Центр / Эксклюзив 28 ноября 2011 г. 14:23

Губернатор Тульской области В.Груздев: "Мы формируем взаимоотношения власти и человека"

Губернатор Тульской области В.Груздев: "Мы формируем взаимоотношения власти и человека"

             Прошло сто дней с момента вступления в должность губернатора Тульской области Владимир Груздев. Сегодня регион живет в другом ритме, практически в другом измерении, чем прежде. День, когда записывалось это интервью, начался с сообщения о подписании главой государства указа "О праздновании 300-летия начала государственного оружейного производства в г.Туле". Новость, не оставившая безучастным ни одного туляка, и стала отправной точкой в беседе с губернатором.

            - Я думаю, что весь 2012 год должен пройти под знаком этого исторического события, важного не только для региона, но и всего государства Российского, и убежден, что он станет переломным этапом в развитии промышленности Тулы и области. Совместно городской властью и промышленными предприятиями будет сделано все необходимое, чтобы отметить юбилей на высоком уровне.

            - Сразу после вступления на пост губернатора вы заявили о своем намерении создать Народное правительство. Впервые жители Тульской области имели возможность принимать непосредственное участие в формировании органов исполнительной власти - в качестве кандидатов и в качестве людей, которые выбирают конкретно того или иного человека на руководящий пост. Можно уже подвести итоги и сделать выводы - оправдала ли эта идея себя, получилось ли правительство действительно народным?

            - Менее четырех месяцев назад, 30 июля, я впервые, в ранге временно исполняющего обязанности, вошел в свой кабинет. На тот момент я был совсем один. Не было команды, не было целостного представления о том состоянии, в каком находится область.

            Итоги лучше подводить в будущем сентябре, когда правительство отработает год. Сложилось так, что мы сразу вошли в череду подготовки проведения федеральных выборов. Помимо этого, мы должны были обеспечить готовность к зимнему периоду. Здесь тоже многие вопросы, в том числе готовность котельных, решались, что называется, "с листа".

            Еще один существенный момент - формирование аппарата. Я познакомился со всеми, кто был рекомендован для работы в новом правительстве. Мы добились существенного сокращения аппарата - более чем на 200 человек нам удалось его оптимизировать. Это позволило не только сэкономить свыше 90 млн рублей, но и существенно повысить заработанную плату сотрудникам правительства - рост составил от 20 до 40 процентов. Учитывая, что она не индексировалась с 2007 года, необходимость такого шага давно назрела. Чиновник должен работать за ту зарплату, которую он получает по месту работу. В противном случае он будет работать за другие интересы.

            Говоря о новом правительстве, нельзя не отметить, что мы побывали практически во всех районах. Не все мои предшественники на посту губернатора даже за больший отрезок времени - срок своих полномочий, - могли сделать это. Эти поездки не носили поверхностно-ознакомительного характера. В ходе многочасовых встреч я имел возможность познакомиться с жителями каждого из районов, люди, в свою очередь - со мной, с членами правительства. Это очень важно - то, как мы формируем взаимоотношения власти и человека. Не только через средства массовой информации, но и в личной человеческой беседе.

            Честно могу сказать - ожидания у людей очень большие. С людьми давно никто не разговаривал. Получалось - они сами по себе, власть сама по себе.

            Серьезным испытанием для нас, проверкой на прочность нового правительства будет решение проблем здравоохранения, учитывая, что с нового года эта зона ответственности переходит от муниципалитетов к нам, региональной власти.

            В целом ситуацию со здравоохранением в Тульской области можно оценить как тяжелейшую. Обеспеченность врачами в некоторых районах составляет 11 врачей на 10 тыс. человек, при средней обеспеченности по стране - 44 на 10 тыс. населения. А услуги мы должны предоставлять качественные.

            Исполнение программы модернизации здравоохранения к моменту моего прихода на должность губернатора составляло меньше 4 процентов. Предпринятыми мерами уже на начало текущей недели, к 21 ноября, мы эту программу закрыли, разместили заказов на 80%.

            Неплохо зарекомендовал себя проект "выездная поликлиника". У нас сейчас действует в этом направлении шесть экипажей. В следующем году их будет 15, из них 5 детских, 10 - взрослых. В каждом из экипажей по 5-6 врачей. Люди за счет выездных поликлиник могут получить консультации окулиста, кардиолога и других специалистов, чьими услугами в районах они не могут воспользоваться.

