Эксклюзив 28 декабря 2020 г. 16:25

Гендиректор "РТ-Инвест" Андрей Шипелов:

"Решение о строительстве еще шести заводов по термической переработке отходов в энергию могут принять в 2021 году"

"Решение о строительстве еще шести заводов по термической переработке отходов в энергию могут принять в 2021 году"

Несмотря на экономические сложности, "РТ-Инвест" планирует завершить строительство всех пяти своих заводов по термической переработке отходов в энергию в срок – до конца 2023 года. На этом компания не собирается останавливаться. Генеральный директор Андрей Шипелов рассказал "Интерфаксу" о том, где и когда могут появиться новые объекты такого типа, а также о сроках создания в Московской области предприятий по выпуску полимерных гранул и переработке медицинских отходов.

- Давайте начнем разговор с темы заводов по термической переработке отходов в энергию. "РТ-Инвест" строит пять таких объектов: четыре – в Московской области и еще один – в Татарстане. На какой стадии реализации находятся эти проекты?

- Несмотря на сложность эпидемиологической ситуации и ограничения с этим связанные, мы ориентируемся на то, что завершим строительство всех пяти заводов по термической переработке в срок.

Первые два объекта сдадим в конце 2022 – начале 2023 года. Это заводы в городских округах Воскресенский и Наро-Фоминский Московской области. Больше всего продвинулись работы на площадке в Свистягино (Воскресенский округ): здесь уже на 85% смонтирован комплект котлов – это сердце предприятия. В первом квартале 2021 года планируем установить турбину, которая уже собрана нашими партнерами на "Уральском турбинном заводе".

До конца 2023 года собираемся ввести в эксплуатацию оставшиеся три завода по термической переработке. На их строительных площадках работа тоже кипит: ведется подготовка фундаментов и благоустройство территорий.

- В 2020 году госкорпорации "Ростех", "Росатом" и ВЭБ заключили соглашение о строительстве 25 заводов по термической переработке. Оператором программы выступает "РТ-Инвест". В какой срок, по вашим оценкам, могут быть созданы эти объекты?

- Откуда вообще взялась эта цифра – 25 заводов? Если мы хотим избежать захоронения мусора на полигонах или хотя бы свести его к минимуму – не более 10%, то необходима комплексная система обращения с ним. Это, во-первых, внедрение раздельного сбора и промышленной сортировки – мировой опыт показывает, что такие механизмы позволяют перерабатывать 50% отходов. В Московской области мы уже смогли достигнуть показателя в 40%, и это не предел.

Но все равно остается около 50% мусора. Поэтому, во-вторых, для их утилизации необходимы заводы по термической переработке в энергию. Для того чтобы внедрить указанные принципы в городах-миллионерах, где проживает 80% населения страны, нужно 25 таких объектов.

Чтобы реализовать эту программу, нужны значительные инвестиции – не только на строительство самих заводов, но и на создание всей комплексной системы обращения с отходами. Плюс необходимо фактически создать в России новый сектор промышленности.

Для реализации таких планов и понадобилось объединение усилий столь крупных участников рынка, ВЭБ.РФ, "Ростех" и "Ростатом" уже обозначили в своих промышленных программах намерение построить 25 заводов по термической переработке.

В январе-феврале 2021 года участники соглашения выйдут в правительство Российской Федерации (РФ) с предложением утвердить долгосрочную комплексную программу, после чего мы продолжим совместную работу в этом направлении.

Надеемся, что в 2021 году будет принято решение о строительстве еще шести таких заводов в России, а все 25 подобных объектов могут быть построены за 10-15 лет.

 - Где могут появиться такие заводы?

- Это будет, в том числе, зависеть от активной позиции органов власти российских городов, которые вступят в диалог с федеральным правительством по этому поводу. Начать строительство заводов сразу во всех городах-миллионерах, к сожалению, не получится – сформировать столь значительные инвестиционные ресурсы не под силу никому ни в стране, ни в мире…

 - Компания запустила в Подмосковье уже четыре комплекса по переработке отходов (КПО). В следующем году планируется увеличить их мощность вдвое. Не опасаетесь, что в Подмосковье не хватит мусора для того, чтобы полностью загрузить эти предприятия?

- Отрасль в Московской области была создана стахановскими темпами: за полтора года. И уже сегодня региональные КПО способны переработать все отходы, которые образуются на территории Подмосковья.

Однако Москва и Московская область из-за географической близости, общих экономических и социальных связей фактически имеют единую систему обращения с мусором. Но в столице плотность застройки мешает формированию полноценной инфраструктуры по переработке отходов, для этого их нужно направлять в другие субъекты Российской Федерации.

Возить этот мусор во Владимирскую или Ярославскую области дорого, эти затраты неизбежно отразятся на тарифе для населения. Поэтому целесообразной является переработка столичных отходов на подмосковных КПО.

