Центр / Эксклюзив 14 января 2014 г. 15:24

Начальник Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области А.Воронцов: "Необходимо сохранить прелесть жизни в маленьком городе"

Начальник Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области А.Воронцов: "Необходимо сохранить прелесть жизни в маленьком городе"

Весной 2014 года в крупных подмосковных городах развернется работа по созданию или модернизации пешеходных улиц. Перед этим Главное управление архитектуры и градостроительства региона подготовит типовое техническое задание на организацию такого рода объектов. "Интерфакс" узнал у начальника ведомства Алексея Воронцова, как будут выглядеть современные променады.

- Итак, каким должен стать облик подмосковных аналогов столичного Старого Арбата?

- Давайте для начала разберемся в определениях. Часто говорят, что речь идет о создании в городах Московской области пешеходных зон. Это не совсем так: данное словосочетание имеет более широкий смысл. Как правило, под ним понимаются буферные зоны – парки, скверы, места для народных гуляний и так далее. Они носят общественный, иногда даже сакральный характер. А наша цель состоит в ином: в создании территорий, где была бы сосредоточена деловая, торговая и культурная активность. Поэтому уместнее говорить именно о пешеходных улицах.

Как они будут выглядеть? Предполагается, что это будут области с достаточно плотной малоэтажной застройкой, с расширенной пешеходной зоной и частично ограниченным либо полностью перекрытым дорожным движением. В начале и в конце улицы необходимо устроить охраняемые перехватывающие парковки. Кроме того, первые этажи расположенных здесь зданий должны быть нежилыми: на этой площади могут располагаться учреждения торговли, общественного питания, культуры.

Чтобы добиться такой "картинки", нужно провести целый ряд серьезных мероприятий, включающих в себя и изменение маршрутов движения городского транспорта, и модернизацию пешеходной части, и реставрацию зданий, причем не только их фасадов. Кстати, в этом отношении пример московского Арбата нельзя назвать удачным. В свое время на его реконструкцию были затрачены большие деньги, однако к ожидаемому позитивному эффекту это не привело. Потому что визуально все закончилось именно раскрашиванием фасадов и расстановкой фонарей. В общем, создание пешеходных улиц - это, действительно, тонкая работа.

- Если говорить конкретно про Подмосковье, какие проблемы могут возникнуть в этом регионе при организации новых пешеходных улиц?

- Первое, с чем нам предстоит столкнуться, - отсутствие плотной застройки в большинстве населенных пунктов Московской области. Связано это с тем, что на территории нашего региона мало исторических городов: их всего 22, включая два посада - Сергиев Посад и Павловский Посад. В общей же сложности, на сегодняшний день в Подмосковье насчитывается 111 городских поселений. В большинстве из них нет ни характерной средневековой планировки, ни регулярной планировки, которую несколько сот российских поселений получили во второй половине XVIII века в ходе работы комиссии Ивана Бецкого. В подмосковных населенных пунктах разреженная городская ткань, которая и затрудняет создание пешеходных улиц.

Кроме того, организация таких объектов должна быть подкреплена общественным признанием. То есть, грамотно устроенные пешеходные улицы - не искусственные образования, а точки притяжения интересов местных жителей. Во многих городах подобные территории уже неформально сложились. Более того, где-то их несколько. Например, в Сергиевом Посаде центральным может быть признан не один участок: это и сеть улиц, ведущая от вокзала в сторону Троице-Сергиевой лавры, и район проспекта Красной Армии. В связи с этим нашей задачей на данном этапе является выявление таких естественным образом сложившихся участков, где концентрируется социальная и торговая активность. Для этого в каждом городе будет проведено общественное обсуждение вопроса. Граждане смогут выбрать ту территорию, которую впоследствии сами же насытят жизнью. Таким образом, создание пешеходных улиц послужит средством активизации процессов местного самоуправления, а в перспективе - и примером того, какой должна стать среда обитания в подмосковных городах.

- Такое обсуждение уже началось?

- Пока оно идет на уровне местных властей. Так, я провел ряд встреч с руководителями органов архитектуры и градостроительства муниципальных образований для того, чтобы обсудить эту тему. Кроме того, дискуссии проводились и на месте: делегация нашего управления посетила несколько подмосковных городов - Сергиев Посад, Одинцово, Звенигород.

- То, что вы рассказали о создании пешеходных улиц, подводит к мысли, что эта работа не так проста и быстра, как может показаться. При этом свои генеральные планы муниципальные образования Московской области должны утвердить до конца 2014 года. Как согласуются с этими достаточно оперативными сроками глобальные замыслы по организации променадов, а также по преобразованию системы местного самоуправления?

- Времени для разработки генпланов было дано предостаточно. Дело в подходе: муниципальным архитекторам нужно наконец-то понять, что они - представители заказчика, коим выступает местная администрация. Эти специалисты должны грамотно сформировать техническое задание с учетом потребностей муниципального образования. Кроме того, они должны интересоваться, как идет работа проектировщика: сделал ли он необходимые расчеты, учел ли все обстоятельства… Пока этот процесс идет вяло.

- В чем причина? Низкая квалификация специалистов на местах? Почему, например, генплан Химок вновь и вновь отправляется на доработку?

- Начну с неожиданного вопроса: вы немецкие сказки читали? Помните, как вел себя главный герой, Ганс? Судьба его всячески мучила, препятствия возникали одно за другим, но он последовательно их преодолевал и, в итоге, добивался успеха. Жил счастливо и умер в один день со своей Мартой. А что в русских сказках? Иван лежал-лежал на печи, а потом встал с нее, приложил сверхусилие и добился успеха. Может быть, такой подход заложен в нашем менталитете. Кто знает…

Если говорить конкретнее, то давайте рассмотрим предложенный вами пример Химок. В представленных версиях генплана этого города неизменно предполагаются значительные объемы жилищного строительства из-за существенного роста населения. Там уже сейчас проживает более 200 тысяч человек, считается, что это число возрастет еще на 100 тысяч. Возникает вопрос: естественный ли это прирост населения? Нет, механический, то есть, происходящий за счет миграции. Согласны ли с этим сами химчане?

Идем дальше. Все эти люди должны работать, но где? Нам отвечают: в Москве. Однако нужно понимать, что еще большее усугубление проблемы маятниковой миграции не нужно ни правительству, ни населению региона.

Мы сейчас пытаемся сделать так, чтобы генеральные планы были доработаны с учетом всех этих обстоятельств. Понятно, что ситуация непростая: за последние десять лет накопился целый ряд градостроительных проблем, среди которых: гиперурбанизация, сумасшедшие темпы возведения жилья, в основном, многоэтажного, потеря индивидуальности многих населенных пунктов. Кварталы Одинцово и Балашихи уже неотличимы от окраин Москвы. Поэтому одна из главных задач, которые стоят перед нашим управлением на сегодняшний день - сохранить архитектурный облик подмосковных городов, где это еще возможно.

- Вы упомянули Балашиху и Одинцово. Это относительно современные города, находящиеся вблизи от Москвы. А какие проблемы в настоящий момент актуальны для исторических поселений?

- Им нужен приток инвестиций, активизация экономической жизни. Что касается качества среды обитания, то необходимо сохранить, скажем так, прелесть жизни в маленьком городе.

Возьмем Звенигород. Его центральная часть достаточно сложно устроена: есть и фрагменты исторической застройки, и современные здания, но возводятся они в том же масштабном строе, поэтому выглядит все достаточно органично. Однако когда въезжаешь в этот старинный город со стороны Москвы, видишь гигантские жилые дома. Теряешься: неужели ты вернулся в столицу? Теперь уже, конечно, с этим ничего не сделаешь. Надо думать, как нивелировать эту творческую неудачу и сделать так, чтобы Звенигород окончательно не потерял свой масштаб, ландшафт, лицо.

То же самое актуально и для других исторических поселений. Потому необходимо в генпланах четко прописывать зоны регулирования застройки. И многоэтажные строения, естественно, нужно сдвигать дальше от центра. Хотя вопрос о многоэтажной застройке в старинных городах вообще дискуссионный. Мое мнение, для подобных поселений максимум - дома в четыре-пять этажей. Они обеспечивают достаточно высокую плотность, высокоурбанизированную среду обитания, но при этом не лишают жителей той самой прелести обитания в небольшом городе.

- Тем не менее, в новых нормативах градостроительного проектирования Московской области максимальная этажность существенно выше…

- До девяти этажей. Понимаете, города в Подмосковье разные. Скажем, в Химках, Красногорске, Балашихе, Мытищах, Реутове и Одинцове есть дома и по несколько десятков этажей. Это ведь тоже интересно, но является скорее принадлежностью мегаполисов.

- В сентябре 2013 года в Доме правительства региона проходила выставка "Современный архитектурный облик Подмосковья". Каковы ее итоги? И стоит ли ждать повторения такого опыта?

- Эта была первая выставка подобного рода в Московской области. Мы хотели показать, какое разнообразие архитектурных решений уже представлено на территории региона. Гостями мероприятия стали представители органов архитектуры и градостроительства муниципальных образований. То есть, это был своего рода обмен опытом и интересными идеями.

А в апреле 2014 года мы планируем провести еще одну большую выставку, где, возможно, будут даже вручаться премии за достижения в профильной области.

- Тем, кто больше всего строит?

- Нет, тем, кто лучше всего строит. Мы должны поощрять тех, кто продает не квадратные метры в панельном многоэтажном доме, а среду обитания в самом широком смысле этого слова: само помещение, внешний облик жилого дома, двор, расположенные вблизи детский сад, школу, поликлинику, парк и так далее.

- А потребитель к этому готов?

- Потребитель этого хочет.