В июле министр финансов России Алексей Кудрин выступил с несколькими инициативами, связанными с порядком формирования бюджетов субъектов РФ в ближайшие годы. Речь шла об отказе от бюджетных кредитов, увеличении роли ценных бумаг в погашении дефицита региональных бюджетов и изменении порядка предоставления субсидий. Предполагаемые перемены в интервью "Интерфаксу" прокомментировал начальник департамента бюджета и финансов Смоленской области Игорь Скобелев.
- Министр финансов Алексей Кудрин заявил, что с 2015 года субсидии регионам будут предоставляться полностью до начала финансового года. Как, с вашей точки зрения, это отразится на бюджетном планировании в Смоленской области?
- Очень актуальная инициатива! В настоящее время федеральный центр, по оценкам Минфина, распределяет среди регионов до начала финансового года всего 15% от общего объема субсидий. В этом году, например, речь идет о сумме около 400 млрд рублей, и доля Смоленской области на сегодняшний день составляет около 2 млрд рублей. На стадии планирования областного бюджета на очередной финансовый год мы знаем, что такие субсидии будут распределяться, но предусмотреть соответствующий объем средств для софинансирования не можем, поскольку не знаем, сколько денег нам будет выделено и на каких условиях. Это выясняется в течение года, что вынуждает нас достаточно часто вносить поправки в закон об областном бюджете. Например, на этой неделе были внесены очередные изменения, вызванные поступлением субсидий на нужды сельского хозяйства. Было бы гораздо лучше, если бы о подобных поступлениях мы знали заранее и имели возможность предусмотреть в своем бюджете средства для софинансирования. Не знаю случая, чтобы субъект Федерации отказывался от субсидий из-за невозможности внести свою долю, но теоретически такая ситуация возможна. Если инициатива министра финансов будет реализована, мы сможем более качественно планировать расходы и вносить в региональный бюджет в течение года меньше поправок.
- Потребует ли это дополнительных усилий органов власти Смоленской области?
- Не думаю. Субсидия, как правило, выделяется на определенную цель, распределяется между всеми регионами, и уровень софинансирования для всех одинаковый. Вся работа по распределению субсидий проходит в правительстве, так что в наибольшей степени инициатива министра финансов касается главных распорядителей - министерств и ведомств.
- А как быть с неожиданными проектами, которые порой возникают у федеральных структур в течение финансового года?
- Это нехорошая практика, я считаю. Приятно, когда в середине года выделяют дополнительные средства, но это порой ставит субъект Федерации в сложную ситуацию, связанную с необходимостью изыскивать дополнительные средства на софинансирование. Бывают периоды, когда исполнение доходной части бюджета просто не позволяет увеличивать расходы.
- По данным министра финансов, растет интерес инвесторов к региональным ценным бумагам. В этой связи он призвал руководство субъектов Федерации задуматься о выпуске облигационных займов. Как вы оцениваете перспективы Смоленской области на рынке ценных бумаг?
- Вопрос о выпуске облигационного займа для привлечения долгосрочных инвестиций за последние годы рассматривался администрацией Смоленской области несколько раз. До практических шагов дело не доходило, поскольку эти ресурсы оказывались дороже, чем традиционный источник средств для погашения бюджетного дефицита - банковские кредиты. Логика размещения займа должна быть оправдана - или дешевизной ресурсов, или желанием улучшить имидж региона. С точки зрения цены такой проект себя не оправдывал: рынки нестабильны, ставки по кредитам в 2009 и 2011 годах отличаются почти в 3 раза. Сейчас Сбербанк и ВТБ предоставляют нам кредиты со ставкой меньше 6%, что очень выгодно, и, на мой взгляд, будет очень трудно выпустить облигационный заем и получить ресурсы на более выгодных условиях. Я понимаю, что выпуск ценных бумаг влияет на рейтинг инвестиционной привлекательности региона, однако для использования этого инструмента все-таки требуется долгосрочная экономическая стабильность - чтобы ставка рефинансирования Центробанка не "прыгала", чтобы ставки по кредитам резко не менялись. Конечно, смысл в выпуске ценных бумаг есть. Мы сейчас не можем брать в банках кредиты, например, на три года и в немалой степени ограничены в их использовании. Ради привлечения долгосрочных инвестиций, быть может, и стоило бы выпустить облигационный заем, пусть даже эти средства обойдутся немного дороже. Я дал своим сотрудникам поручение проанализировать целесообразность выпуска займа, и их выводы будут рассмотрены на заседании администрации Смоленской области.
- С 2012 года регионам больше не будут предоставляться бюджетные кредиты. Как это отразится на возможностях администрации Смоленской области, ведь в такой форме сейчас предоставляются даже средства, предназначенные на подготовку к 1150-летию Смоленска?
- Общий объем бюджетных кредитов, которые получены областью, составляет около 4 млрд. рублей, при этом примерно половина из них - дорожные. Бюджетные кредиты на погашение дефицита мы получали под 1/4 ставки рефинансирования, дорожные - под 1/3, и на сегодняшний день их доля в нашем портфеле государственного долга составляет около 60%. Средства эти использовались для помощи региону и вряд ли являлись кредитными. Я попросил депутатов областной Думы обратиться в Государственную Думу с предложением придать выделенным регионам бюджетным кредитам иной характер. Они ведь не были инвестиционными, не были направлены на развитие экономики региона. Благодаря бюджетным кредитам регионы сохранили докризисный объем своих социальных обязательств, и мне кажется, что сейчас эти средства нужно каким-то образом заместить - например, рассмотреть вопрос об их реструктуризации или списании. То же самое касается дорожных кредитов: на реконструкцию дорожной сети должны использоваться средства федерального бюджета, но они предоставлены в форме бюджетного кредита. Их также вряд ли можно считать инвестиционными. С 2012 года, возможно, нам дадут право возвращать дорожные кредиты за счет расходов территориального дорожного фонда. По предварительным расчетам, в Смоленской области его объем будет в 3 раза больше наших нынешних расходов на дорожную отрасль, так что у нас появится возможность вернуть дорожные кредиты. Что касается подготовки к юбилею областного центра, то в форме бюджетных кредитов он получает средства как раз на ремонт дорожной сети, то есть это дорожные кредиты. Если вопрос удастся решить на областном уровне, мы, разумеется, найдем способ освободить администрацию Смоленска от необходимости возвращать полученные средства.