- Владимир Владимирович, основные улицы города к моменту реконструкции практически исчерпали пропускную способность из-за значительного увеличения транспортного потока. По исследованиям Архангельского государственного технического университета, в 2009 году нагрузка превышала расчетную фактическую несущую способность проезжей части на 20-40%. Сегодня реконструированные улицы соответствуют необходимым параметрам?
- Параметры проезжей части доведены до нормативных, увеличена протяженность остановочных полос и посадочных площадок на остановках общественного транспорта. При реконструкции использованы новые технологии. Щебеночно-мастичный асфальтобетон, который использовали при реконструкции, обладает уникальными свойствами самовосстановления. Мелкие трещины, возникающие зимой при движении грунта или при проблемах с коммуникациями, летом, благодаря особому составу, под воздействием температуры слегка плавятся и заполняют трещины. Дорожная разметка выполнена из более долговечного термопластика. Генподрядчик также применил машину по укладке бордюрного камня. Технология хорошая – получаем идеально ровную поверхность и прекрасную крепость, при ударе машины о бордюрный камень он очень хорошо держит удар.
На очереди – организация дорожного движения. Проект позволит использовать автоматизированную систему управления светофорными объектами, максимально развести транспортные потоки, например, за счет организации одностороннего движения на ряде улиц. На некоторых центральных улицах города только одностороннее движение может решить проблему пробок. Эти проблемы на городских дорогах остаются, несмотря на то, что мы расширили улицы, устроили три полосы движения вместо двух, но не всегда требуем от водителей соблюдения правил дорожного движения. Водители общественного транспорта спокойно выезжают на другие полосы движения, а частные автомобили идут по полосе общественного транспорта. Поэтому вопрос с организацией движения нам необходимо решать комплексно, при содействии ГИБДД.
- Объемы как работ, так и финансирования в связи с 1000-летием были беспрецедентно велики. Что удалось сделать?
- Объем финансирования реконструкции Московского проспекта и улично-дорожной сети составил более 6 млрд рублей. Для сравнения могу сказать, что цифра составляет четыре годовых "дорожных" бюджета. Выполнен колоссальный объем работы. Капитально отремонтированы 13 улиц общей протяженностью 33 км. В сутки дорожники выкладывали по железнодорожному составу асфальто-бетонной смеси. Произведена полная замена основания и конструкции дорожной одежды на 758 тыс. кв. м автодорог. Новые светофоры в Ярославле смонтированы под работу в единой автоматизированной системе управления дорожным движением. Ее внедрение начнется в Ярославской области в ближайшее время. По гарантийным обязательствам генподрядчик в течение шести лет будет устранять недостатки на свои средства. АОА "Аэродромдорстрой" создает в Ярославле небольшой филиал с численностью около 300 человек, в том числе и для выполнения гарантийных обязательств.
С учетом огромного количества работ, основная часть финансирования пришлась на город и обход города Ярославля. Общая протяженность обхода вместе с развязками составила более 13 километров. Стоимость этого проекта составила почти 12 млрд руб. Самое главное, мы транзит убрали из города и сэкономили время водителям: если раньше требовалось час-полтора, чтобы проехать по городу, то сегодня от въезда в Ярославль до Молота требуется 12-17 минут.
Доля федерального софинансирования при строительстве обхода составила сначала 70%, а в процессе подготовки к 1000-летию федерация увеличила свою долю до 80%. Конечно, нам бы хотелось сохранить это соотношение и в будущем.
Сейчас заканчиваем проектирование Юго-Западной окружной дороги, это вторая очередь строительства обхода Ярославля. Министр транспорта Игорь Левитин одобрил продолжение строительства Юго-Западной окружной. Обход планируется с эстакадной частью, развязками в двух уровнях. Новые транспортные развязки позволят весь транзитный транспорт вывести из города. Документация по проекту сейчас проходит экспертизу.
- Как обстоит ситуация с автодорогами регионального значения?
- В регионе реализуются несколько областных целевых программ, в том числе программа развития сети автомобильных дорог Ярославской области на 2010-2015 годы и ведомственная целевая программа "Сохранность автомобильных дорог ЯО на 2010-2012 годы". На содержание, капитальный ремонт и реконструкцию областных дорог из регионального бюджета выделено 1,5 млрд рублей. За исключением затрат на содержание мы фактически уже все деньги освоили.
Основной объем финансирования из регионального бюджета - 730 млн рублей - приходится, конечно, на содержание дорог. Правительство области приняло постановление, по которому мы можем проводить аукционы на содержание автодорог сроком на два года. До этого нам приходилось выбирать подрядчика на полгода, что не добавляло стабильности ни департаменту области, ни подрядным организациям.
Для приведения в нормативное состояние транспортной инфраструктуры с 2009 года муниципальным районам выделяется субсидия из областного бюджета, в среднем около 100 млн рублей в год. Целевое назначение субсидии – капитальный ремонт, ремонт автомобильных дорог общего пользования муниципальной собственности и выполнение кадастровых работ. Рассчитывается она в зависимости от километража автодорог, которые муниципальные районы взяли на баланс. Благодаря региональной поддержке районы могут строить небольшие подъезды к населенным пунктам, на которые не нашлось бы средств в местных бюджетах.
- Владимир Владимирович, пожалуй, самые крупные перспективы развития транспортной инфраструктуры области связаны со строительством трассы-дублера М8 и модернизации железнодорожных путей для пуска скоростных "Сапсанов". Каким образом будет решаться вопрос с железнодорожными переездами в обоих случаях?
- По трассе-дублеру есть техническое задание. Сейчас совместно с другими департаментами активно решаем вопрос с землями сельскохозяйственного назначения, по которым пройдет автодорога. По предварительным проектам, дублер пойдет в обход всех городов на территории области, но с максимальным выходом на существующие железнодорожные переезды. Что касается пуска скоростного поезда — вопрос с железнодорожными переездами, естественно, возникает. На территории области 19 переездов. Для движения скоростных "Сапсанов" все они должны быть выполнены в двух уровнях. Вопрос в том, кто будет финансировать масштабные реконструкции переездов - федеральный центр или ОАО "РЖД".