Центр / Эксклюзив 13 декабря 2013 г. 10:59

Министр образования Московской области М.Кокунова: "Мы рекомендовали муниципалитетам либо оставить плату за детский сад в 2014 году на текущем уровне, либо увеличить ее совсем незначительно"

Министр образования Московской области М.Кокунова: "Мы рекомендовали муниципалитетам либо оставить плату за детский сад в 2014 году на текущем уровне, либо увеличить ее совсем незначительно"

Информация о том, что со следующего года изменится механизм финансирования детских садов, породила среди части родителей дошколят опасения, что плата за эти учреждения в ближайшее время резко повысится. "Интерфакс" попросил министра образования Московской области Марианну Кокунову прояснить этот вопрос.

- Как все-таки изменится структура финансирования дошкольных учреждений со следующего года?

- Федеральный закон "Об образовании", вступивший в силу с 1 сентября 2013 года, определил, что родители будут оплачивать только услуги присмотра и ухода за ребенком в детском саду. Это логично, поскольку в указанную категорию входят, главным образом, родительские функции, которые матери и отцы, работая полный день и отдавая своих детей в дошкольные учреждения, перекладывают на государство. В то же время, финансирование образовательного блока будет осуществляться из регионального бюджета.

- Не могли бы Вы конкретизировать, какие услуги, в итоге, станут зоной ответственности областных властей, а какие – местных администраций?

- Для понимания распишу структуру расходов на обеспечение стандарта дошкольного образования: 80% идет на оплату труда работников детских садов, остальное на учебные затраты - покупку игрушек, пособий и книжек (из расчета 1650 рублей на одного воспитанника в год). Именно эти статьи будут покрываться за счет региональной казны. Средства муниципальных бюджетов направят на обеспечение заработной платы младшего обслуживающего персонала (сторожа, уборщики, повара, нянечки) и на содержание имущества дошкольных учреждений (оплата аренды, коммунальных, транспортных услуг и т.д.). Родительская плата, как я уже сказала, пойдет на присмотр и уход за детьми. На практике это означает, что за счет данных денег будет осуществляться питание воспитанников детских садов.

- Стоит ли в связи с этими изменениями ожидать повышения размера родительской платы в Московской области?

- Нужно понимать, что родительская плата за детский сад не была заморожена, все последние годы она естественным образом возрастала. Главной причиной этого является инфляция и, как следствие, подорожание продуктов питания.

На сегодняшний день средняя сумма родительской платы за детский сад в Московской области составляет 1915 рублей на одного ребенка в месяц. При этом в различных муниципальных образованиях родители могут платить на 200-300 рублей больше или меньше этой суммы. Сказывается географический фактор: как правило, чем дальше населенный пункт от Москвы, тем дешевле обходится пребывание ребенка в местном дошкольном учреждении.

Что касается следующего года, то мы уже направили во все муниципальные образования региона письма с настоятельной рекомендацией либо оставить родительскую плату на текущем уровне, либо, если к этому есть предпосылки, увеличить ее незначительно – на 100-200 рублей. Такое повышение для подмосковных жителей не будет неожиданностью: оно и раньше регулярно происходило в связи с ростом цен.

- То есть, размер родительской платы за детский сад непосредственно определяют муниципальные власти?

- Совершенно верно.

- Но может ли министерство образования Московской области как-то влиять на этот процесс? Вдруг тот или иной глава решит значительно увеличить размер родительской платы?

- Я уже упоминала о том, что министерство направляет во все муниципальные образования рекомендательные письма, согласно которым местные власти и устанавливают размер родительской платы.

К тому же в интересах главы любого города или района создать на управляемой территории условия не хуже, чем у соседей. Если он с этой задачей не справляется – возникает негатив со стороны жителей, кредит доверия к действующей власти уменьшается. Значит, в ходе следующих выборов избиратели с большей охотой проголосуют за иной состав руководства муниципалитета. Это неписаное правило в полной мере относится и к определению конкретного размера платы за детский сад.

- Ну, а если родителям все же непонятно, почему именно настолько возросла плата за пребывание ребенка в дошкольном учреждении, к кому им обращаться за разъяснениями?