Строя новые объекты по переработке и увеличивая мощность уже действующих, региональные операторы удовлетворяют, таким образом, потребности не только Подмосковья, но и столицы России.

 - Давайте поговорим о планах по глубокой переработке отходов в Подмосковье. Компания планировала построить на территории региона два комплекса по производству полимерных гранул. На какой стадии сейчас находится этот проект?

- Мы строим холдинг полного цикла, поэтому наша задача – не просто отбирать вторичные материальные ресурсы, но и перерабатывать их до уровня готовой продукции, экономически востребованной и конкурентной на рынке. Начать мы решили с полимеров, поскольку это крайне опасная фракция. Разлагаясь, она не исчезает, а превращается в микропластик, который может попасть в организм человека и вызвать серьезные заболевания.

Если на первых порах мы просто извлекали пластиковые бутылки из общей массы мусора и продавали их сторонним предприятиям, то сегодня сами перерабатываем эти отходы в готовую продукцию – так называемый "ПЭТ-флекс". Он востребован, например, изготовителями упаковки. Это только первый этап нашего плана, но мы гордимся его достижением.

Следующим этапом станет строительство предприятий по переработке пластиковых бутылок в гранулы, которые по своим свойствам не будут уступать первичным полимерам. Эта продукция имеет серьезный экспортный потенциал: в мире такая "зеленая" гранула – речь идет не о цвете, а о значении для экологии – стоит дорого. Крупные межнациональные корпорации готовы оплачивать заботу об окружающей среде.

Согласно стратегии "РТ-Инвест", на территории двух подмосковных КПО мы создадим заводы, которые будут ежегодно перерабатывать по 100 тыс. тонн вторичных полимеров в такие гранулы. Строительство планируем начать в середине 2021 года, а ввод в эксплуатацию намечен на конец 2022 года. Выполнив эту амбициозную задачу, компания войдет в десятку крупнейших переработчиков такого сырья в Европе.

 - "РТ-Инвест" участвует в проекте по построению системы обращения с медицинским мусором в Подмосковье. Как и в случае с предприятиями по переработке полимеров, компания планировала построить два завода по обращению с отходами сферы здравоохранения. Подобраны ли уже площадки под эти объекты?

- Пока считаем, что наиболее благоприятными площадками для размещения такого рода предприятий являются КПО в городских округах Сергиево-Посадский и Кашира. Но одновременно с этим рассматриваем возможность создания подобного завода в особой экономической зоне "Кашира". Окончательное решение еще не принято.

 - В продолжение темы медицинских отходов такой вопрос: на КПО "РТ-Инвест" сегодня поступает множество масок и перчаток, которые жители, не имея альтернативы, выбрасывают вместе с бытовым мусором. Создает ли это сложности в работе комплексов?

- На подмосковные комплексы по переработке отходов, действительно, поступает большой объем масок и перчаток. С одной стороны, это хорошо, поскольку свидетельствует, что жители региона ответственно подходят к вопросу собственной безопасности в условиях пандемии COVID-19. С другой – тенденция создает дополнительные риски для наших сотрудников. На каждом КПО трудится по 500-600 рабочих, плюс с такими отходами взаимодействуют экипажи мусоровозов – это еще 1,5 тыс. человек. Для их безопасности мы проводим на предприятиях усиленную санитарную очистку.

Тем не менее в будущем подобный мусор необходимо собирать и перерабатывать отдельно. Потому в Подмосковье и был инициирован проект по созданию системы обращения с медицинскими отходами. Сегодня федеральные органы власти рассматривают внесенный правительством Московской области законопроект, регламентирующий эту сферу. Надеюсь, в январе он будет принят.

 - Под конец 2020 года Мособлдума приняла закон о создании в регионе системы обращения со строительными отходами. Планирует ли "РТ-Инвест" заходить в эту отрасль?

- Строительный мусор – это, с одной стороны, угроза для окружающей среды, поскольку в нем содержатся те же полимеры, а с другой – сырье для получения вторичных ресурсов: такой тип отходов можно переработать на 95%-100%.

Если власти Московской области отрегулируют этот рынок, сделают его цивилизованным, мы с удовольствием станем его участником. В распоряжении "РТ-Инвест" – сформированная для этого инфраструктура по переработке отходов.

- В 2020 году в Подмосковье активно развивалась сеть площадок для сбора крупногабаритных отходов "Мегабак". Участвует ли "РТ-Инвест" в этом проекте?

- Это хорошая инициатива, которую реализует правительство Московской области по просьбам местных жителей. В проект вовлечены все региональные операторы, работающие в Подмосковье. Для нас это отличный инструмент по нескольким причинам.

Во-первых, раньше жители выбрасывали старую мебель и технику на площадки для сбора бытовых отходов, что приводило к их загромождению. Как следствие – мусоровозы не могли подъехать к контейнерам и выполнить свою задачу. Мы были вынуждены вести долгую претензионную работу с управляющими жилищным фондом компаниями. Сегодня в тех городских округах, где действует проект "Мегабак", подобных сложностей практически не существует.

