Центр / Эксклюзив 11 мая 2016 г. 18:45

Гендиректор "Мострансавто" А.Зайцев: "Наши приоритеты – обновление подвижного состава и улучшение обслуживания"

В мае прошлого года экс-министр транспорта Московской области Александр Зайцев стал гендиректором крупнейшего транспортного перевозчика региона – ГУП МО "Мострансавто". Глава предприятия рассказал "Интерфаксу" о новых маршрутах, обновлении подвижного состава, других достижениях компании за 2015 год, а также о планах на 2016 год.

Гендиректор "Мострансавто" А.Зайцев: "Наши приоритеты – обновление подвижного состава и улучшение обслуживания"

- Какие достижения стали наиболее значимыми для "Мострансавто" в 2015 году?

- Самым большим достижением в 2015 году я считаю внедрение на нашем предприятии единой транспортной карты. За год мы реализовали проект, на который у многих коллег уходило несколько лет. Сегодня более 60% пассажиров оплачивают проезд в наших автобусах картой «Стрелка». Создано дополнительно 72 пункта пополнения ЕТК в кассах диспетчерских пунктов, автовокзалов и автостанций "Мострансавто". Важно также, что благодаря внедрению проекта, нам удалось добиться прозрачности финансовых потоков и установить над этой сферой жесткий контроль.

За прошедший год нам также удалось существенно пополнить парк транспортных средств – более 400 новых "ЛиАЗов", 100 из которых – средней вместимости, и несколько "ГАЗ-NEXT". Уменьшился и средний возраст подвижного состава: с 7,5 лет в 2014 году до 5,9 лет в 2015. В текущем году мы планируем снизить его до 5 лет.

В целях эффективного контроля выполнения рейсов внедрена новая система навигации, а также новая система контроля соблюдения финансовой дисциплины водителями и кондукторами. Сегодня на ежедневном контроле находится работа от 4 до 12 автобусных маршрутов, имеющих низкий процент выполнения рейсов. По результатам проверок инициировано нормирование скоростей движения автобусов с учетом отклонений от расписания и проведение корректировки расписания движения по 32 маршрутам.

Благодаря проведенной работе в 2016 году количество рейсов, невыполненных по эксплуатационной причине, снизилось в 1,8 раза, по причине дорожно-транспортных заторов – в 1,4 раза.

В результате всех принятых мер произошло увеличение пассажиропотока примерно на 110 тыс. человек в день. Если раньше средний ежедневный пассажиропоток составлял порядка 1 млн 430 тыс. человек, то в настоящее время эта цифра – 1 млн 540 тыс. человек. 12 апреля в рамках работы по контролю за пассажиропотоком мы получили рекордные для "Мострансавто" показатели – 1,6 млн пассажиров в день!

- Какие маршруты "Мострансавто" являются наиболее востребованными у подмосковных жителей?

- Традиционно к таковым относятся маршруты внутригородского сообщения и маршруты, связывающие Подмосковье со столицей. Закономерно, что многие из них серьезно загружены. Решается эта проблема двумя основными путями. Во-первых, увеличением количества подвижного состава на маршруте. Но это влечет за собой дополнительные издержки и потому данный способ требует разумного подхода. Во-вторых, изменением вместимости общественного транспорта, что также позволяет создать больший комфорт для пассажиров. Кроме того, при наличии альтернативного перевозчика на маршруте мы можем согласовать с ним расписание – это также помогает снизить нагрузку.

Вот как работает эта схема на конкретном примере: маршрут №501 "Люберцы – Москва" был очень популярен среди пассажиров и, соответственно, сильно загружен. В 2014-2015 гг. мы увеличили количество единиц общественного транспорта на этом маршруте в два раза и полностью отказались от использования на нем машин малой вместимости. Сегодня здесь работает 20 автобусов большого класса и 10 автобусов особо большого класса, они перевозят около 17 тыс. человек по будним дням.

- Существуют ли планы по расширению маршрутной сети "Мострансавто"?

- Предприятие ведет постоянный мониторинг своей маршрутной сети для анализа объема и структуры пассажиропотоков. Это помогает нам понять, какие изменения необходимо внести в работу для улучшения транспортного сообщения в Подмосковье. Также мы детально рассматриваем каждое предложение по этому поводу, поступившее от населения. При этом особое внимание уделяется обращениям жителей новых микрорайонов подмосковных городов.

