В 2012-13 годах администрации Смоленской области удалось привлечь немалый объем бюджетных кредитов, заместив ими часть полученных ранее банковских кредитов. В настоящее время государственный долг региона составляет примерно 20 млрд рублей, в том числе, 10,7 млрд рублей - бюджетные кредиты, 6,3 млрд рублей - банковские. Считая складывающую ситуацию неблагополучной, власти региона с большой надеждой отнеслись к поручениям, направленным на сокращение государственного долга субъектов Федерации, которые президент Владимир Путин в мае дал правительству России.
Что является причиной роста государственного долга региона и рисках, с которыми сталкиваются органы государственной власти при погашении дефицита бюджета, "Интерфаксу" рассказал заместитель губернатора Смоленской области Игорь Скобелев.
- Нарастание государственного долга вызвано объективными обстоятельствами. К их числу относится жесткое закрепление поступлений из ряда доходных источников за дорожным фондом, передача некоторых полномочий с муниципального на региональный уровень - в 2014 году, например, это зарплата персонала детских садов, 1,2 млрд рублей - без адекватного финансирования.
Кроме того, ряд расходных обязательств - по здравоохранению, по повышению зарплаты бюджетников - увеличивается в темпах, не соответствующих темпу экономики. При этом финансовая помощь из федерального бюджета в 2014 году сократилась по сравнению с 2013-ым.
Хочу отметить, что уже в 2013 году банки не выражали особой готовности кредитовать администрацию региона, фактически мы работали только со Сбербанком, хотя раньше - с четырьмя-пятью кредитными учреждениями.
Снижение их активности, по моему мнению, объясняется тем, что мы стараемся получить деньги по невысокой ставке (сейчас это в среднем 8,8% годовых), к тому же используем средства в режиме открытой линии - когда это нам необходимо, и в необходимых объемах. Возможно, такие условия банкам не интересны.
Таким образом, сотрудничество с коммерческими банками несет в себе определенный риск - однажды мы можем просто не найти учреждение, которое согласится предоставить нам кредит.
В этом году подобное уже произошло. Мы объявили аукцион на привлечение 2 млрд рублей для погашения кассового разрыва, возникающего в связи с приближением отпусков учителей, объявили начальную ставку - 8,1% годовых, и конкурс не состоялся из-за отсутствия участников.
Если правительству удастся найти способ снизить процентные ставки по кредитам, получаемым субъектами Федерации в коммерческих банках с государственным участием - например, предоставляя государственные гарантии в их обеспечение, - риск оказаться без необходимых средств снизится.
Что касается бюджетных кредитов, то они у нас трех видов. Около 200 млн рублей мы получили на строительство детских садов по ставке 3,4% годовых; дорожные кредиты на общую сумму около 2 млрд рублей, полученные в рамках подготовки к 1150-летию Смоленска по ставке 2,3% годовых. Основная же их часть - примерно 8,5 млрд рублей - была получена на погашение дефицита бюджета по ставке 3,2% годовых.
Эти цифры свидетельствуют о том, что бюджетные кредиты обходятся нам значительно дешевле, и если правительство найдет способ заместить ими полученные нами ранее банковские кредиты, объем средств, ежегодно выделяемый на обслуживание госдолга, заметно сократится.
Это - большие деньги: в 2014 году - примерно 900 млн рублей, эта сумма сравнима с объемом средств, направленным в этом году на поддержку сельского хозяйства.