Центр / Эксклюзив 25 июля 2014 г. 16:27

Министр образования Московской области М.Захарова: "Наша задача – сделать условия для детей одинаково хорошими во всех школах"

В Московской области подводятся итоги многомесячной работы по определению рейтинга условий функционирования общеобразовательных учреждений региона. О том, как распределись областные школы в этом рейтинге, а также о ликвидации второй смены в общеобразовательных учреждениях и очередности в детские сады, рассказала "Интерфаксу" министр образования Подмосковья Марина Захарова.

Министр образования Московской области М.Захарова: "Наша задача – сделать условия для детей одинаково хорошими во всех школах"

- Как сообщалось, рейтинг подмосковных школ был подготовлен к 1 июня. Расскажите о результатах этой работы.

- В настоящее время завершена работа над рейтингом исполнения стандарта общеобразовательных организаций, продолжается работа над составлением рейтинга содержания качества образования. Первый перечень – результат совместной работы министерства образования Подмосковья, общественных организаций и заинтересованных ведомств регионального правительства, второй - формирует Академия социального управления Московской области.

В рейтинге исполнения стандарта затронуты вопросы качества образовательного пространства – содержание зданий и территорий, создание доступной среды. В целом, речь идет о соответствии требованиям санитарных норм и правил (СанПиНов), а также федеральных государственных образовательных стандартов. В рейтинге качества образования оценивается содержание образовательного процесса.

Как вы правильно отметили, работа над рейтингом исполнения стандарта общеобразовательных организаций была завершена к 1 июня, Дню защиты детей. Она проходила в три этапа. Старт первому этапу дал губернатор Московской области Андрей Воробьев в ноябре 2013 года. На этой стадии все 1373 подмосковные общеобразовательные организации имели право оценить себя самостоятельно. В результате они распределились по 3 секторам: в зеленой зоне были собраны те организации, которые, в общем, соответствуют требованиям стандарта, в желтой зоне находились школы, где есть недоработки, но их в силах решить местное руководство и персонал, а красная зона предназначалась для тех организаций, ситуация в которых настолько сложна, что требовалась либо финансовая, либо организационная помощь извне. На втором этапе работы над рейтингом соответствия организаций стандарту проверяли представители ведомств и общественных организаций. Уже тогда была зафиксирована положительная динамика изменений: красная зона уменьшилась. И, наконец, на третьем этапе была создана комиссия, которая выезжала в муниципальные образования и на месте оценивала ситуацию. В итоге, в зеленой зоне у нас оказалось 14 образовательных организаций. Среди них школы Одинцовского, Дмитровского, Раменского районов, города Железнодорожного. Аутсайдерами рейтинга является 41 организация. При этом попадание в красную зону далеко не всегда вина руководства этих заведений. В Подмосковье немало муниципальных образований, где сами здания школ не отвечают современным стандартам. Могут быть крайне изношены инженерные коммуникации или слишком мала территория образовательной организации. Поэтому мы надеемся, что в отношении организаций, которые рейтинг назвал аутсайдерами, будут сделаны определенные выводы главами соответствующих муниципальных образований.

Что касается рейтинга качества образования, то он будет составлен в ближайшее время. На место в нем той или иной организации серьезное влияние будут иметь результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ). В целом по Московской области, в этом году они неплохие: 234 учащихся получили по одному из сдаваемых предметов 100 баллов, кроме того, два молодых человека, выпускники Куровской гимназии Орехово-Зуевского района и физико-математического лицея Сергиево-Посадского муниципального района, показали 100-балльный результат по трем дисциплинам. Также в общеобразовательных организациях региона учатся победители всероссийских и международных олимпиад. Это тоже повлияет на рейтинг. После того, как он будет сформирован, мы выпустим сборник "100 лучших школ Московской области".

- А есть ли список 100 худших школ Московской области? Какая работа ведется с этими учреждениями?

- Мы не говорим "худшие школы", мы говорим "школы, которые работают в особых условиях". Ведь ситуации могут быть очень разными: где-то не хватает педагогов по определенным направлениям, где-то из-за удаленного расположения или износа здания нельзя создать условия, которые соответствуют современным требованиям. Мы работаем с такими общеобразовательными организациями по определенной методике. Цель – ликвидировать барьер между лучшими школами и организациями, которые оказались в непростом положении. В этом нам помогают Высшая школа экономики и Академия социального управления Московской области. Более того, эта тема сейчас активно обсуждается на уровне субъектов РФ.

Понимаете, ребенок не должен быть заложником ситуации, которая сложилось в том месте, где он живет. Для этого и были введены федеральные государственные образовательные стандарты, их задача – сделать условия для детей одинаково хорошими во всех школах. Работа в этом направлении только начинает набирать обороты. Например, выполнить требование о трехчасовых уроках физкультуры в организациях, где нет спортивного зала, затруднительно.