Так, в четвертом квартале 2015 года на основании анализа пассажиропотока и обращений жителей было организовано транспортное обслуживание микрорайона Новое Измайлово городского округа Балашиха, а с первого января 2016 года заработал маршрут № 1064, связавший новый микрорайон Красная горка подмосковных Люберец со станцией метро "Новокосино" и железнодорожной платформой Косино. Оба этих маршрута работают по регулируемым тарифам, на них предоставляются все установленные действующим законодательствам меры социальной поддержки. В общей сложности, в 2016 году мы уже вышли на 40 новых для себя маршрутов.

Также стоит отметить, что "Мострансавто" сезонно изменяет количество рейсов в зависимости от объема пассажиропотока. С началом дачного сезона мы, безусловно, усиливаем работу на разных направлениях.

- А много ли у "Мострансавто" убыточных маршрутов?

- Реальность такова, что только 20% от общего числа наших маршрутов генерируют прибыль, которая частично покрывает расходы на оставшиеся 80%. Речь идет о популярных у жителей маршрутах в густонаселенных или ближайших к Москве городах.

Вместе с тем одной из социальных функций правительства Московской области является предоставление жителям отдаленных населенных пунктов возможности доехать до социально значимых учреждений: больниц, школ и так далее. Такие маршруты, естественно, не вызывают особой заинтересованности со стороны частных перевозчиков. И транспортное обеспечение населения этих территорий полностью берет на себя "Мострансавто". Например, в Красногорске есть маршрут №59, на котором работает четыре автобуса малой вместимости. В день по нему может проехать максимум 30 человек, а обычно – один пассажир за рейс. Тем не менее, местные жители хотят, чтобы этот маршрут был сохранен. Но можно ли сделать его выгодным? Наверное, нам было бы дешевле подавать этот автобус по требованию пассажира, в режиме такси.

- Насколько "Мострансавто" сегодня мешают работать нелегальные перевозчики?

- Очень сильно. По нашим данным, в 18 подмосковных муниципалитетах в настоящее время курсирует около 270 автобусов, которые несанкционированно перевозят более 45 тыс. пассажиров каждый день. Нелегальные перевозчики дублируют 34 наших маршрута, из-за чего в отдельных случаях мы теряем до 30% выручки. Таким образом, экономический ущерб от их деятельности составляет свыше 2,5 млн руб. ежедневно!

Но дело не только в финансовых потерях. Водители нелегальных перевозчиков известны своей склонностью к регулярному нарушению правил дорожного движения и, как следствие, созданию аварийных ситуаций. В нашей практике были случаи, когда эти лица выступали зачинщиками драк с водителями "Мострансавто".

Министерство транспорта Московской области вместе с МВД, ГИБДД и региональным управлением Государственного автодорожного надзора регулярно проводит мероприятия по пресечению деятельности незаконных перевозчиков, так что надеюсь, что совместными усилиями мы сможем решить эту проблему.

- Давайте теперь поговорим о состоянии автобусного парка "Мострансавто". Насколько вы планируете его обновить в 2016 году?

- В общей сложности наш автопарк насчитывает более 5,2 тыс. машин, из них около 45% – не старше пяти лет. По плану в этом году должно быть списано порядка 900 единиц подвижного состава, вышедших из строя, и вместо них поставлено около 800 автобусов средней вместимости по программе "Наше Подмосковье", а также 40 автобусов большой вместимости по программе "Доступная среда".

Кстати, ранее за счет государственной программы Правительства Московской области нам удалось обновить половину всех автобусов средней и большой вместимости – это около 1,7 тыс. машин! Участвовали мы и в федеральной программе утилизации, которая предусматривала предоставление скидки на приобретение нового общественного транспорта при сдаче вышедшего из строя на утилизацию. Это замечательная инициатива, и мы надеемся, что ее реализация будет продолжена.

- Отдельно стоит затронуть вопрос состояния т.н. маршрутных такси. Будет ли обновляться парк этих машин?

