Алексей Гордеев возглавил Воронежскую область в условиях экономического кризиса, который внес коррективы во все сферы жизни региона. При этом новому губернатору и сформированному им правительству пришлось сходу активно включаться в решение наиболее острых проблем области. С чем пришлось столкнуться, о положении дел в регионе и о перспективах его развития губернатор и председатель правительства области рассказал "Интерфаксу".
Алексей Васильевич, создано и приступило к работе новое областное правительство. В нем около 20% старых кадров и не так уж много москвичей. Чем Вы руководствовались при формировании своей команды?
Подбор кадров основывался на трех главных принципах. Первое - профессионализм, второе - порядочность, третье - инициативность. Исходя из этого подбирались руководители тех или иных направлений. Учитывалось мнение и законодательного собрания региона, и общественных организаций, принимались во внимание даже рекомендации силовых структур.
Мы по максимуму постарались опираться на региональные кадры. Так, к примеру, такое ключевое звено как экономический блок возглавил Александр Ганов, бывший топ-менеджер Центрально-Черноземного банка Сбербанка РФ. Он разбирается в экономических отношениях, в прогнозировании, умеет работать с банковскими структурами, сведущ в построении инвестпроцесса. Поэтому, на мой взгляд, он полностью соответствует возложенным на него задачам.
Один из немногих же москвичей - зампред облправительства Виктор Неженец, который стал курировать строительный блок. Но он был утвержден согласно пожеланиям самих воронежских строителей. Они просили пригласить независимого человека из Москвы. В строительной отрасли региона сложились определенные бизнес-группы, поэтому назначение кого-то из местных непременно бы ассоциировалось с той или иной из них. Соответственно, с определенными интересами. Однако новые лица в областном правительстве в первую очередь будут оцениваться по работе. Кто с нею не сможет справляться - найдем замену.
В первые же дни работы Вы начали выстраивать и региональную вертикаль власти. При этом после встречи с вами несколько глав муниципалитетов заявили о намерении уйти в отставку…
У меня нет и не было никаких "сталинских" планов, сколько и кого снять. Необходимость укрепления районного звена диктует сама жизнь, а не желание разобраться с кем-то персонально. Могу сказать, что на значительное число руководителей районов идет поток жалоб, что именно они являются организаторами различного рода схем по нагрузке на бизнес в виде взяток или соучастия в бизнесе, создания специальных административных барьеров. Когда чиновники неэффективно работают - это еще можно было бы исправить, но когда они становятся самыми настоящими организаторами мздоимства, то с такими вещами мы будем бороться всеми законными методами.
И это касается должностных лиц всех уровней. Но тут, на мой взгляд, важно правильное формирование морали в среде чиновников, чтобы они не расценивали свои должность как средство к дополнительному, незаконному заработку. Кроме того, сейчас мы формируем экспертный совет по предотвращению коррупционных пробелов в законодательстве, а буквально на днях облдума приняла закон о профилактике коррупции в регионе, в который было включено значительное число губернаторских поправок.
А с чем, по Вашим оценкам, в этом году в условиях кризиса придется столкнуться новой власти, да и области в целом? Как обстоят дела в экономике региона?
Здесь надо прямо сказать, ситуация непростая, как в целом в стране, так и в Воронежской области. Нам придется пересматривать параметры бюджета 2009 года. Но при этом могу еще раз четко заявить, что все социальные обязательства, которые имеет региональная власть и муниципалитеты, мы будем выполнять. В этой части все, что касается зарплаты, соцподдержки населения будет исполнено на 100%. К сожалению, придется, очевидно, прекратить ряд инвестпроектов, но в то же время мы перейдем на "ручной" режим работы, чтобы контролировать хозяйственную деятельность всех предприятий и иметь возможность поддерживать те важнейшие проекты, которые будут иметь значение для развития того или иного муниципалитета или области в целом.
А как, на Ваш взгляд, обстоит ситуация в промышленности области?
Воронежская область относится к числу тех регионов, где не было явных лидеров и крупных локомотивов экономики, связанных с производством в первую очередь той продукции, которая была ориентирована на экспорт и на которую в настоящий момент резко упал спрос и, соответственно, цены. Поэтому кризис у нас затрагивает всех, но понемногу. Мы стремимся снизить сокращение производства и рабочих мест. Как в целом, так и по конкретным предприятиям просто необходимо в режиме экономии мобилизовать все ресурсы и вместе с властью пройти нынешний трудный период.
Мы видим, что падение объемов производства, регионального валового продукта в области происходит, может быть, не так сильно, как в других субъектах федерации. Ситуация, конечно, отражается на бюджетных доходах из-за снижения налоговых поступлений. Поэтому трудности есть, но я убежден: их можно планово и продуманно компенсировать и постараться, чтобы в конце текущего года мы перешли пусть к небольшому, но все-таки росту экономики.
А сельское хозяйство? Ведь наша область традиционно считалась аграрной…
У региона очень неплохой потенциал агропромышленного комплекса. Однако у него есть и слабые стороны. К примеру, велик дисбаланс между растениеводством и животноводством. Если сравнить нынешние показатели с показателями 1990-го года, то так называемый плановый индекс по растениеводству составляет порядка 120%. То есть советские валовые показатели мы превысили, и превысили значительно. А вот по животноводству тот же индекс - 60%. Такое положение дел порождает целый ряд проблем. Те же фермеры производят зерно и сразу сталкиваются с проблемой сбыта. Кроме того, такой перекос порождает зависимость от сезона. Животноводство - это круглогодичная занятость, стабильный доход. О полевых работах такого сказать нельзя. Я не говорю о том, что необходимо отказаться от одной отрасли в пользу другой, более "надежной" - просто должно быть взаимное дополнении отраслей.
Но, несмотря на все это, регион выглядит привлекательным для инвесторов: помимо благоприятных биоклиматических условий свою роль играет и географическое расположение. Область находится на пересечении транспортных потоков, что создает предпосылки для разработки перспективных схем в логистике. Поэтому в регион уже намерен зайти целый ряд крупных инвесторов, которые должны принести новые технологии, современную технику и смогут повысить продуктивность и производительность.
До сих пор мы говорили о крупной промышленности или аграрных проектах. А чего ждать малому бизнесу? Судя по созданию в правительстве департамента по развитию предпринимательства и потребительского рынка, этой сфере Вы также намерены уделять пристальное внимание?
Малый бизнес имеет ключевое значение для любой, даже нормально развивающейся экономики, сегодня же это в каком-то смысле "палочка-выручалочка". Я обнаружил массу недостатков и атавизмов, посещая торговые объекты Воронежа. Но, честно говоря, рука не поднимается переместить куда-то все палаточные городки. Сначала надо построить для них новое достойное место. Так что с малым бизнесом мы намерены активно работать. В частности, обяжем глав всех райцентров открыть цивилизованные торговые точки, принадлежащие кооперативам товаропроизводителей. Пока у нас в области таких точек нет, а есть всевозможные посредники, накрутки и так далее.
Вообще малый бизнес решает важнейшую задачу - задачу занятости населения, а также обеспечивает немалую долю налоговых поступлений, а значит, имеет в области очень серьезное экономическое и социальное влияние. Поэтому правительство будет прислушиваться к мнению бизнеса, в том числе, малого, и совместно с ним решать те или иные актуальные вопросы.
Подготовил Дмитрий Зеленцов