- В Подмосковье есть такие школы?

- К сожалению, 5 таких школ в Московской области имеются. Есть также образовательные организации, где столь велик износ зданий и инженерных коммуникаций, что их уже пора закрывать.

- Речь идет о сельских образовательных учреждениях?

- В основном, да. Хотя, например, в Зарайском районе есть сельская школа, которая находится в здании 1812 года постройки. При этом его содержание даст 100 очков вперед более современным сооружениям. Проблемными являются здания, возведенные в начале-середине XX века. При их строительстве применялся силикатный кирпич, сооружались плоские крыши, которые сегодня очень тяжело чистить, что приводит к скапливанию снега и, соответственно, к протечкам.

Для школ характерны проблемы с недостатком территории, где могли бы разместиться зоны отдыха и спортивные объекты – площадки, плоскостные сооружения. Все это приводит к тому, что в учреждениях создаются разные условия для одинакового образовательного процесса. Этого быть не должно. Повторюсь, ребенок не может быть заложником ситуации.

- На одном из последних заседаний регионального правительства было заявлено, что до конца текущего года в Подмосковье будет введено в эксплуатацию 20 школ. Есть ли среди них нестандартные, интересные в каком-либо отношении проекты?

- Реализующиеся сегодня проекты общеобразовательных организаций зачастую являются индивидуальными. Например, интересная школа строится в микрорайоне "Мамонтовка" города Пушкино, ее обещают сдать к новому учебному году. Привлекает внимание не только яркая внешняя отделка этого здания, но и планировочное решение – нестандартно расположены кабинеты, переходы, зоны отдыха.

На мой взгляд, любопытные проекты реализуются в Химках и в Дмитрове. В Химках совсем недавно мы осматривали две строящиеся школы. Внешне они абсолютно одинаковые, но планировка и оформление внутренних помещений отличаются коренным образом. Индивидуальный подход применяется и к обустройству школьных территорий: проектировщики иногда обходятся только спортивными площадками и зонами отдыха, в других случаях они предусматривают стадион или сад. В этом отношении новые школы уже не являются типовыми.

- Перед областными властями стоит задача ликвидации второй смены в подмосковных школах. В какие сроки она может быть решена?

- Начнем с того, что в Московской области не хватает школ по двум причинам. Первая – это износ зданий и инженерных коммуникаций образовательных организаций. Вторая – наличие школ, где изначально предусматривалось обучение в две смены. Например, школа может быть рассчитана на 550-650 учащихся. При этом в ней будет только один спортивный зал на 40 детей и одна столовая на 60 посадочных мест. Такие проекты были популярны в начале-середине XX века. Естественно, они не соответствуют сегодняшним реалиям.

Кроме того, мы вынуждены вводить в некоторых школах обучение в две смены из-за необходимости соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Скажем, есть у нас такой предмет как информатика. По нормам СанПиНа, расстояние от одного компьютера до другого в школьных кабинетах должно составлять не менее полутора метров. Во многих зданиях выполнить это условие при полной наполняемости класса практически невозможно. Другой пример – необходимость проведения 3 часов занятий физкультурой в неделю для всех учащихся. Сделать это при наличии небольшого спортзала в одну смену крайне затруднительно.

При этом в тех же федеральных образовательных стандартах говорится, что школьники не должны обучаться в несколько смен. Это, конечно, правильно, потому что с точки зрения и физиологии, и психологии дети более активны в первой половине дня. Поэтому мы должны стремиться к тому, чтобы предоставить всем школьникам возможность учиться в первую смену. Но задача это не краткосрочная. По нашим подсчетам, для ее решения необходимо построить 96 новых школ. Сделано это, по плану, должно быть к 2019 году.

- Каков ежегодный прирост учеников в подмосковных школах?

- Количество учащихся постоянно увеличивается. В 2011 году в школы Московской области пришло порядка 13900 детей, в 2012 году – уже 18500, в текущем году ожидается, что их количество составит 21500. Более того, по прогнозам министерства экономики, в дальнейшем прирост может составить от 7% до 17%: то есть, с 2014 по 2018 гг. он будет равен 100 тысячам. Мы понимаем, что такое положение дел связано с активным жилищным строительством, которое ведется в Подмосковье.

- Как сказывается на системе образования непростая миграционная ситуация в регионе? Сколько детей-мигрантов приходит ежегодно в подмосковные школы?

- Если рассматривать статистику по текущему году, то в школы придет порядка 600 детей-мигрантов, что составляет почти 2,3% от общего числа новых учеников.

- Реализуются ли в Подмосковье специальные образовательные программы для детей-мигрантов?

