В администрации Смоленской области понимают, что решить многочисленные проблемы жилищно-коммунального хозяйства без поддержки Фонда содействия реформированию ЖКХ невозможно. О взаимодействии органов власти региона с этой государственной корпорацией "Интерфаксу" рассказал начальник департамента по строительству, архитектуре и ЖКХ Смоленской области Геннадий Гомонов.
В прошлом году Смоленская область получила в Фонде 261 млн. рублей на проведение капитального ремонта жилья в восьми муниципальных образованиях. Как идет процесс их освоения?
Вместе со средствами, выделенными населением и бюджетом Смоленской области, речь идет приметно о 358 млн. рублей. Мы укладываемся в сроки, установленные Фондом, хотя, быть может, отдельные этапы можно было преодолеть и быстрее. Например, для выбора исполнителей работ проводились конкурсы, хотя федеральное законодательство этого не требует. Тем не менее, в других регионах столкнулись с недобросовестными подрядчиками, и нам не хотелось наступать на те же грабли. Точно так же было решено провести экспертизу проектно-сметной документации.
Целесообразность этого решения полностью подтвердилась: во многих случаях проекты разрабатывались при помощи компьютерных программ, без оценки реальной ситуации и привязки к местности, что впоследствии могло привести к возникновению определенных проблем. К сегодняшнему дню управляющим компаниям перечислено 46% от общего объема средств, выделенных на проведение капитального ремонта, остатки находятся на счетах органов местного самоуправления.
В работе сейчас находятся 137 из 162 жилых домов, в 11 домах капитальный ремонт полностью завершен. Вроде бы немного, но в данном случае мы воспользовались рекомендаций Фонда и взялись за комплексный капитальный ремонт, включающий системы водо-, тепло-, энерго-, газоснабжения, канализацию, лифтовое хозяйство, кровлю, фасад. Работы преимущественно выполняют местные фирмы, что, кстати, тоже немного затягивает процесс - люди стараются, чтобы им и завтра было чем заниматься.
Когда предполагается направить в Фонд следующую заявку на получение средств на капремонт жилья?
Проблемы те же, что и в прошлом году: в заявку должны быть включены не менее 2 муниципальных образований, общая суммарная численность населения которых составляет не менее 20% общей численности населения региона. Все крупные городские поселения области уже участвуют в программе, и до тех пор, пока выделенные средства не будут освоены в полном объеме, дополнительных средств Фонд им не выделит. Поэтому в очередную заявку включены 22 городских и сельских поселений с населением примерно 80-90 тысяч человек (9%). Мы рассчитывали на участие областного центра (32% от общей численности населения области), однако администрация Смоленска так и не смогла приватизировать пакет акций управляющей компании "Жилищник", обслуживающей около 2 тысяч многоквартирных домов.
Обсуждается возможность подготовки заявки не от поселений, а от муниципальных районов. Для этого органы местного самоуправления поселений должны передать свои полномочия по капремонту жилья на уровень района. В этом случае на территории района должны выполняться все требования Фонда, а это обеспечить сложно - особенно в том, что касается количества товариществ собственников жилья: в 2009 году они должны быть созданы как минимум в 10% многоквартирных домов на территории района и при этом управлять половиной жилищного фонда.
Почему же в Смоленске никак не справятся с требованиями Фонда?
Если депутаты городского Совета не дают согласия на продажу 75% акций ОАО "Жилищник", надо искать другие пути управления жилищным фондом, поощрять выбор жильцами новых управляющих компаний и ТСЖ, которые в последующем могут заключить договоры с тем же "Жилищником" на выполнение работ по содержанию и ремонту жилищного фонда.
Фонд финансирует программу переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. Как идет в Смоленской области работа в этом направлении?
Ну, если говорить о проблемах, то главная из них также возникла в областном центре. Для участия в программе администрация Смоленска должна была составить график перехода на 100-процентную оплату жилищно-коммунальных услуг населением на период до 2010 года, но справиться с этой работой на протяжении долгого времени не получалось. У депутатов городского Совета есть свой взгляд на то, какими должны быть тарифы, и действуют они одним-единственным способом.
Тариф для населения повышается незначительно, а затраты муниципальных предприятий по теплоснабжению компенсируются из городского бюджета; часть затрат по водоснабжению и водоотведению переложена на плечи предприятий-потребителей, т.е. в городе сохраняется перекрестное субсидирование. При этом средства, выделяемые региону для выплат населению субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг, остаются невостребованными, хотя порядок их предоставления в Смоленской области один из самых щадящих в стране.
Есть другие разумные способы сдерживания роста тарифов, без применения перекрестного субсидирования. Например, можно разработать инвестиционную программу, направленную на модернизацию и реконструкцию устаревшей инженерной инфраструктуры коммунального хозяйства и финансировать ее из городского бюджета, а не включать эти расходы в тариф. При этом тарифы увеличатся в соответствии с повышением стоимости энергоносителей, материалов и расходов, идущих на содержание этих объектов, а выпадающие доходы ежегодно будут уменьшаться, и в конечном итоге сведены к нулю. Впрочем, на днях администрация Смоленска представила все документы, необходимые для переселения 100 семей в благоустроенное жилье, так что до середины февраля Смоленская область подаст свою заявку в Фонд содействия реформированию ЖКХ.
В I квартале Смоленской области существенно - с 27200 до 24250 рублей - сократили стоимость квадратного метра жилья, показатель, который используется в расчетах с участниками этой программы. Ряд руководителей строительных компаний назвали новую цену неприемлемой…
В снижении виноваты сами строители. В соответствии со статистическими данными в первом квартале 2008 года квадратный метр нового жилья стоил 20 823 рубля, во втором - 25 494, в третье - 19 563. Эти данные легли в основу расчета цены квадратного метра в 1 квартале 2009года, а вот сложилась она на основе информации, которую предоставили в службу государственной статистики сами строители.
В соответствии с приказом Министерства регионального развития в первом квартале 2009 года средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по Смоленской области установлена в размере 24 250 рублей. Да, когда об этом стало известно, многие руководители строительных организаций засомневались, стоит ли продавать квартиры по такой цене. Но они прекрасно понимают, что никто кроме государства, не купит у них сразу 100 квартир в Смоленске и более 300 квартир в крупных городских поселениях области.