Национальный рейтинг университетов за 2025 год

Сводный 20 место 533 балла
Сотрудничество 35 место 378 баллов
Бренд 24 место 299 баллов
Инновации /Предпринимательство 20 место 565 баллов
Исследования 61 место 279 баллов
Образование 37 место 823 балла
Социальная среда 21 место 690 баллов
Сводный 31 место 474 балла
Сотрудничество 149-150 место 215 баллов
Бренд 93-98 место 163 балла
Инновации /Предпринимательство 27 место 506 баллов
Исследования 85-87 место 257 баллов
Образование 35 место 828 баллов
Социальная среда 20 место 691 балл
Сводный 97 место 380 баллов
Сотрудничество 143 место 219 баллов
Бренд 93-98 место 163 балла
Инновации /Предпринимательство 88-90 место 363 балла
Исследования 231-232 место 180 баллов
Образование 23-25 место 852 балла
Социальная среда 244-248 место 306 баллов
Сводный 120 место 359 баллов
Сотрудничество 60-61 место 312 баллов
Бренд 136-139 место 136 баллов
Инновации /Предпринимательство 200-204 место 279 баллов
Исследования 155-157 место 210 баллов
Образование 190-191 место 711 баллов
Социальная среда 164-167 место 338 баллов
Сводный 153-156 место 343 балла
Сотрудничество 230-232 место 155 баллов
Бренд 150-151 место 129 баллов
Инновации /Предпринимательство 254-261 место 260 баллов
Исследования 152-153 место 212 баллов
Образование 58-60 место 790 баллов
Социальная среда 230-231 место 311 баллов
Сводный 200-202 место 326 баллов
Сотрудничество 119-120 место 237 баллов
Бренд 142-143 место 134 балла
Инновации /Предпринимательство 320-335 место 248 баллов
Исследования 339-340 место 125 баллов
Образование 149-151 место 733 балла
Социальная среда 219 место 317 баллов
Сводный 203-205 место 325 баллов
Сотрудничество 359-360 место 56 баллов
Бренд 320-323 место 60 баллов
Инновации /Предпринимательство 159-160 место 306 баллов
Исследования 200-203 место 194 балла
Образование 275-277 место 664 балла
Социальная среда 40 место 506 баллов
Сводный 203-205 место 325 баллов
Сотрудничество 153-156 место 213 баллов
Бренд 341-342 место 51 балл
Инновации /Предпринимательство 368-385 место 244 балла
Исследования 115-116 место 231 балл
Образование 340-341 место 622 балла
Социальная среда 68-69 место 426 баллов
Сводный 203-205 место 325 баллов
Сотрудничество 246-249 место 142 балла
Бренд 217-218 место 96 баллов
Инновации /Предпринимательство 163-164 место 303 балла
Исследования 140-142 место 218 баллов
Образование 301 место 645 баллов
Социальная среда 93-94 место 380 баллов
Сводный 206 место 324 балла
Сотрудничество 95-96 место 260 баллов
Бренд 191-193 место 107 баллов
Инновации /Предпринимательство 320-335 место 248 баллов
Исследования 152-153 место 212 баллов
Образование 298-300 место 646 баллов
Социальная среда 238-242 место 308 баллов
Показывать по
Методология исследования Методология исследования

 

Национальный рейтинг университетов Интерфакс 2025

Методика НРУ2025

Цели и Задачи

Целями ежегодного исследования «Национальный рейтинг университетов», проводимого Информационной группой «Интерфакс», являются:

  • оценка деятельности современного российского университета, отвечающего мировым образцам
  • развитие канала коммуникаций между академическим сообществом страны, массовыми аудиториями и бизнесом
  • поиск новых методов и технологий оценки деятельности институтов в сфере образования, исследований и разработок, инновационного и социально-гуманитарного развития.

Задачи исследования:

  • Изучение источников информации, на основе данных которых ведется оценка деятельности университетов, всей сферы образования, исследований и разработок
  • Развитие коммуникаций с администрациями университетов и академическим сообществом страны
  • Определение новых подходов к оценке брендов и репутации университетов
  • Изучение моделей и опыта академического сотрудничества во всех формах его проявления
  • Проведение экспериментальных замеров новых параметров, на основании которых можно оценивать деятельность университетов
  • Изучение методов и средств оценки связей университетов с рынками высококвалифицированного и академического труда
  • Формирование частных оценок деятельности университетов, позволяющих аудиториям получить дополнительные возможности выбора образовательных программ, партнеров для совместных работ, мест приложения таланта и развития личности
  • Определение возможностей для создания на основе различных оценок информационных сервисов, интересных таким аудиториям, как академическое сообщество, потенциальные абитуриенты и их семьи, регуляторы сферы высшего образования, работодатели, организации R&D.

Итогом этого исследования является Сводный рейтинг НРУ2025, а также шесть параметрических рейтингов университетов.

Сводная оценка формируется на основе шести параметрических оценок, имеющих, на наш взгляд, более высокую исследовательскую ценность, так как изучение отдельных процессов позволяет точнее фиксировать происходящие изменения в университетах.

Рейтинг формируется по таким параметрам, как «Образование» (О), «Исследования» (И), «Социальная среда» (СС), «Сотрудничество» (С), «Инновации и  предпринимательство» (П), «Бренд» (Б).

Следует подчеркнуть, что Сводный рейтинг – не более чем результат линейной комбинации шести параметрических рейтингов с исторически сохраняющимся набором весовых коэффициентов, поэтому администрациям университетов не следует уделять слишком пристальное внимание позициям университета в сводном рейтинге:

СР =0,2 * РО + 0,2 * РИ + 0,15 * РБ + 0,15 * РСС + 0,15 * РП + 0,15 * РС

Все параметрические и сводная оценки приводятся к безразмерной 1000-балльной шкале; университеты ранжируются по убыванию величины оценки.

Источники данных

Оценки деятельности университетов и формирование частных параметрических и сводного рейтингов университетов основаны преимущественно на данных анкет, представленных университетами.

Если приглашенный к участию в рейтинговом исследовании университет не присылает в срок анкету, то необходимые данные заимствуются из открытых источников, в первую очередь, веб-сайтов университетов, а также доступных обобщенных данных мониторинга деятельности вузов, публикуемого Министерством науки и высшего образования РФ.

Процедура НРУ2025

Приглашения к участию высылаются прежде всего в университеты, участвующие в ведущих мировых и национальных рейтингах, а также ранее участвовавшие в рейтинговых исследованиях НРУ Интерфакс. Вместе с тем для участия российских вузов в Национальном рейтинге университетов не выдвигаются какие-либо жесткие требования. Любой российский университет может обратиться в Интерфакс для обсуждения своего участия в будущих выпусках НРУ.

Приглашения к участию в НРУ2025 разосланы в адреса 389 вузов.

Анкетные данные предоставили 263 вуза.

По итогам обработки доступных материалов о деятельности институтов национальной системы науки и высшего образования в НРУ2025 включены 389 вузов.

Ниже приводится распределение числа участников НРУ2025 и числа оцениваемых вузов, приславших анкеты, по статусам и типам (присутствуют естественные пересечения).

Статус университета:

Правительственный, включая особый статус МГУ и СПбГУ (П)

Участник Программы Приоритет-2030 (П2030), включая Дальневосточный трек программы (П2030-ДВ)

Федеральный (Ф)

НИУ / НИЦ

Опорный (О)

Региональный (Рег)

Кооперативный (Кооп)

Частный / Негосударственный (Ч)

 

Тип университета:

Аграрный, включая рыбохозяйственные (А)

Гуманитарный (Гум)

Дизайн (Диз)

Классический (К)

Медицинский (Мед)

Педагогический (Пед)

Связь (Комм)

Сервис и Туризм (СТ)

Технический (+ инженерия + технологии + строительство и архитектура + горное дело + метеорология + биотех) (Тех)

Транспортный (Тр)

Экономико-Социальный (+ Управление) (ЭС)

Юридический (Ю).

 

Отраслевая принадлежность:

Правительство (П)

Министерство науки и высшего образования (МНВО)

Министерство просвещения (МП)

Министерство здравоохранения (МЗ)

Министерство сельского хозяйства (МСХ)

Министерство транспорта (МТ)

Министерство цифрового развития и коммуникаций (МЦ)

Министерство юстиции (МЮ)

РАН

Региональные правительства (Рег)

Центросоюз (ЦС)

Негосударственные (Негос)

Статус
П2030 / П2030-ДВ
Ф
НИУ
О
П
Рег
Кооп
Ч

Анкеты, ед.

112 / 7

10

24

26

3

3

3

9

Участники, ед.

133 / 12

10

29

33

5

10

3

19

 

Тип
А
Гум
Диз
К (формальное название «госуниверситет»)
Мед
Пед
Тех
Тр
Комм
СТ
ЭС
Ю

Анкеты, ед.

56

6

2

70

28

14

61

9

3

0

19

3

Участники, ед.

45

14

2

98

43

32

95

15

4

2

27

4

 

Отраслевая принадлежность
П
МНВО
МП
МЗ
МСХ
МТ
МЦ
МЮ
РАН
Рег
ЦС
Негос

Анкеты, ед.

3

148

12

29

40

9

3

0

1

3

3

9

Участники, ед.

5

215

30

43

46

15

4

1

2

10

3

22

 

Учтены прошедшие слияния/поглощения вузов:

  • РГППУ присоединен к УрГПУ (20.12.2024 приказом Минпросвещения РФ № 988 университет был ликвидирован как самостоятельное учреждение и был присоединён к УрГПУ. (СПАРК-ИФ: Учреждение прекратило деятельность при присоединении · ЕГРЮЛ 01.04.2025).
  • ТюмГУ присоединяет ГАУСеверЗауралье
  • ТОГУ присоединил ХабГУЭП
  • КурганГУ присоединил КурганГСХАМальцев
  • МАУ присоединил МурманскГТУ
  • Росбиотех-МГППУ присоединил ПущиноГЕНИ
  • АлтГПУ присоединил АлтГГПУШукшин

Несколько аграрных вузов переданы из МСХ в МНВО:

  • НГАУ
  • ПриморьеГАТУ
  • ВолгГАУ
  • ОрёлГАУПарахин
  • ГАУСеверЗауралье
  • ННГАТУ
  • ВерхневолжьеГАБТУ (ИвГСХАБеляев)
  • ЯрГАУ
  • ПермГАТУПрянишников
  • МичуринГАУ

НРУ ИФ отличается отсутствием четко определенных барьеров для участия университетов в исследовании. Однако оценка работы ряда вузов, в силу их специфики, не может быть произведена должным образом на основе применяемой методики. Это ограничивает участие в рейтинге следующим вузам:

  • Вузы силовых ведомств, отличающиеся повышенным уровнем секретности в образовательной и исследовательской деятельности.
  • Творческие вузы. В ходе оценки на основе существующей методики такие вузы будут недооценены, что может привести к конфликтным ситуациям.
  • Вузы-"бутики" - вузы, специализирующиеся не в массовой подготовке специалистов, а по ограниченному (одному) набору направлений подготовки. «Бутики» могут демонстрировать выдающиеся оценки по некоторым направлениям деятельности, но, в силу их малого масштаба, к ним неприменимы существующие нормировочные процедуры.
  • Вузы, реализующие преимущественно (более 50% контингента обучающихся) программы заочного образования.
  • Исследовательские организации, реализующие образовательные программы подготовки специалистов высшей квалификации и начинающие реализацию отдельных ОП ВО. Причина – недооценка деятельности по большинству параметров.