Ярмарки сегодня имеют большое число накопившихся проблем. Как правила, это система, живущая по своим правилам, в обход законов. В Подмосковье с существующим положением дел мириться не хотят. Власти планируют сделать все возможное для того, чтобы структурировать эту систему, не допустить торговлю в домах культуры и на пешеходных переходах. О том, почему ярмарки так важны для региона, "Интерфаксу" рассказала министр потребительского рынка и услуг региона Екатерина Семенова.
- Ярмарки сегодня во всем мире переживают настоящий ренессанс. Взять ту же Европу или Соединенные Штаты - по выходным в малых и больших городах, поселениях обязательно организуют ярмарки. На сегодняшний день ярмарка – это инструмент, с помощью которого можно очень быстро создать локальный центр притяжения.
Грубо говоря, не у всех есть Пирамиды и Эйфелевы башни. А вот ярмарку может организовать любой муниципалитет. И тогда местная ярмарка станет центром притяжения предпринимателей, крупных и малых предприятий, ремесленников, людей творческих профессии, туристов, путешественников, и самое главное – покупателей. К стати, в конце XIX века в России насчитывалось почти 20 тысяч ярмарок в семи тысячах населенных пунктах. То есть не менее трех ярмарок в год в каждом поселении!
В сфере ярмарочной торговли Московской области, конечно, существуют и проблемы. Ключевой проблемой для нас стали несанкционированные ярмарки. Большое количество ярмарок проводилось в местах, не включенных в сводный план их организации и не приспособленных для ярмарочной торговли. Речь идет о домах культуры, клубах, спортивных сооружениях, пешеходных тротуарах улиц с оживленным автомобильным движением. На несанкционированных ярмарках грубо нарушались санитарные нормы и правила торговли, требования пожарной безопасности, превышались разумные сроки проведения ярмарок, и, конечно же, игнорировалась уплата налогов. Проблематика заключалась в том, что местные органы самоуправления лишь уведомляли министерство о том, что на их территории будет организованное определенное количество ярмарок за определенный период времени. А в каком именно месте и какое назначение будет у ярмарки – все это решалось в одностороннем порядке.
Так как старый порядок организации ярмарок на территории Московской области не соответствовал сложившейся ситуации, был принят новый. С 1 января этого года ярмарки в регионе проводятся в пятницу, субботу, воскресенье и в нерабочие праздничные дни. Сезонные ярмарки, продолжительностью до 14 календарных дней, проводятся не более четырех раз в год в отведенных для этого местах. Помимо универсальных и сезонных, могут проводиться тематические ярмарки, специализацию которых определяет министерство потребительского рынка и услуг Московской области на целый год вперед. В 2013 году выбрано 10 тем: "Масленица" (март), Товары народных промыслов" (апрель), "Сад огород – открытие дачного сезона" (май), "Мир детства 2013" (июнь), "Богатство природы и плодородия" (июль), "Школьный базар" (август), "Дары осени" (сентябрь), "Международная ярмарка" (октябрь), "Книжная ярмарка" и "Новогодняя" – в ноябре и декабре соответственно.
Таким образом, нелегальную торговлю мы планирует искоренить. Официальных ярмарок станет значительно больше. Если в 2012 году в Подмосковье проведено 1465 ярмарок, то в этом году планируем – не менее 1600. Если в прошлом году было 272 площадки под ярмарки, то в этом году их уже 352. Главное, чтобы не только министерство, но и местные органы самоуправления понимали социальную и экономическую востребованность ярмарок. Ярмарка – это покрытие спроса на недорогую и одновременно качественную продукцию. И в то же время ярмарка – это реальный и самое главное эффективный инструмент поддержки местных производителей, фермеров, малого и микро-бизнеса, начинающих предпринимателей. За 2013 год мы поставили перед собой цель довести число занятых на ярмарках до 110 тысяч человек. При условии, что все заявленные 64 муниципальными районами и городскими округами площадки отработают тот график, который согласовали с министерством, мы поставленную цель достигнем.