеофиксацией на дорогах Москвы).

"Штрафы за езду без полиса ОСАГО начнут выписывать в ноябре. В настоящий момент идет объединение баз для того, чтобы понимать, у кого есть страховка, а у кого нет. Решение, как и кому будут выписывать штрафы, принимает МВД РФ", - сказали в ЦОДД.

В свою очередь в пресс-службе Российского союза автостраховщиков (РСА) заявили "Интерфаксу", что юридически все вопросы решены, и РСА в целом готов к запуску с ноября.

"Сейчас без полисов ОСАГО передвигаются около 6% москвичей. Мы рассчитываем, что после запуска системы проникновение ОСАГО в столице достигнет 100%. Важно отметить, что после того, как система будет обкатана в Москве, она будет распространена и на регионы, где мы рассчитываем получить аналогичные показатели. Как именно она будет распространяться дальше, пока обсуждается. База РСА готова на 100%", - отметили в союзе.

Проверку наличия полисов ОСАГО предполагается сделать двухуровневой: еще одна проверка пройдет через 10 дней после выявления первого нарушения.

О возможности контроля наличия действующих полисов ОСАГО у водителей с помощью камер видеонаблюдения на дорогах Москвы стало известно еще в 2014 году. Концепция проекта неоднократно менялась, а сама реализация переносилась.

Позже, уже в 2017 году, РСА достиг предварительного согласия с правительством Москвы о мониторинге наличия полисов ОСАГО с использованием нескольких миллионов дорожных видеокамер.

Тогда речь шла о создании тестового режима проверки наличия полисов у участников дорожного движения в столице.

"По факту выявленного нарушения информация передается РСА, затем водителю может быть направлено уведомление страховщика о необходимости приобрести полис. Штрафы за выявленные техникой случаи езды без полисов ОСАГО пока применяться не будут", - заявлял "Интерфаксу" осведомленный источник на страховом рынке.

Он также уточнял, что пока штрафы выписываются нарушителям за превышение скорости и выезд на встречную полосу движения. Он также привел экспертные данные, согласно которым число штрафов с использованием камер фиксации в целом по РФ составило в 2015 году 50 млн случаев, в 2016 году их число увеличилось примерно до 61 млн случаев (минимальный размер штрафов составил 500 рублей, ГИБДД ввело 50-процентную скидку при досрочной уплате штрафов).

Собеседник отмечал, что средства штрафов пополняют региональные бюджеты. По оценкам специалистов, только от взимания штрафов за езду без полисов при системном использовании тех же камер слежения на дорогах столица может получать 3-5 млн рублей. Для водителей такая мера может стать дисциплинирующей.

Страховщики поддерживали такой подход к проверкам водителей. Так, замгенерального директора страховой компании "РЕСО-Гарантия" Игорь Иванов отмечал, что такой подход поможет бороться с нарушителями закона об ОСАГО, использующими фальшивые полисы. Он сообщил "Интерфаксу", что подделки стали изготавливать уже на защищенных бланках строгой отчетности нового образца. А повышение дисциплины водителей становится особенно актуально из-за распространения практики заключения электронных договоров ОСАГО, которая вообще не предполагает бумажных бланков.

Вице-президент РСА Сергей Ефремов посчитал, что такая задача посильна специалистам, но требует разработки и использования ряда технических решений.

Ефремов напомнил, что в настоящее время штраф в размере 800 рублей, согласно КоАП, налагается на водителя за езду без полиса ОСАГО, если это выявилось при проверке сотрудниками дорожной полиции. Штраф в размере 500 рублей выписывается, если такая проверка показала, что автомобилем управляет водитель, не внесенный в полис ОСАГО или имеющий полис "автогражданки" с истекшим сроком действия. Таким образом, не все факты нарушений, связанных с полисами, могут быть выявлены видеокамерами. Тем не менее, саму инициативу введения дополнительных проверок полисов у водителей Ефремов поддержал.

Планируется, что по зафиксированному камерой номеру транспортного средства можно будет проверить наличие и номер полиса ОСАГО у водителя. Для получения необходимой информации потребуется гармонизовать данные нескольких баз - АИС РСА и федеральной информационной системы ГИБДД.

Пока штрафы на основании данных с камер видеонаблюдения выписываются нарушителям по всей стране только за превышение скорости и выезд на встречную полосу движения.

В свою очередь заместитель начальника главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ генерал-майор полиции Владимир Кузин сообщил "Интерфаксу", что обязательное страхование ответственности автовладельцев за 15 лет применения закона доказало эффективность использования экономических рычагов воздействия на участников дорожного движения, стимулируя их к правильному поведению,

По его мнению, "есть определенный вклад системы ОСАГО в статистику снижения числа смертей в дорожных происшествиях и количества ДТП с материальным ущербом".

Владимир Кузин напомнил, что ключевым коэффициентом, влияющим на сознание автовладельца и стоимость полиса ОСАГО, оказался коэффициент, учитывающий безаварийную езду "бонус-малус". Однако страховщикам показалось этого недостаточно, сообщество полагает, что для усиления воздействия на правильное поведение на дороге требуется переход на другие стимулы.

"В частности, мы говорим об отказе от использования коэффициента мощности автомобиля при расчете стоимости полиса ОСАГО и о введении коэффициента правосознания водителя", - пояснил представитель ГИБДД.

Он добавил, что служба считает эффективным подход, учитывающий индивидуальное поведение каждого отдельного водителя в цене полиса ОСАГО.

Представитель ведомства также привел статистику, согласно которой за последние годы количество смертей в ДТП снизилось с 30 тыс. в год до 20 тыс. по итогам 2017 года. Это оказалось возможным благодаря реализации комплекса мер, в числе которых усовершенствование правил дорожного движения, обустройство дорог, ужесточение подходов к нарушителям, различные социальные и пропагандистские, обучающие информационные и социальные программы. В том числе, по словам Владимира Кузина, статистика показывает снижение правонарушений на дорогах, совершенных пьяными водителями.

"В свое время доля таких ДТП достигала 25%, а теперь составляет 8% в общем числе ДТП", - привел он данные.

Владимир Кузин напомнил, что в РФ действует специальная целевая программа по безопасности дорожного движения, согласно которой к 2024 году целевой показатель смертности в ДТП должен снизиться до четырех человек на 100 тыс. пострадавших. Глобальная цель борьбы за безопасность дорожного движения ориентирована на достижение нулевого показателя смертности в ДТП.

В свою очередь президент РСА Игорь Юргенс обозначил роль страховщиков ОСАГО в обеспечении безопасности дорожного движения.

"Мы пытаемся институционально, рублем учить человека ездить лучше", - сказал президент РСА.

Обозреватель Александра Лоскутова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще