В конце года принято подводить итоги работы. О том, какие задачи решало в 2010 году руководство Владимирской области, что удалось сделать, какие проблемы еще ждут своего решения в интервью "Интерфаксу" рассказал губернатор Владимирской области Николай Виноградов.
– Николай Владимирович, мы встречаемся с Вами в конце непростого, посткризисного года. Какие задачи в уходящем году были для вас приоритетными?
– В 2010 году перед нами стояла серьезнейшая задача – в рамках подготовки к празднованию 65-летия Победы в Великой Отечественной войне в относительно короткий срок обеспечить всех нуждающихся ветеранов жильем. Это касалось людей, которые встали в списки очередников до 1 марта 2005 года, и задачу мы эту решили.
Второе событие, которое потребовало приложения больших сил и энергии, – это, конечно же, пожары. Они прошли по огромной территории – 30 тысяч гектаров. Пострадали люди, сгорели 148 домов. Нам предстояло остановить стихию, решать вопросы по размещению людей, выделению жилья. С этим мы тоже справились. Кроме того, ключи от новых домов были вручены людям, чьи дома удалось отстоять от огня – поскольку инфраструктуру населенных пунктов, где они жили, огонь уничтожил.
2010 стал годом, когда пришлось решать комплекс социальных проблем, связанных с реформами в здравоохранении и образовании. Мы сегодня реализуем ряд проектов в здравоохранении, в частности, по лечению сердечно-сосудистых заболеваний. Мы решали проблемы сокращения травматизма на дорогах, оказания медпомощи попавшим в катастрофы людям. Сейчас мы стоим на пороге реализации программы лечения онкологических заболеваний.
И, конечно, 2010 год стал годом работы по выходу из кризиса. Положительные тенденции налицо. В январе-ноябре уровень зарегистрированной безработицы сократился на 35% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это крайне важно, как и то, что в этом году было запущено тринадцать новых производств, в дополнение к прошлогодним пятнадцати.
– За последние десять лет имидж региона значительно изменился, во многом благодаря тому, что существенно поменялась структура экономики области. Как расставлены отраслевые приоритеты сегодня, и как эти перемены отразились на экономическом развитии региона?
– Задача изменить структуру экономики встала перед нами еще в начале 90-х. Ясно было, что надо отказываться от старой структуры экономики, потому, что в силу изменившейся внутренней, да и внешней политики, в силу перехода совсем на другие общественно-политические отношения конъюнктура рынка изменилась. Та продукция, которая пользовалась спросом, не выдерживала конкуренции и в одночасье теряла рынки сбыта. Это касается текстиля, это касается оборонной промышленности, да и целого ряда других направлений.
Сегодня структура экономики Владимирской области абсолютно новая. Если легкая промышленность и текстиль занимали у нас примерно 30%, то сегодня – порядка 5%. То же самое можно сказать и об оборонно-промышленном комплексе, его доля сократилась. Высвободилось огромное количества людей. А это не только экономические трудности, но и огромная психологическая нагрузка на людей, которые лишались доходов.
Сказать, что мы до конца преодолели тот спад и те проблемы трудно, ведь в области более 50 монопрофильных населенных пунктов, которые раньше были сориентированы на текстиль или на стекольное производство. В последние годы правительство немало внимания уделяет вопросам развития таких населенных пунктов. На федеральном уровне принят ряд документов, но, на мой взгляд, их реализация пока идет слабо. Решение проблемы монопрофильных территорий связано со стратегией развития экономики страны, стратегией размещения производительных сил. Ни один из регионов самостоятельно проблему эту не решит. Для меня очевидно, что она требует особого внимания и особого подхода. Необходимы создание новых производств, продуманное размещение производственных сил, финансовая и экономическая поддержка на федеральном уровне.