- На сегодняшний день "Мострансавто" располагает почти 1,3 тыс. автобусов малой вместимости, что составляет 24,5% от всего автопарка предприятия. В основном, это Mercedes sprinter, из которых только 17 имеют возраст до пяти лет. И, естественно, мы планируем постепенно выводить из эксплуатации устаревшие машины и заменять их на новые. При этом важно подчеркнуть, что мы сегодня начинаем работать с группой "ГАЗ". Наше предприятие приобрело 29 автомобилей "ГАЗ Next" малой вместимости, которые мы уже опробовали в тестовом режиме. Они показали себя хорошо: с точки зрения комфорта и вместимости продукция "ГАЗ" не уступает Mercedes sprinter, а в некоторых аспектах даже ее превосходит. Если так пойдет и дальше, "Мострансавто" продолжит закупку этих машин.

- Кстати, нам известно, что в прошлом году "Мострансавто" сократило количество срывов рейсов из-за неисправности техники. Как удалось добиться такого результата?

- Позитивную роль сыграло как обновление парка подвижного состава, так и усиление контроля за его техническим состоянием. Мы организовали детализированный учет неисправностей автобусов с оперативным определением причин их возникновения. Кроме того, налажен надзор за централизованными поставками запасных частей и эксплуатационных материалов.

- Теперь вопрос, который наверняка волнует тех пассажиров подмосковных автобусов, которые с интернетом "на ты": будет ли обеспечен доступ к wi-fi в общественном транспорте "Мострансавто"?

- Здесь не все так просто. Давайте вспомним, что в 2014-2015 годах бесплатным доступом к wi-fi были оснащены автостанции и автовокзалы 20 городов Московской области – в том числе Можайска, Коломны, Орехово-Зуево, Чехова, Серпухова, Клина, Дмитрова и Сергиева Посада. Это был пилотный проект: доступ к беспроводному интернету предоставлялся за счет инвестора, который рассчитывал на возврат средств путем размещения рекламы на стартовой интернет-странице. Однако спрос на эту услугу со стороны пассажиров неожиданно оказался невелик, да и рекламный рынок начал переживать стагнацию. Поэтому инвестор отказался от дальнейшей поддержки проекта.

Что касается предоставления доступа к wi-fi непосредственно в автобусах, то покрытие сотовых сетей в Московской области в настоящий момент не является равномерным, поэтому обеспечить постоянную скорость интернета в общественном транспорте попросту невозможно.

- В последнее время "Мострансавто" предприняло целый ряд усилий для налаживания диалога с пассажирами. Расскажите, пожалуйста, о механизмах, которые вы для этого используете.

- В прошлом году мы запустили сразу два новых сервиса, которые призваны наладить обратную связь: в июле – "Активный пассажир" и в сентябре – "Стикер ПДД". Первый ресурс позволяет нам узнавать мнения пассажиров о работе предприятия: поведении сотрудников, соблюдении расписания, техническом состоянии транспорта и так далее. За девять месяцев работы "Активного пассажира" к нам поступило более 3 тыс. обращений. При этом выше всего люди оценивали безопасность наших перевозок.

Сервис "Стикер ПДД" помогает "Мострансавто" оценивать соблюдение нашими водителями правил дорожного движения. За семь месяцев работы ресурса к нам поступило более 600 фотографий, которые подтверждают факты нарушений. Из них львиная доля – свыше 70% – это езда по обочине.

Все обращения и жалобы жителей, поступающие на эти сервисы, направляются в филиалы предприятия, где с водителями и кондукторами проводятся инструктажи, в ряде случаев применяются меры дисциплинарного воздействия вплоть до выговоров и даже увольнений. Также в еженедельном режиме на проверку устранения недостатков выезжают и представители центрального аппарата.

Помимо создания "Активного пассажира" и "Стикера ПДД", мы запустили круглосуточную единую "горячую линию", спрос на которую превысил наши ожидания. Сейчас в месяц на нее поступает порядка 3,6 тыс. звонков. Кстати, все они записываются. Важно, что только половина этих обращений является жалобами. Остальные звонки – это, по сути, запрос справочной информации. Операторы "колл-центра" отвечают пассажиру в режиме онлайн. Раньше такой возможности у нас не было. Те же обращения граждан, которые требуют более детальной проработки, рассматриваются до восьми рабочих дней.

Кроме того, на сайте предприятия www.mostransavto.ru создана возможность направлять и отслеживать свои обращения в личном кабинете. Максимальный срок рассмотрения обращения – также восемь дней.

