- Светлана Юрьевна, Россия приняла решение об ограничении поставок целого ряда продовольственных товаров из стран Европы и США. Насколько этот шаг стал, по Вашему мнению, оправданным и своевременным?
- Указ президента Российской Федерации о запрете импорта части продуктов питания - серьезное и ответственное решение. В условиях вероятного расширения экономических санкций со стороны США и ЕС вопросы продовольственной безопасности нашей страны выходят на первый план.
Россия, как и любое государство, интегрированное в мировую экономику, зависит от импорта продовольствия. Но я считаю, что ограничение поставок продуктов питания повлечет за собой больше положительных последствий для РФ, чем отрицательных. Принятые решения дают нашим отечественным сельхозпроизводителям хороший шанс использовать сложившуюся ситуацию для продвижения на рынок качественной отечественной продукции. У предприятий появится возможность увеличить производство продовольствия и направить дополнительные инвестиции в те отрасли, где на рынке образуется дефицит.
Например, импортные картофель, морковь и свеклу вполне можно заменить российскими овощами, в том числе, и нашими, владимирскими.
В последнее время некоторые торговые сети придерживались стратегии "выдавливания" регионального продукта с прилавков гипермаркетов. Указ президента поможет изменить эту ситуацию. Надеюсь, что государство обратит внимание на сетевых ритейлеров, которых нужно ограничить в сфере скидок, бонусов, маркетинговых услуг. Снижение на 2-4% аппетитов ритейла позволит использовать эти средства для инвестиций.
Производители также заинтересованы в сокращении сроков возврата торговыми сетями денег за продукцию. Уменьшение времени отсрочки платежей (в настоящее время она составляет 16-18 дней) позволит предприятиям быстрее вернуть свои ресурсы и получить дополнительные финансовые средства.
- Готова ли Владимирская область, в частности, ее торговая отрасль, к подобным ограничениям? Не приведут ли они к снижению ассортимента розничной торговли и росту цен, образованию дефицита отдельных видов товаров? Существует ли у администрации области рычаги контроля торговых сетей и отдельных торговых точек, чтобы не допустить злоупотреблений?
- Жителям региона не стоит волноваться, что из-за ограничения поставок импортного продовольствия ограниченного круга государств прилавки владимирских магазинов опустеют. Объем продукции, попадающей под ответные санкции, составляет всего 1,9% от общего объема импорта Владимирской области. Как известно, целый ряд стран уже выразили желание дальнейшего развития сотрудничества с Россией в части увеличения поставок продовольствия.
Что касается продуктов импортного производства, если не найдутся аналоги на российском рынке, то государством будут приниматься меры по ввозу товаров из стран Латинской Америки (Аргентины, Бразилии), Турции, Новой Зеландии, Южной Африки.
С другой стороны, агропромышленный комплекс Владимирской области сегодня характеризуется устойчивыми показателями развития: растет производство овощей, реализация скота и птицы на мясо, производство мяса и субпродуктов домашней птицы, мясных консервов, молока. Положительная динамика и автономность региональной выработки сельскохозяйственной продукции, а также низкая зависимость от импорта продукции, позволят обеспечить население области безопасными и экономически доступными продуктами питания.
Помимо этого почти полтора года на территории области проходит акция "Покупай владимирское! Покупай российское!". За это время увеличились объёмы производства сельскохозяйственной продукции, и доля местных товаров на полках торговых предприятий региона существенно возросла.
Следует отметить, что в настоящее время не наблюдается сужения ассортимента и перебоев в торговле продовольственными товарами. Повышения цен также не зафиксировано. Чтобы предотвратить подорожание сельхозпродукции и продовольствия, администрацией Владимирской области организован ежедневный мониторинг розничных цен на 40 наименований продовольственных товаров во всех муниципальных образованиях.
- Планируются ли изменения в товарообороте с другими российскими регионами и странами СНГ? Возможно ли увеличение поставок по отдельным позициям? Как может помочь региону в этой связи недавнее установление партнерских связей с Крымом?
- Скорее всего, такие изменения происходить будут. В настоящее время торговые сети и оптовые компании активно ищут альтернативу тем продуктам питания, которые попали под запрет. В первую очередь, будет укрепляться и расширяться сотрудничество с российскими поставщиками. Так, сыры, импортируемые ранее из Украины и Литвы, легко могут быть заменены сырами российского производства и Белоруссии. Достойной заменой польских яблок могут послужить яблоки, выращенные в хозяйствах нашего подшефного Нижнегорского района Крыма. Ведётся активная работа по налаживанию товарообмена с Санкт-Петербургом.
- Как реагирует на изменение ситуации региональный АПК? Готовы ли растениеводческая, животноводческая и молочная отрасли ответить на вызовы внутреннего рынка?
- Производство собственных продовольственных товаров во Владимирской области осуществляется в соответствии с Государственной программой развития агропромышленного комплекса Владимирской области на 2013-2020 годы, которая предусматривает опору на собственные силы и достижение максимального уровня самообеспечения основными продуктами питания. В настоящее время население области обеспечено овощами собственного производства на 87,4%, картофелем - на 106,2%.
Хорошими темпами мы продвигаемся в обеспечении мясом и мясопродуктам. Обеспеченность мясом свинины составляет 105%, яйцом - 141,8%. Я не вижу оснований для беспокойства по группе цельномолочной продукции, все основные позиции которой - творог, сметана, молоко, кефир, ряженка - традиционно были, есть и будут российского производства.
Наши предприятия на сегодняшний день имеют ресурс как по мощности, так и по запасам сырья. Поэтому увеличение возможностей реализации на 6-8% и даже до 10%, не потребует никаких коренных перестроек. Это можно сделать за счет улучшения кормовой базы, отказа от сдачи молочного скота на мясо, повышения контроля за воспроизводством.
- Глава правительства РФ заявил, что правительство намерено усилить поддержку АПК, в том числе - через улучшение условий кредитования предприятий аграрного сектора. По сути можно говорить о второй волне приоритетного нацпроекта в сельском хозяйстве. Как сегодня выглядит поддержка АПК на региональном уровне?
- В 2014 году в рамках государственной программы лимит бюджетных ассигнований на развитие сельскохозяйственного производства в нашем регионе предусмотрен в объеме 1 млрд 955 млн рублей, в том числе, за счет средств федерального бюджета - 1 млрд 453 млн рублей, областного - 502 млн рублей. На 15 августа текущего года на реализацию мероприятий, направленных на развитие растениеводства, животноводства, малых форм хозяйствования, сельхозтоваропроизводителям направлено 1 млрд 404,3 млн рублей (72% от лимита), в том числе, за счет средств федерального бюджета - 1 млрд 28,2 млн рублей (71%), областного - 376 млн рублей (75%). Только на возмещение процентной ставки по кредитам выплачено 785 млн рублей субсидий, в том числе, за счет средств федерального бюджета - 621,3 млн рублей, областного - 164,7 млн рублей.
Конечно, мы рассчитываем на то, что правительство примет решение о закрытии проблем с субсидированием процентных ставок уже находящихся в стадии реализации инвестиционных проектов. Сумма, которая нам необходима, составляет сегодня более 130 млн рублей.
Увеличение финансирования облегчит возможность вложения средств в новые производства. Речь идёт и том потенциале, тех мощностях, которые мы можем создать в ближайшие годы. Во многих секторах - по мясу особенно - это потребует времени. Значительная часть ресурсов, которые для этого необходимы, уже есть в утверждённой государственной программе. Но этих ресурсов по некоторым позициям недостаточно. Председатель правительства - в целях исполнения президентского указа о применении специальных экономических мер - дал поручение подготовить дополнения к госпрограмме за счёт дополнительных ресурсов и сформировать набор мероприятий, которые позволят увеличить производство молока, мяса, мясной продукции, молочной продукции, сыров в том числе, овощей и фруктов, а также рыбной продукции на территории России.