            - За сто дней работы на должности губернатора вы многое увидели, многое поняли и многое наметили. Ваши встречи показывают внимание к самым насущным проблемам. Наконец-то появилось законодательство, обеспечивающее многодетные семьи земельными участками. Но 56-ю статью жилищного кодекса, предусматривающую снятие с учета в случае предоставления земельного участка для строительства жилого дома, никто не отменял. Что мы можем с этим сделать?

            - Прежде всего, людям надо говорить правду. Чтобы человек сам выбирал, что ему необходимее. Со своей стороны, мы можем предусмотреть субсидию на строительство дома. Предоставление земельных участков реально будет способствовать решению проблемы ветхого и аварийного жилья, когда люди будут самоорганизовываться и строить то жилье, которое их устраивает. Мы будем делать так, чтобы те 15 соток, которые должны выделяться, располагались не в чистом поле, а были соответствующим образом обустроены дорогами, коммуникациями.

            Я думаю, что субсидии - более эффективная мера, чем оставлять людей на очереди, которую они воспринимают как личное обещание. Вопрос - насколько оно будет исполнено?

            - За сто дней вы приучили людей к ожиданию вас - губернатор приедет, губернатор рассудит. Встречи с жителями позволяют решать проблемы различного характера и масштаба - от частных до затрагивающих общественные интересы. Но не все, сказанное на встречах, воспринимаются однозначно положительно. Что-то требует дополнительных разъяснений. В частности, многих волнуют ваши заявления по факту укрупнения районов. С чем это связано?

            - Давайте посчитаем возможности Тульской области. У нас весь консолидированный бюджет составляет 47 млрд рублей на 1 млн 550 тысяч жителей. С 1 сентября повысили зарплату учителям на 30 процентов. Федерация профинансировала повышение до конца года, но дальше эта функция остается за органами местного самоуправления. Плюс повышение заработной платы работникам дошкольных образовательных учреждений. Выполняя эти обязательства, мы должны и на развитие муниципалитетов предусмотреть средства, которых практически не остается. Поэтому одно из направлений экономии бюджетных денег - это передача функций.

            Имеется в виду даже не укрупнение, которое уже юридически прошло - у нас с 1 января 2012 года муниципальных образований будет на 10 меньше, их число сократится со 175 до 165. Это, прежде всего, передача функций внутри муниципального образования. К примеру, в Одоевском районе, где проживают 12 тысяч жителей, существуют две администрации - района и поселка Одоев, что абсолютно не оправдано. 10-12 муниципальных служащих можно сократить и на этом сэкономить в год 3-4 млн рублей, которые и будут направлены на социальное развитие района. Это одна сторона вопроса - финансовая.

            Вторая сторона, пожалуй, не менее важная, чем первая. Люди часто путаются - они идут в одну администрацию, а их посылают в другую. Часто эти администрации сидят в одних и тех же зданиях, на разных этажах. Это тоже никому нужно.

            Когда мы говорим об укрупнении, это предполагает возможность собрать силы в кулак. Мы ни в коем случае не будем предпринимать действий, которые бы создавали людям дискомфорт. Прежде чем, что-то делать, будем советоваться с людьми.

            - Благодаря работе правительства, вашим усилиям удалось существенно повысить финансирование для решения многих важных и острых проблем. Одна из них, наиболее болезненная, - дороги. Но как показал опыт некоторых муниципалитетов, далеко не всегда удается освоить выделенные средства, деньги переходят на следующий год или пропадают. Что вы намерены предпринять в связи с этим?

            - Чтобы взять и не потратить деньги - этого вообще не должно быть. Как произошло в Туле с ремонтом дворов. Большее 50 млн рублей мы вынуждены в федеральный бюджет вернуть, потому что не могли их рационально потратить. А дворы многие требуют ремонта. Но, к слову говоря, те, которые уже сделали, по отзывам жителей, сделали неплохо.

            Чтобы избежать повторения подобного, необходимо готовиться заранее к проведению конкурсных процедур. Мы сейчас из всех своих 16 ДРСУ сделаем одно с четырьмя территориальными подразделениями. Приобретем необходимую технику - купим, возьмем в лизинг или в аренду.

            Мы будем стараться организовать дело так, чтобы деньги по максимуму остались в области, чтобы компании, которые будут принимать участие в тендерах, были областные.

            Я, прежде всего, заинтересован, чтобы налоги из тех денег, которые будем платить, остались здесь, чтобы сами туляки имели возможность заработать, обустраивая свою жизнь, свою область - свой родной дом.

            - Накануне было подписано инвестиционное соглашение с компанией "Каргилл" - традиционным партнером региона. Какие новые подходы для привлечения инвесторов вы планируете осуществлять? Не будете ли придерживаться здесь региональной специализации, единого направления, каким, к примеру, в Калуге является автомобилестроение, в Ярославле - фармацевтика?

            Мы рады любому инвестору. Из последних примеров - подписанное с компанией "Юнилевер" соглашение на 3 млрд. рублей, Суходольский завод специального тяжелого машиностроения в Алексинском районе. Комбинат возводится в непосредственной близости от Ясногорска - района, который оказался в тяжелом положении, фактически без рабочих мест после того, как местный машиностроительный завод был закрыт. Сюда можно отнести также и Центр обработки данных Сбербанка, который планируем запустить в апреле следующего года, и где будет работать 2,5 тысячи человек.

            На сегодня у нас есть достаточно большое количество соглашений на проработке и подписании.

            В целом мы поставили перед собой задачу - создать в следующем году 20 тысяч нормально оплачиваемых рабочих мест. Конечная цель - обеспечить массовую занятость, создать конкуренцию за работника. В регионе имеется большой потенциал, стратегические преимущества, которые требуют эффективного использования, развития. Мы заинтересованы, чтобы приходили разные инвесторы, в том числе из высокодоходных сфер услуг. Я считаю, чтобы лучше у нас была диверсификация, чтобы мы не зависели от одного направления.

            Планы, которые мы реализуем, при всей их амбициозности, - реалистичны, ничего не имеют общего с тем пиаром, когда столько времени жителей Тульской области кормили завтраками. Люди во всем разочаровались, ни во что не верят.

            Эти настроения мы своей работой должны переломить и это уже происходит. Не верили, что удастся возродить футбольную команду "Арсенал" - а сегодня уже сформирован ее костяк, во главе с наставником Дмитрием Аленичевым.

            Я не ожидал, что такая любовь у туляков к футболу. Интерес к спорту, в том числе и к активному занятию им, мы будем всемерно поддерживать. Будем строить 75 мини-стадионов с футбольными полями. В наших планах - строительство физкультурно-оздоровительных комплексов и бассейнов.

            - Жилищный вопрос для туляков не менее актуален, чем дороги и здравоохранение. Жилье под аренду во многом сняло бы проблему. Не собираетесь ли вы работать и в этом направлении?

            - Для того, чтобы сделать жилье доступным, нужно развивать конкуренцию, то есть нам надо начинать строить. Но строим мы пока очень мало. Мы готовим программы субсидирования строительства жилья и приобретения жилья, расширяем программы поддержки молодых и многодетных семей.

            Но при этом, мы – исполнительная власть, - не должны непосредственно заниматься строительством. Правительство обязано создать условия, чтобы приходил инвестор и начинал строить - площадку выделить, с коммуникациями помочь. Должно быть понятное прозрачное субсидирование, ипотечные программы. Нужно создавать условия для прихода бизнеса. Лучше субсидируем кредитную ставку, дадим грант, либо просто поможем с кредитом. И это будет работать более эффективно, чем когда будем сами строить.

            - Сто дней назад вы дали наказ чиновниками - наладить связь с жителями, В свою очередь чиновники должны держать ответ перед вами, как губернатором. Какие критерии в оценке их деятельности вы используете?

            - Основной критерий - четкая компетенция. А для тех чиновников, которые взаимодействуют с населением, по ним основная оценка - количество положительно решенных вопросов. Сейчас идет еще обкатка нашей команды. В горячий, ответственный период подготовки выборов многие чиновники видны как на ладони, они показывают, на что способны. Не все выдерживают. Один заместитель министра не проработал и двух недель.

            Я хочу, чтобы отношения были понятны и прозрачны с моими подчиненными и коллегами на муниципальном уровне. Очень важно, чтобы жители увидели положительные изменения не через 10 лет, а уже в следующем году.

            Посмотрите, сколько мы сделали. Договорились трассу М2 отремонтировать. За пять ближайших лет мы должны привести в порядок 4 тыс. километров дорог. Договорились по реконструкции НПО "Стрела", по обеспечению гособоронзаказом Тульского КБП, где будут задействованы в качестве субподрядчиков Тульский оружейный завод, машиностроительный завод. Это всего лишь небольшая часть того, что мы можем записать себе в актив.

            Возвращаясь мысленно в недалекое прошлое, когда начинал работать, - я не думал, что так все тяжело, что многое находится в столь запущенном состоянии. Мне не стыдно за то, что уже сделано. Сегодня все работает, и работает неплохо.