- Давайте обратимся к данным, собранным вашим новым сервисом "Активный пассажир". В феврале-марте жители Подмосковья оценивали работу водителей "Мострансавто" как хорошую, но жаловались на выполнение расписания. Как планируете решать этот вопрос?

- Это больная тема абсолютно для всех подмосковных перевозчиков. Дело в том, что на выполнение расписания влияет слишком много факторов. Из тех, что находится под контролем предприятия, важнейший – техническое состояние подвижного состава. Именно пребывание автобусов в постоянной технической готовности позволяет обеспечивать их бесперебойный выход на маршруты и снижает шанс срыва рейсов. Сегодня "Мострансавто" приобретает большое количество единиц общественного транспорта по госпрограмме, это помогает нам постоянно поддерживать темп его выпуска на линии.

Кроме того, в прошлом году мы внедрили программное обеспечение, с помощью которого можно отследить практически все – начиная с выезда автобуса на линию, заканчивая его прохождением всех остановок и отклонением от маршрута. Это, конечно, позволило нам установить более эффективный контроль над перевозками в филиалах.

Тем не менее, существует фактор, повлиять на который мы физически не можем, – это ситуация на дорогах, в том числе, пробки. В этих условиях единственное, что в наших силах, – своевременно информировать пассажиров о том, как быстро подъедет общественный транспорт. Для этого мы начали работу над программным продуктом, который позволит любому человеку не только узнать время прибытия автобуса на остановку, но и спрогнозировать свой маршрут, независимо от того, каким видом транспорта пассажир захочет воспользоваться, и в какую часть Московской области он поедет. Сервис планируется разместить на сайте "Мострансавто".

Кроме того, мы активно сотрудничаем с приложением "Яндекс. Транспорт", используя которое пассажир может увидеть местонахождение наших автобусов и время их прибытия на остановки. Каждое транспортное средство "Мострансавто" передает информацию о своем движении этому сервису с интервалом всего в 15 секунд.

- Для любой организации вопрос кадрового обеспечения – один из важнейших. В каких специалистах "Мострансавто" сегодня нуждается особенно остро?

- Несмотря на то, что к нам трудоустраивается достаточно большое число водителей, потребность в них по-прежнему сохраняется. Для обучения квалифицированных специалистов и снижения текучести кадров на предприятии работает программа подготовки водителей транспортных средств категории "D", "DE". Она определяет единый порядок по заключению ученических договоров с соискателями, направлению на обучение и последующему трудоустройству водителей, а также организации их стажировки в филиалах компании.

- В прошлом "Мострансавто" не раз привлекалось для транспортного обслуживания различных мероприятий на территории Подмосковья. Каковы планы на этот год?

- Действительно, "Мострансавто" участвует во всех мероприятиях, требующих качественного транспортного обслуживания. Это, в том числе, традиционный авиасалон МАКС, который проводится один раз в два года. Также мы всегда обслуживаем летние детские перевозки и перевозки участников мероприятий ко Дню Победы, пасхальных и майских праздников.

2016 год, естественно, не станет исключением. Кроме того, планируется, что наше предприятие будет обеспечивать транспортное обслуживание финала Национального чемпионата WorldSkills Russia, Международного военно-технического форума "Армия" в Кубинке, IV Международного форума «Технологии в машиностроении» в Жуковском и прочих мероприятий.

- В этом году "Мострансавто" отмечает 90-летний юбилей. Собираетесь ли вы организовывать какие-либо специальные мероприятия по этому поводу?

- Мы считаем, что лучшим подарком к 90-летию "Мострансавто" станет поставка нового подвижного состава и улучшение обслуживания пассажиров. Но, конечно, в каждом нашем филиале в этом году пройдут и чествования ветеранов предприятия. Кроме того, запланировано проведение масштабной благотворительной акции "Маршруты к сердцу" по сбору донорской крови. 4 мая в Подольске прошел первый этап этой акции, в ходе которого 45 сотрудников из 5 филиалов предприятия сдали более 20 литров крови для станции переливания крови Московской области. В мае также состоится конкурс профессионального мастерства водителей автобусов на базе филиала предприятия в Коломне, а на июль запланирована юбилейная спартакиада работников "Мострансавто".