Во-вторых, централизованный вывоз с площадок "Мегабак" крупногабаритных отходов выгоден для нас в логистическом плане. А это благоприятно сказывается на тарифе для населения.

Поэтому в "РТ-Инвест" считают, что зона действия проекта "Мегабак" должна быть расширена, и – насколько я знаю – у правительства Московской области есть такие планы.

Мы со своей стороны вышли с предложением разработать мобильное приложение, с чьей помощью те жители обслуживаемой "РТ-Инвест" территории, которые не имеют возможности самостоятельно вывести крупногабаритный мусор на площадки "Мегабак", смогут обратиться в нашу компанию за этой услугой. Она будет бесплатной.

Разработка приложения уже завершена, сейчас мы его тестируем. Думаю, что в конце первого квартала 2021 года – в марте-апреле – этот информационный продукт станет доступен на всей территории обслуживания "РТ-Инвест".

 - В структуру "РТ-Инвест" входят Рузский, Каширский и Сергиево-Посадский региональные операторы, работающие в Подмосковье. Насколько у этих компаний на сегодня сформирован парк мусоровозов и контейнеров для раздельного сбора мусора?

- Когда система по обращению с отходами только начала формироваться в Московской области, мы опирались на теоретические данные о количестве необходимых контейнеров для сбора отходов и машин для вывоза мусора. В течение нескольких последующих лет были аккумулированы практические сведения, в итоге сегодня "РТ-Инвест" четко представляет, в каких муниципалитетах сколько отходов образуется и как необходимо организовать процесс обращения с ними.  

Это, впрочем, не отменяет необходимость тонкой настройки системы: например, где-то мы должны докупить технику. Так или иначе, до конца 2021 года мы планируем оснастить всю обслуживаемую территорию нужным количеством контейнеров для раздельного сбора мусора.

Более того, в некоторых муниципалитетах планируем поставить отдельные баки для стекла. Это непростой материал: он повреждает и загрязняет другие фракции, поэтому хотим попробовать организовать его отдельный сбор.

 - В каких городских округах Подмосковья и когда появятся контейнеры для сбора стекла?

- Мы начнем этот эксперимент летом 2021 года в каком-либо из крупных городов Московской области – Красногорске, Химках, Одинцово. Подчеркну, что установка таких контейнеров будет финансироваться за счет не средств местных жителей, а наших собственных финансов.

 - Вы сказали, что к концу 2021 года на обслуживаемой "РТ-Инвест" территории завершится установка контейнеров для раздельного сбора мусора. Площадки под эти баки устраивают муниципальные власти, успеют ли они к этому сроку?

- Да, успеют. Случаи, когда контейнерная площадка не соответствует потребностям окрестных жителей, редки. Причина либо в изначальном просчете при составлении прогноза образования отходов, либо в колебаниях количества населения: данные собирали в 2017 году, с тех пор кое-где снесли старые дома и построили новые.

К подобным случаям подмосковные власти подходят гибко: в тех муниципалитетах, где работает "РТ-Инвест", ситуацию исправляют быстро. Поэтому я полагаю, что проблема с площадками исчезнет гораздо раньше – где-то в первом квартале следующего года.

 - Компания ранее рассматривала возможность расширения своего проекта по установке уличных фандоматов. От этой идеи не отказались?

- Действительно, у нас есть проект "20-200-2000". Расшифровывается его название так: 20 фандоматов мы устанавливаем в пилотных учебных учреждениях Казани, 200 – во всех школах, и еще 2 тыс. – во дворах города. Ситуация с COVID-19 затормозила реализацию этих планов, но мы от них не отказываемся.

Более того, смотрим и на другие города-миллионеры: где можно реализовать подобный проект? Установка фандоматов для нас это не коммерческая, а социальная история.

 - Еще одно направление деятельности "РТ-Инвест" – транспортная тематика. Дочерняя компания "РТ-Инвест Транспортные системы" является оператором системы взимания платы с грузовиков массой более 12 тонн "Платон". Какие планы по развитию этого направления на 2021 год?

- Отмечу, что система "Платон" доказала свою пользу для управления российской экономикой именно в 2021 году, когда качественные статистические данные о движении грузов, в том числе через границу страны, стали особенно важными для принятия быстрых государственных решений.

Что касается дальнейшего развития этого направления, то мы сформировали пул потенциально интересных проектов: реализацию каких-то поставили на паузу из-за экономических сложностей, работу над другими – более актуальными в текущей ситуации, наоборот, усилили.

Так, особенно перспективным нам сегодня кажется проект в области интернета вещей, который позволит отправителям грузов более эффективно управлять системой логистики и сократить свои издержки. В нынешней ситуации он может стать более полезным и, как следствие, востребованным на рынке, поэтому мы сосредоточили усилия на реализации этой инициативы.

Теги
Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще