Центр / Эксклюзив 29 сентября 2014 г. 14:42

Начальник финансового управления администрации Ленинского района Московской области Т.Макушкина: "Объем программного бюджета у нас достигает 98%"

В Московской области, как и по всей стране в целом, активно формируются бюджеты на следующий год. Об особенностях формирования бюджета в Ленинском районе Московской области рассказала "Интерфаксу" начальник финансового управления администрации Ленинского района Татьяна Макушкина.

Начальник финансового управления администрации Ленинского района Московской области Т.Макушкина: "Объем программного бюджета у нас достигает 98%"

- Татьяна Валерьевна, назовите главные отличия бюджета Ленинского района на 2015 год от бюджета на текущий год.

- Бюджеты муниципальных районов и городских округов Московской области на 2015 год должны иметь две обязательные для всех отличительные особенности. Прежде всего, эти бюджеты должны быть сформированы в программном формате и на три года. Для Ленинского района формирование программного бюджета в трехгодичном периоде не является новинкой. Бюджет района на 2014 год уже утвержден в форме трехлетки в программном формате. Решение сформировать бюджет в таком формате с 1 января 2014 года приняла Московская область, и мы посчитали необходимым поддержать его, сформировав свой трехлетний программный бюджет, несмотря на то, что тогда это не являлось обязательным для муниципалитетов и только треть подмосковных муниципалитетов пошли по этому пути.

- Почему вы все же решили сформировать бюджет на три года, в то время как это не было вашим обязательством?

- Наши муниципальные целевые программы разработаны на срок 5 лет. Безусловно, жизнь приведет к тому, что нужно будет корректировать и программы, и бюджет, хотя качество планирования у нас высокое (в 2014 году мы корректировали бюджет только один раз). Наверное, хочется видеть среднесрочную перспективу в работе органов власти. И, наверное, три года как раз позволяют видеть эту перспективу. Оценивать, как мы идем к достижению поставленной задачи.

- На какие сферы направлено самое большое финансирование?

- У нас сейчас 14 муниципальных программ. Они касаются всех основных сфер деятельности муниципалитета. Это и программа в сфере образования, в сфере здравоохранения, ЖКХ, транспортного обслуживания, социальной политики, развития спорта, молодежной политики, культуры. Объем программного бюджета у нас почти 98%.

В состав Ленинского района сегодня входит семь городских и сельских поселений. До изменения границ района в этот район входило 14 поселений, 7 из них отошли Москве с 1 июля 2012 года. И можно говорить о том, что финансовое управление занимается сейчас в целом финансовыми ресурсами консолидированного бюджета. То есть мы ведем исполнение бюджета не только районного, но и тех поселений, которые входят в состав Ленинского муниципального района. И качество нашей работы было оценено в прошлом году. Все наши муниципалитеты обеспечили надлежащее управление финансами, вторую из трех степень по рейтингу, а три поселения получили высшую, первую степень управления финансами. Мы обеспечиваем проведение единой бюджетной политики на территории района при формировании бюджетов и муниципального района, и поселений, чтобы эффективно перераспределить все ресурсы консолидированного районного бюджета для решения поставленных перед нами задач.

- Изменение границ района, я полагаю, существенно сказалось на формировании районного бюджета. Этот фактор на него уже не влияет, всё стабилизовалось?

- За 85 лет территория развивалась по-разному. Бюджет представляет собой баланс, соотношение доходов и расходов. Отошедшая территория была территорией роста, оттуда поступали в район основные налоговые платежи. Да, мы потеряли половину своих доходов, но восточная территория района исторически была наиболее развитой, здесь больше и старше учреждения, здесь требуются большие расходы на поддержание учреждений в удовлетворительном состоянии, поэтому здесь и расходы больше. Поэтому общий баланс, конечно, негативный. Можно сказать, что мы потеряли 50% доходов и оставили 65% расходов. Конечно, этот баланс не в пользу Ленинского района. Но события с разделением территорий были ожидаемы, мы готовились к ним заранее. Мы сделали такую подушку безопасности из доходов, которая позволила нам в 2013 году в полном объеме сохранить финансирование всей социально-культурной сферы, всех мер социальной поддержки, которые действовали в районе. В полном объеме сохранить весь план мероприятий: культурных, спортивно-массовых, население района не почувствовало изменения доходной базы.

- Близость к Москве является определяющей в экономике Ленинского района?

- Во многом. Значительная часть населения ориентируется на тот уровень бюджетной обеспеченности, который существует в Москве. Там и зарплаты больше у бюджетников, меры социальной поддержки четче. И, определяя свою социальную политику, район был вынужден делать корректировку на близость к Москве. А именно, чтобы закрепить кадры бюджетной сферы, район предоставлял из бюджета большой перечень льгот и выплат муниципальным работникам, до 100 миллионов рублей в год. При формировании первоначального бюджета на 2014 год и изменении законодательства, которое сократило доходную базу вдвое, с 2 миллиардов до 960 миллионов рублей, нам не удалось сохранить льготы. Но при корректировке бюджета в марте, нам удалось восстановить льготы в социальной сфере. Скорее всего, в 2015 году предоставить их мы всё-таки не сможем.

- Какова главная задача финансового управления на ближайшие годы - повышение доходности местного бюджета?

- У любого финансового органа есть три основные задачи. Первая – активная мобилизация доходов. Вторая – обеспечение разумного подхода к расходованию бюджетных средств. Один из инструментов – программный метод. Второй – муниципальное задание. То есть доведение до учреждения задания на основании необходимости оказать ту или иную услугу в соответствии с планом. И эффективность оценивается по тому, выполняет ли учреждение план и востребована ли его услуга. Если услуга не востребована, мы должны задумываться о функционале этого учреждения. Мы анализируем свою бюджетную сеть. Ее надо оптимизировать, выявлять неэффективные учреждения, решать вопрос о реорганизации или целесообразности их дальнейшего существования. Никогда не будет лишним экономный подход в освоении средств. Здесь нам очень помогает законодательство о закупках. Потому что открытые процедуры, открытое участие в муниципальном заказе различных подрядчиков, в результате конкуренции, позволяет значительно снижать первоначально запланированные бюджетные затраты. Ну и – финансовый контроль. Мы проверяем свои учреждения, выявляем факты нецелевого использования средств, неэкономного, неэффективного. Их мало просто выявить, нужно понять причины нарушения и устранить их.

Третья задача – обеспечить сбалансированность бюджета. Доходы должны быть равны расходам. Если у нас есть дефицит, его можно закрывать долговыми обязательствами. Но политика Ленинского района уже на протяжении многих лет направлена на то, чтобы не создавать муниципальный долг. Потому что любой долг требует расходов на его обслуживание. Но и профицитный бюджет не является хорошим показателем. Это говорит о том, что деньги, которым располагает муниципалитет, не направляются в полной мере на решение тех задач, которые стоят перед муниципальным образованием.

- Можете ли выделить какие-то особенности формирования муниципального бюджета на 2015-2017 годы?

- Формирование бюджета района на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов осуществляется с учетом тех изменений, которые внесены в законодательство о местном самоуправлении, с учетом планируемого перераспределения полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований и органами госвласти Московской области в условиях пока законодательно неопределенной, неоткорректированной доходной базы муниципалитетов. Вместе с тем, для внесения в проект бюджета существуют жесткие сроки – не позднее 15 ноября текущего года. Активное изменение бюджетного законодательства и законодательства о местном самоуправлении в период формирования бюджета, безусловно, может несколько замедлить работу над подготовкой проекта бюджета и привести к более поздним срокам его принятия. Но сомнений в том, что мы справимся с поставленной задачей, нет.