В последние годы в жилищно-коммунальном хозяйстве Подмосковья произошли значимые изменения: появились Московский областной единый информационно-расчетный центр (МосОблЕИРЦ) и единый платежный документ. Эти инструменты в перспективе призваны сделать финансовую составляющую ЖКХ прозрачной для населения. "Интерфакс" узнал у министра ЖКХ региона Евгения Хромушина, как продвигается работа в этом направлении.
- Уже год на территории Московской области ведет свою работу МосОблЕИРЦ. Его появление вызвало много вопросов. Зачем нужно было создавать такую организацию?
- Вы знаете, что вопрос платежный дисциплины в жилищно-коммунальном хозяйстве стоит остро во всех регионах России. Причем речь идет о расчетах с коммунальными предприятиями и рядовых жителей, и управляющих организаций, которые проводят платежи населения через свои счета. В каждой из этих категорий помимо добросовестных плательщиков, есть и недобросовестные. В результате возникают большие долги в сфере ЖКХ.
Для наведения порядка в сложившейся неблагополучной ситуации, в Московской области было принято решение о введение на территории региона единого платежного документа за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), главная задача которого – свести в одну все приходящие к жителю платежки.
Единая квитанция включает услуги, которые предоставляются как управляющими компаниями, так и поставщиками. При этом формат документа был утвержден отдельным постановлением правительства Московской области от 27.12.2013 N 1161/57. Единая платежка начала планомерно применяться в большей части муниципальных образований Подмосковья с начала 2014 года.
Еще раньше решением руководства региона был создан МосОблЕИРЦ. Его основная задача – наведение порядка в платежах за ЖКУ. Благодаря работе центра жители получают единый утвержденный платежный документ, а поставщики услуг деньги напрямую от населения, минуя счета сторонних организаций. Таким образом, финансовая составляющая ЖКХ становится прозрачной. А это отправной момент в нормализации работы всей сферы.
- Много вопросов у жителей возникает к трем буквам "О" в названии этой организации. Они переживают, что это очередная "ОООшка", созданная предприимчивыми бизнесменами с целью изъятия народных денег.
- Действительно, в названии организации есть эти три зловещих буквы, которые пугают рядового жителя. Проясню ситуацию: ООО "МосОблЕИРЦ" было создано как дочернее предприятие ОАО "Мосэнергосбыт". Но при этом соучредителем центра выступает ГУП МО "Коммунальные системы Московской области", его же учредителем является региональное правительство.
Так что цель, повторюсь, цель у МосОблЕИРЦ одна – создание в Подмосковье единой системы расчета, начисления и сбора платежей за ЖКУ, которая была бы прозрачна и максимально удобна для населения, поставщиков ресурсов и управляющих компаний.
- Есть ли уже какие-нибудь ощутимые результаты деятельности МосОблЕИРЦ?
- Конечно. На сегодняшний день 37 муниципальных образований Подмосковья полностью или частично вошли в структуру областного ЕИРЦ. Для первого года работы это очень неплохой результат. Кроме того, благодаря внедрению МосОблЕИРЦ усилилось взаимодействие между коммунальными предприятиями и населением, расчеты между ними стали прозрачнее и понятнее.
Кстати, с недавнего времени ООО "МосОблЕИРЦ" выступает в качестве платежного агента "Фонда капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов Московской области" на основании заключенного договора о сборе платежей за услугу капремонта. Это значит, что жители тех многоквартирных домов, которые вошли в региональную программу капремонта, получают теперь квитанцию за ЖКУ, где есть соответствующая строка.
- А почему другие муниципалитеты задерживают появление МосОблЕИРЦ на своих территориях?
- Мы не можем говорить о том, что наблюдается какое-то сопротивление со стороны местных властей. В некоторых муниципальных образованиях работа по расщеплению платежей и внедрению единой квитанции уже ведется. И на эти территории мы пока не давим. Главный акцент делается на тех районах, где с платежной дисциплиной из рук вон плохо и, как следствие, накопились огромные долги за энергоресурсы. Создание МосОблЕИРЦ в муниципалитетах Подмосковья мера вынужденная, но необходимая, если мы хотим добиться прозрачности и эффективности сферы ЖКХ.
- Что вам самому нравится в работе МосОблЕИРЦ?
- Мне нравится услуга "Личный кабинет клиента". Это современный сервис, который позволяет дистанционно и без комиссии платить за ЖКУ, самостоятельно вносить показания приборов учета, формировать квитанции, следить за историей своих платежей.
Есть еще одно интересное нововведение: в Пушкинском и в Сергиево-Посадском районе действуют мобильные офисы МосОблЕИРЦ, оборудованные на базе микроавтобусов. Они работают для тех жителей, кто проживает в удаленных населенных пунктах.
- Какие планы в этом направлении на будущее?
- Грандиозные. Мы планируем в течение 2015 года внедрить единый платежный документ во всех подмосковных районах. Если же говорить о самом ближайшем времени, то в начале 2015 года в Химках откроется филиал МосОблЕИРЦ. Это значит, что уже в январе химчане получат единую квитанцию за услуги ЖКХ.