Я убежден, что если бы область в этот кризис вошла с прежней структурой экономики, мы бы не выдержали. Конечно, во время кризиса все равно произошло падение объемов производства, это очевидно, но, тем не менее, новый сектор экономики позволил нам в прошлом году продолжить экономическое развитие. К примеру, такой показатель как заработная плата не уменьшился, напротив, в этом году удалось увеличить реальные доходы на душу населения с учетом инфляционного фактора. По существу, доходы людей увеличились даже по сравнению с докризисным периодом. Для нас это крайне важно. Я не скажу, что мы решили все проблемы, их очень много, но снять социальную напряженность нам удалось.
– Как состояние экономики сказалось на формировании областного бюджета? Второй год подряд бюджет разрабатывается и принимается с дефицитом порядка трех миллиардов рублей. Насколько само наличие дефицита критично для Владимирской области?
– Лимиты, которые предусмотрены Бюджетным кодексом, Владимирская область соблюдает. Более того, она очень неплохо выглядит в плане управления бюджетным процессом. С задачами, которые мы для себя ставим, мы справляемся.
Действительно, в следующем году дефицит составит около 3 миллиардов рублей из 37 миллиардов консолидированного бюджета. Это не так уж и много. Мы идем сознательно на это, потому что потребности у нас пока значительно выше, чем возможности. Это значит, что бюджетный дефицит должен побуждать нас более интенсивно работать по привлечению доходов или по их формированию. Это опять-таки касается и организации новых производств, и экономии, и эффективного распределения имеющихся средств, вопросов энергосбережения. Дефицитный бюджет заставляет нас работать более активно.
– Сегодня Владимирская область имеет репутацию привлекательного для инвесторов региона. Среди партнеров области такие бренды как Ferrero, Kraft Foods, Vestel. Необходимость привлечения инвестиций стала одной из тем, поднятых президентом в послании Федеральному собранию. На Ваш взгляд, такой курс руководства страны позволит области раскрыться еще больше в качестве инвестиционной площадки?
– Почему появилась такая формула в послании президента? Мы прекрасно понимаем, что, наращивая объемы производства и привлекая инвестиции, мы даем возможность федеральному центру перераспределять средства в пользу отстающих регионов. Это объективно необходимо. Ведь то же самое мы делаем и внутри области. В результате регионам, которые демонстрируют динамичное развитие, урезают финансирование. Это делается для того, чтобы поддержать отстающие территории.
Я считаю, что регионы, которые активно привлекают инвестиции, также надо поощрять и финансово поддерживать. Мы не богаты ни нефтью, ни газом, ни золотом. Все, что мы имеем в качестве инвестиций – результат многолетнего кропотливого труда многих людей. Такая работа заслуживает поощрения и дополнительной поддержки центра.
По иностранным инвестициям в этом году мы имеем прирост в 1,5 раза. Правда, у нас сейчас наметился явный крен в объеме привлекаемых инвестиций в сторону зарубежных. Что касается российского инвестора, у нас еще много недоработок, и я полагаю, что не только у нас. Этим тоже надо заниматься.
– Возможно ли привлечь российского инвестора в сферу туристического рынка?
– Туристический рынок в регионе растет и развивается, становится инвестиционно привлекательным. Еще десять лет назад мы имели только 300 тысяч посетителей в год, а сегодня этот показатель достиг 1,5–1,7 миллиона туристов, это совпадает с доперестроечным уровнем. Примечательно, что раньше туристический поток нам обеспечивали профсоюзные организации, люди приезжали за счет предприятий, учебных заведений и так далее. Сегодня этой практики не существует, а поток выровнялся. Это значит, что интерес к области не пропал, он только возрастает.
В этих условиях нам надо решать комплекс проблем, касающихся, прежде всего, организации досуга. И если раньше мы видели неразвитую инфраструктуру, отсутствие мест в гостиницах, неразвитый сектор общественного питания, то сегодня все по-другому. Только за последние пять лет количество мест в гостиницах увеличилось в три раза, выросло количество транзитных туристов. Теперь нам необходимо искать свою изюминку, которую мы можем предложить гостям региона. Днем турист отдает свое время музеям, историческим местам и красотам Владимирской земли, вечером он возвращается в гостиницу и что дальше? Что ему предлагать? Боулинг, игровые автоматы? Он все это видел, тем более, если брать западного туриста.
Есть целый ряд задумок по Владимиру и по другим городам области. У нас появились такие фольклорно-исторические фестивали как "Богатырские забавы" и "Бабье лето", ежегодно проводятся состязания по бегу в лаптях в Суздале, ярмарка народных ремесел в Мстере – у каждого из этих праздников свое лицо.
Совсем недавно мы встречались с министром спорта, туризма и молодежной политики Виталием Мутко, говорили о необходимости разработки программы развития туризма на федеральном уровне и вхождения Владимирской области в такую программу. Мы готовим свои предложения. Я считаю, возможности и потенциал для развития туризма есть, а вот доходы от этой отрасли у нас пока не соответствуют этому потенциалу. В валовом региональном продукте некоторых стран доля туризма доходит до 30–40%, а мы имеем порядка 5%.
– Какую роль в развитии экономики области играют малый и средний бизнес? Способен ли он повлиять на развитие туриндустрии и продукта, который предлагает область на туристическом рынке?
– Что касается малого и среднего бизнеса, то во Владимирской области он неплохо развит, об этом свидетельствует премия "Золотой Меркурий" (в 2010 году Владимирская область признана победителем Национальной премии Торгово-промышленной палаты РФ в области предпринимательской деятельности "Золотой Меркурий" в номинации "Регион с наиболее благоприятными условиями для развития предпринимательства" – "ИФ). В туристическом продукте малый бизнес присутствует в полном объеме. Малый бизнес – это предприятия питания, транспорт, целый спектр других услуг. Другое дело, что надо создавать новые направления работы.
Посмотрите, что предлагают в Суздале, Владимире, Александрове туристам в качестве сувениров? То же самое, что в Москве, Петербурге и других городах. Эти сувениры не имеют лица, не несут дух Владимирской земли. А ведь у нас огромные возможности. Владимирские художники, мастера, ремесленники не раз показывали свой уровень на выставках, ярмарках и вернисажах самого высокого уровня. Недавно мне позвонили из Москвы и попросили представить владимирские игрушки на новогоднюю елку в Кремле. Наши умельцы сделали уникальные вещи, произведения искусства, отражающие суть Владимирской земли. Колокол изготовили в Суздале, а расписали в Мстере. Снегурочку изготовили гусевские мастера. Мы можем делать уникальную продукцию, но объемы пока крайне малы и людей пока недостаточно. Тому есть причины. Помните владимирского кузнеца, который изготовил в подарок президенту топор для борьбы с коррупцией? Недавно я встречался с этим мастером, и он пожаловался на то, что его мастерской насчитали аренду порядка 700 тысяч рублей. А ведь такая мастерская кузнеца могла бы стать одной из точек туристического маршрута. А теперь на место кузнечной мастерской может прийти обычный магазин, который будет торговать той же продукцией, завозимой из-за рубежа, а наше родное кузнечное дело мы не покажем никогда. Я подписал постановление, дающее возможность народным промыслам развиваться, создающее для них преференции.
Сегодня Владимирскую область стали лучше узнавать и за рубежом. В каждой своей заграничной поездке я говорю о развитии туризма. Мы делаем все для того, чтобы стать узнаваемым и продаваемым брендом.
– Гостиницы Суздаля перестали бронировать места на новогоднюю ночь уже в сентябре. Все распродано, мест нет. Для туриста из Москвы - это возможность, отъехав от столицы не больше чем на 200 километров, попасть в зимнюю сказку. А где будете встречать новый год Вы – в России или за рубежом?
– Нет, я не езжу на отдых за рубеж. Мы с супругой, когда есть возможность, берем внучку и ездим по России. Для меня гораздо интереснее побывать в Карелии, на Селигере, Валдае, Алтае. У нас прекрасные места. А самый лучший отдых для меня – в деревне.