Россия стоит на пороге глобальных перемен, связанных с переосмыслением своего места в истории, в современном мире, обусловленных необходимостью адекватного и своевременного реагирования на требования времени, века информации и инновационных технологий. О том, насколько региональная власть готова к таким переменам, в интервью "Интерфаксу" рассказал губернатор Тульской области Вячеслав Дудка.
Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев в своем Послании Федеральному Собранию отметил в качестве одного из решающих факторов модернизации экономики – создание благоприятного инвестиционного климата. В значительной степени успешное решение этого вопроса зависит от руководителей регионов. Не случайно именно на них, по мнению главы государства, лежит большая ответственность за то, чтобы "все флаги в гости были к нам".
Президент России поручил Правительству подготовить предложения по введению нового порядка согласования разрешительной документации, и мы убеждены, что это создаст более комфортные условия работы для инвесторов, что не замедлит сказаться на повышении их заинтересованности в развитии партнерских отношений.
Определенные заделы в этом уже созданы, в том числе и на региональном уровне. В Тульской области накоплен достаточно большой опыт работы в данном направлении. Сегодня у нас эффективно действует механизм, позволяющий в короткие сроки предложить инвестору на выбор несколько вариантов инвестиционных площадок для размещения производства, строительства жилья. Уже сформирован так называемый портфель предложений для любой из компаний, рассматривающей открытие собственного производства в России. Введено в практику сопровождение крупных, значимых для региона инвестиционных проектов. Инвестору оказывается информационная и организационная поддержка, предоставляются налоговые льготы.
В целях совершенствования регионального законодательства в настоящее время подготовлен законопроект "О налогообложении при осуществлении инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений на территории Тульской области", который позволит оказать инвестору государственную поддержку и обеспечить выгодные условия инвестирования.
В частности, для вновь строящихся предприятий будет установлена минимальная ставка налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет области, эти предприятия будут полностью освобождены от уплаты налога на имущество организаций.
В реализации инвестиционной политики большое значение придается сотрудничеству власти и бизнеса, одной из форм которого является государственно-частное партнерство. Насколько широко эта форма используется в Тульской области?
Многие принципы такого партнерства и механизмы их реализации установлены законодательством и успешно применяются на практике. При этом особенно важно, что преобладающая часть государственных инвестиций направляется на строительство инфраструктуры общего пользования, финансирование которого за счет средств частных инвесторов резко снижает привлекательность проекта, а зачастую и просто невозможно в силу законодательных ограничений. Участие бюджетных инвестиций становится локомотивом инвестиционной активности частного бизнеса.
В сентябре этого года Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин в рамках рабочей поездки в Центральный федеральный округ посетил г. Новомосковск, где провел совещание по вопросу "Государственно-частное партнерство – основа посткризисного развития регионов". Наша область была выбрана для проведения такого представительного форума не случайно.
По результатам рейтинга инвестиционной привлекательности российских регионов в 2007-2008 годах, проведенного Рейтинговым агентством "Эксперт РА", Тульская область заняла 2 место за наибольший прогресс в улучшении инвестиционного климата. В настоящее время в стадии активной реализации находится проект "Промышленный комплекс город Новомосковск Тульской области".
По словам Председателя Правительства В.В.Путина, институт государственно-частного партнерства позволяет связать в единое целое ресурсы и возможности государства, региона, бизнеса.
Он также отметил что "еще до кризиса мы говорили о том, что необходимо задействовать новые факторы роста, и в этом смысле большие надежды возлагали на государственно-частное партнерство. Работа проделана большая. Создана правовая база, приняты законы о концессиях, особых экономических зонах, поправки в Бюджетный кодекс, сформированы ключевые институты поддержки. В том числе, Инвестиционный фонд. В среднем на рубль федерального бюджета, и практика кластера в Новомосковске это подтверждает, привлекается примерно 3-4 рубля частных инвестиций. То есть, поддержка Инвестфонда стала катализатором инвестиционной активности бизнеса".
Активная инвестиционная политика региона обеспечила значительный приток капиталовложений. Только за 2008 год общий объем инвестиций в основной капитал по данным Туластата составил 53,4 млрд. рублей, или 125,6% к уровню 2007 года. Объем иностранных инвестиций вырос в 2,4 раза. За первое полугодие 2009 года объем инвестиций в основной капитал составил 106,2% к уровню аналогичного периода прошлого года, а объем строительных работ – 128,7% .
В реализации проекта принимают участие крупные российские компании, в том числе и с участием иностранного капитала: "Новомосковская акционерная компания "Азот", "Проктер энд Гэмбл – Новомосковск", "Кнауф Гипс Новомосковск", "Управляющая компания Группы предприятий "ГОТЭК", "Территориальная генерирующая компания №4".
Развитие транспортной инфраструктуры является ключевым моментом проекта и должно обеспечить растущий спрос на транспортные услуги со стороны предприятий города Новомосковска.
Локализация нескольких промышленных инвестпроектов на одной территории позволяет относительно небольшим бюджетным вложениям в транспортную инфраструктуру придать импульс быстрому освоению частных инвестиций и последующей успешной работе созданных производств.
В соответствии с графиком реализации комплексного проекта ОАО "Новомосковская акционерная компания "Азот" проводит модернизацию производства карбамида и цеха сложных удобрений, осуществляет строительство нового цеха по производству карбамида. Два проекта из трех будут завершены уже в текущем году.
Опережающими темпами ведет работу по реализации проектов ООО "Проктер энд Гэмбл - Новомосковск". Проведено техническое перевооружение производства синтетических моющих средств. Начали выпускаться новые виды продукции. Продолжается реконструкция производства жидких моющих средств с увеличением мощности. Строится завод по выпуску детских гигиенических товаров.
ООО "Кнауф Гипс Новомосковск" завершило реализацию инвестиционного проекта "Техническое перевооружение шахты".
"Территориальная генерирующая компания № 4" реализует проект расширения Новомосковской ГРЭС.
Финансовый объем комплексного инвестиционного проекта "Промышленный комплекс г. Новомосковск Тульской области" составляет 47,9 млрд. рублей
По состоянию на 1 декабря 2009 года промышленными предприятиями выполнено и принято работ на сумму 14,51 млрд. рублей, или 36,9%.
Начаты работы и по строительству объектов транспортной инфраструктуры. Сумма освоенных бюджетных инвестиций на сегодняшний день составляет составляет 2,59 млрд. рублей, что составляет 32,4% от запланированного объема инвестиций.
После реализации проектов Новомосковский завод компании "Проктер энд Гэмбл" станет самым крупным предприятием этой компании в мире, а завод "Кнауф" - самым крупным в Европе.
В результате реализации комплексного проекта почти в 2 раза увеличится объем отгруженной продукции, рост ВРП Тульской области составит 5-7%, будет создано более 1 тысячи новых рабочих мест.
Администрацией Тульской области совместно с заинтересованными предприятиями были разработаны и заявлены для получения господдержки из Инвестфонда два региональных инвестиционных проекта: это строительство завода по производству стеклотары и автодорожного моста в городе Алексине, строительство цементного завода и автодороги в поселке Новогуровский.
Проект "Строительство завода по производству стеклотары и развитие инфраструктуры муниципального образования город Алексин Алексинского района Тульской области" является одной из составных частей проекта создания Алексинского промышленного кластера. Паспорт проекта уже утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации 22 августа т.г. в целях софинансирования из Инвестфонда в объеме 992 млн 800 тыс. рублей.
Реализация проекта позволит решить не только транспортную проблему города, создать более тысячи новых высокооплачиваемых рабочих мест, увеличить доходы бюджета, но и будет способствовать сохранению и развитию промышленного комплекса города Алексина и региона в целом.
Еще одна животрепещущая проблема, решение которой зависит во многом и от региональной власти, – обеспечение людей работой, решение вопросов трудовой занятости. Какое содействие оказывает исполнительная власть тулякам, потерявшим работу или находящимся под угрозой увольнения?
В своем Послании Президент РФ Д.А.Медведев определил главные пути решения этой проблемы, в числе которых - организация опережающего обучения, общественных работ, создание временных и постоянных рабочих мест. Эти задачи в нашем регионе решаются в рамках двух программ: долгосрочной целевой программы "Содействие занятости населения Тульской области на 2009-2011 годы" и программы "О дополнительных мерах по улучшению ситуации на рынке труда Тульской области в 2009 году".
Мероприятия Программы "О дополнительных мерах по улучшению ситуации на рынке труда Тульской области в 2009 году" дают возможность организовать временные и общественные работы более чем для 30,8 тысяч граждан, находящихся под риском увольнения, а также потерявших работу и являющихся клиентами органов занятости. С начала реализации Программы с 555 организациями заключены 832 договора, предусматривающих временное трудоустройство около 35 тыс. человек. Участвуя в общественных работах, уже сегодня смогли пополнить свой бюджет более 31,5 тыс. человек.
Программой намечено организовать опережающее профессиональное обучение 8 тысяч человек. Обучение проводится на базе 70 учебных заведений начального, среднего, высшего, дополнительного профессионального образования, а также на учебной базе 16 предприятий и организаций Тульской области. Заключено 804 договора с 230 организации региона на обучение 6,2 тыс. граждан, из них 5,5 тыс. завершили обучение. Перечень профессий и специальностей, по которым проводится обучение, расширен с 60 до 195.
Какая существует возможность для тех, кого не миновала безработица, найти свое место в бизнесе, реализовать свои идеи на ниве предпринимательства?
В ситуации, когда наблюдается сокращение вакансий рабочих мест, предлагаемых работодателями области, одной из мер снижения напряженности на рынке труда становится расширение масштабов вовлечения безработных граждан в самостоятельную занятость. Это позволит не только открыть собственное дело при финансовой помощи центра занятости, но и дополнительно создать рабочие места с целью организации предпринимательской деятельности. С начала текущего года 581 человек из числа безработных граждан разработали бизнес-планы и получили субсидию из федерального бюджета.
Первоначально мероприятиями Программы было предусмотрено оказание финансовой помощи на содействие самозанятости 508 безработным гражданам, но потребность клиентов органов занятости оказалась выше, поэтому в настоящее время вносятся корректировки в Программу по увеличению получателей этой услуги до 700 человек.
Насколько удается, благодаря принятым мерам, оказывать эффективное противодействие негативным тенденциям в сфере трудовой занятости?
Реализация мероприятий Программы позволила сдержать в нашей области регистрируемую безработицу на уровне 1,78%, что в 1,5 раза ниже, чем в среднем по Российской Федерации. В то же время, если бы участники Программы пополнили ряды безработных, этот показатель мог бы увеличиться до 5%, то есть более чем в 2,5 раза.
Наибольший прирост числа безработных приходился на февраль – март текущего года. В июне – июле ситуация на рынке труда стабилизировалась, количество безработных граждан не изменялось и составляло 15,7 тыс. человек, на 1 декабря 2009 года составило 14,5 тыс. Соответственно, уровень регистрируемой безработицы снизился с 2% в июле-августе текущего года до 1,78 % по состоянию на 1 декабря 2009 года.
Начиная с мая 2009 года, масштаб увольнения снизился почти в 1,5 раза и остается пока стабильным.
Работодателями заявлено 5,8 тыс. вакансий. В настоящее время значительно уменьшилось количество граждан, находящихся в режиме неполной занятости - от 27,8 тыс. человек в конце марта 2009 года до 14,0 тыс. на 1 декабря.
В январе - ноябре 2009 года органами занятости населения трудоустроены 28,1 тыс. человек, что на 15,2% больше, чем за аналогичный период 2008 года.
Для дальнейшей стабилизации ситуации, недопущения роста регистрируемой безработицы в регионе и предотвращения негативных последствий финансово-экономического кризиса в 2010 году потребуются дополнительные мероприятия по поддержанию занятости населения области, сохранению мотивации к трудовой деятельности у безработных граждан, получению дополнительного дохода. В связи с этим разработан проект Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Тульской области на 2010 год.
Тенденции основных социально-экономических показателей свидетельствуют о том, что администрация региона выбрала правильную политику, и накопленный потенциал предыдущих достаточно успешных лет создал инвестиционные и ресурсные предпосылки для сохранения стабильности в условиях кризиса и последующего быстрого экономического роста, для дальнейшего улучшения качества жизни туляков.
Подготовил Андрей Ребров