- Да, согласно стандартам, в школах может преподаваться русский как родной и как неродной язык. Ведь к нам сегодня могут приходить дети, которые с трудом говорят по-русски. Ситуации у них бывают разные, поэтому перед приемом в учебное заведение с таким ребенком проводится собеседование, где определяется, как можно ему помочь, - или путем дополнительных занятий, или путем определения в центр изучения русского языка. В Подмосковье таких центров два: они функционируют на базах Московского государственного областного гуманитарного института и Московского государственного областного университета.

- Во время своего отчета перед Московской областной Думой глава региона Андрей Воробьев сказал, что очередь в дошкольные учреждения в Подмосковье достаточно сильно колеблется. Поясните, пожалуйста, почему это происходит.

- Сегодня, как вы знаете, существует единая электронная очередь в дошкольные учреждения. Однако, в соответствии с законодательством, есть категории, которые имеют право внеочередного или первоочередного получения путевки в детский сад. Это, например, сыновья и дочери военнослужащих, судей, прокуроров, сотрудников министерства внутренних дел. Когда эти граждане пребывают на место несения службы, их детей ставят в очередь первыми. Таким образом, общее число ожидающих зачисления в дошкольные организации меняется.

Колеблется очередь и в период, когда идет формирование групп в дошкольных учреждениях. Это обычно происходит с апреля по сентябрь. И, наконец, в электронной очереди, как и в любой системе, возможен сбой. Мы страхуемся от этого, дублируя информацию на бумажном носителе.

- Для ликвидации очередности в дошкольные учреждения в Московской области развернута большая программа строительства детских садов…

- Помимо строительства новых дошкольных организаций, решению этой проблемы способствует создание групп кратковременного пребывания, семейных воспитательных групп и так далее. Здесь важно отметить, что мы говорим о ликвидации очередности в возрасте от 3 до 7 лет. Но давайте не будем забывать о том, что существует еще вопрос с устройством детей до 3 лет – это как раз ясельная группа. Данную ситуацию упростило бы увеличение пособия, которое матери получают в период отпуска по уходу за детьми. Сегодня эта выплата становится меньше, когда ребенок преодолевает возрастной рубеж в 1,5 года. Над решением этой проблемы необходимо еще работать. Хотя сейчас наша главная задача – ликвидировать очередь в дошкольные организации для детей от 3 до 7 лет.

- Если все-таки вернуться к масштабному строительству детских садов: как решается вопрос с кадрами в новых учреждениях?

- Московской области в этом плане повезло: на территории региона находится достаточное количество педагогических вузов, чтобы удовлетворить потребность наших учреждений в кадрах. Но для равномерного распределения специалистов между муниципальными образованиями необходимо каким-либо образом решить проблему с предоставлением жилья. Сейчас это вопрос номер один, поскольку ситуация с заработной платой воспитателей недавно была улучшена – мы ее повысили.

В связи с этим, по поручению губернатора, идет проработка схемы ипотечного кредитования не только для учителей, но и для воспитателей детских садов. К 10 июля был проведен мониторинг обеспеченности этих специалистов жильем, а также рассмотрены приемлемые для них условия предоставления служебных помещений.

- Помимо электронной очереди в дошкольные учреждения, планируется ли в Подмосковье развивать иные интерактивные сервисы в образовательной сфере?

- Да. Сегодня перед нами стоит задача создания сервисов электронной записи детей в школы и организации дополнительного образования. Наработки таких систем уже есть, весь вопрос во времени их практического запуска. Думаю, в связи с тем, что сейчас активно развиваются многофункциональные центры, это дело ближайшего времени, а не далекого будущего.

- И последний вопрос: каково ваше мнение относительно недавней законодательной инициативы о введении уголовной ответственности за оскорбление учителей?

- Понимаете, в конфликтной ситуации очень редко бывает виновата только одна сторона. Например, маловероятно, что ребенок обидится на педагога, если будет знать, что его наказали или поставили ему плохую отметку справедливо. Да, он может быть с этим не согласен, но будет знать, что это сделано правильно. Если же педагог поступит неправильно, то ответ его ученика будет аналогичным. Только сделает он этот шаг не в начальной школе, а уже в средних или старших классах, и пострадает не обязательно тот педагог, с которого все началось. Таким образом, подобные ситуации могут возникать из-за неверно выстроенного образовательного процесса.

Кроме учителей и учеников, есть еще одна задействованная в этом процессе сторона – родители. Ведь дети вольно или невольно копируют поведение своих отцов и матерей. То есть, мы говорим о достаточно сложных процессах, и я не представляю, как их можно урегулировать на уровне законодательства. Тем более, путем ввода такого рода наказания. Мы же говорим о воспитательном процессе!

В свое время у Марины Цветаевой я вычитала замечательную фразу: "Любить человека – значит видеть его таким, каким задумал Бог, но не сделали родители, а не любить человека – значит видеть в нем стол, стул". Мы должны любить детей.