- В первую очередь, необходимо обсудить ситуацию с заведующей детским садом. Если родители посчитают полученное объяснение недостаточным, им следует обратиться в муниципальный орган управления образованием. В его структуре существует отдел дошкольного образования, начальник которого обязан четко владеть всей информацией. В случае затруднений стоит поговорить с руководителем всего управления или даже с заместителем главы муниципального образования, курирующим социальные вопросы. Если после общения со всеми названными специалистами и должностными лицами проблема не решена, можно прибегнуть к помощи министерства образования Московской области. Правда, мы пойдем по схожему пути: обратимся в местный орган управления образованием и потребуем от них разъяснений.

- Будут ли действовать в Подмосковье какие-либо льготы при начислении родительской платы?

- Во-первых, плата вообще не взимается за присмотр и уход за детьми-инвалидами, сиротами, а также теми, кто остался без попечения родителей. Во-вторых, каждая подмосковная семья может получить компенсацию за финансовое обеспечение содержания детей в дошкольных учреждениях. Так, родители получают 20% от суммы оплаты за одного ребенка, 50% - за второго и 70% - за третьего. Большинство мам и пап о такой льготе знают и пользуются ей.

- Где и как оформляется эта компенсация?

- В бухгалтерии муниципального органа управления образованием. Необходимо представить справку об оплате содержания ребенка в детском саду.

- О каких еще изменениях нормативно-правовой документации, которые вступят в силу в ближайшее время, должны знать родители, чьи дети занимаются в дошкольных учреждениях?

- Мы ждем приказ министерства образования РФ о том, что федеральные стандарты дошкольного образования приняты, и можно начать работать по ним. В чем их задача? Подготовить детей к учебе в современной школе. Вы наверняка знаете, что суть занятий в начальных классах с недавнего времени изменилась, также благодаря введению государственных образовательных стандартов. В их основе – системно-деятельный подход. То есть дети познают мир в действии: они не просто слушают то, что говорит им учитель, но и вместе с ним выполняют практические и исследовательские работы. Для того чтобы ученикам было интересно это делать, мы в течение трех лет поставляли новое оборудование во все первые и вторые классы подмосковных школ. В текущем году его получат последние по счету 240 общеобразовательных заведений. Теперь на парте каждого ученика будет нетбук, в классе появятся: компьютер, проектор, интерактивная доска, система проведения опросов, необходимое количество микроскопов. По последнему слову техники оснастят и рабочее место учителя. Естественно, к работе в новых образовательных условиях любого ребенка нужно готовить. В принципе, детские сады и раньше этим занимались. Но в сегодняшней ситуации важнее не научить детей писать, считать и читать, хотя это тоже имеет значение, а дать им возможность всестороннего развития – музыкального, эстетического, физического, художественного и так далее. Вот на это и направлены федеральные стандарты дошкольного образования, о которых я говорила в начале.

Получается, что роль детских садов возрастает. Поэтому в законе "Об образовании" прописано, что дошкольное образование будет частью общего образования и станет обязательным. Налицо и связь с указом президента РФ Владимира Путина о ликвидации очередей в детские сады: каждый ребенок от трех до семи лет должен быть обеспечен местом в таком учреждении.

- А если родители не захотят отдавать своего ребенка в детский сад?

- Такие случаи действительно имеют место быть. Но, как правило, если родители решают не устраивать ребенка в детский сад, то они приводят его на подготовительные уроки в школу или занимаются с ним самостоятельно. Здесь мы приходим к тому, что необходимо разработать норматив, в котором было бы обозначено, что дети должны уметь, поступая в среднее общеобразовательное учебное заведение.

- При введении образовательных стандартов в начальной школе понадобился немалый объем финансов для того, чтобы модернизировать классы. Когда новые веяния достигнут детских садов, будет ли им необходимо столь же масштабное техническое переоснащение?

- Вообще, проблема материально-технического снабжения детских садов выносится на уровень муниципальных образований. Однако, по моему, да и не только по моему мнению, современные дошкольные учреждения вовсе не обязательно должны быть наполнены техникой. Работу нужно направлять на другое: на то, чтобы научить ребенка петь, рисовать, танцевать, лепить из пластилина, складно говорить. Дети должны больше двигаться, быть увлечены физической культурой. Если воспитанник дошкольного учреждения будет весь день поглощен такими занятиями и при этом 20 минут уделит работе с компьютером, не важно, дома или в детском саду, это и будет свидетельством полноценного развития маленькой личности.