Центр / Эксклюзив 27 июля 2015 г. 15:18

Начальник ГУ МЧС России по Брянской области В.Уваркин: "Пожароопасная обстановка даже при самой неблагоприятной погоде будет находиться под полным контролем оперативных служб и органов местного самоуправления"

Начальник ГУ МЧС России по Брянской области В.Уваркин: "Пожароопасная обстановка даже при самой неблагоприятной погоде будет находиться под полным контролем оперативных служб и органов местного самоуправления"

             Уже второй год подряд в Брянской области пожароопасный период начинается аномально рано и проходит сложно. В связи с сухой погодой в регионе трижды - в марте, мае и июне - вводился особый противопожарный режим. Первый лесной пожар был отмечен уже в марте, а на сегодня зарегистрировано 94 очага природных пожаров. Лето этого года также "богато" на ливни, град и грозы. Как в условиях частых чрезвычайных ситуаций спасателям, пожарным удается контролировать ситуацию? Об этом "Интерфаксу" рассказал начальник ГУМЧС России по Брянской области, полковник Вадим Уваркин.

            - Вадим Сергеевич, Вы возглавляете ГУ МЧС России по Брянской области с мая этого года, поэтому вначале расскажите, пожалуйста, о себе: где Вы до этого работали, на каких должностях?

            - В 1990 году закончил Бакинское высшее общевойсковое училище имени Верховного совета Азербайджанской ССР, в 2000 году - Военно-инженерную академию. С 1990 года по 1996 год служил в Дальневосточном военном округе министерства обороны. С 1996 года продолжил службу в подразделениях МЧС России в должностях от командира механизированного батальона спасательной бригады до заместителя начальника Центрального регионального центра МЧС России.

            - Орловская и Брянская области - соседи, и, тем не менее, как Вы считаете, есть ли в нашей области специфические проблемы, связанные с пожарной безопасностью? Решение каких задач Вы считаете приоритетными в деятельности служб пожарной безопасности в регионе?

            - Площадь Брянской области около 35 тыс. кв. км, из которых 34% - это лесной фонд. При этом площадь Орловской области 24,6 тыс. кв. км, а лесной фонд всего 7% от общей площади. Более значительная лесистость территории нашего региона явилась причиной того, что даже в городе Брянск преобладает деревянная застройка частного жилого сектора, не говоря уже о сельской местности.

            По официальным данным более 70% населения Брянской области проживает в индивидуальном жилом фонде. До 80% пожаров и до 97% погибших при пожарах людей мы ежегодно регистрируем в жилом секторе. В связи с увеличением производства и продаж бытовой электротехники ежегодно увеличивается нагрузка на электросети. В значительной степени изношены отопительные печи, особенно в жилых домах в сельской местности. Как следствие, основными причинами возникновения пожаров в жилье наряду с неосторожным обращением с огнем явились "технические причины" - нарушение правил устройства и эксплуатации печей и нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования. Не случайно и "пик" пожаров по этим причинам приходится на отопительный период.

            Однако, в соответствии с действующим законодательством, административное влияние инспекторов государственного пожарного надзора на частный жилой сектор ограничено. Поэтому сотрудниками государственного пожарного надзора совместно с представителями органов местного самоуправления проводятся профилактические мероприятия в жилье, отработка домовладений так называемой "группы риска" (родители, лишенные родительских прав, лица злоупотребляющие алкоголем, многодетные семьи, имеющие трех и более детей, граждане пожилого возраста и инвалиды, обслуживаемые отделением социальной защиты на дому).

            При этом можно отметить, что проводимые в жилье мероприятия малоэффективны, так как нарушения требований пожарной безопасности населением не устраняются. Решение проблемы мы видим в более активном привлечении всех форм и методов по противопожарной пропаганде населения, введении института инструкторов пожарной профилактики и внесении изменений в действующее законодательство.

            - Летние месяцы традиционно считаются самыми пожароопасными в году, 2015 год - не исключение. Как складывается ситуация с пожарами в Брянской области?

            - С начала 2015 года в населенных пунктах Брянской области зарегистрировано 964 пожара, что на 1,5% меньше в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. При пожарах 75 человек погибли, 53 травмировано. Материальный ущерб от пожаров составил 770 млн рублей.

            При тушении пожаров личным составом подразделений Государственной противопожарной службы спасено 30 человек, 19 единиц техники, материальных ценностей на сумму более 545 млн рублей.

            78 пожаров в населенных пунктах произошло от переброса огня с горящей растительности.

            В связи с установившейся пожароопасной сухой погодой в области трижды в текущем году вводился особый противопожарный режим (в марте, мае, июне).

            Сотрудники государственного пожарного надзора в период введения особого противопожарного режима контролировали выполнение превентивных и организационных мероприятий, направленных на предупреждение, своевременное обнаружение и тушение очагов возгораний. Причем особое внимание уделялось малонаселенным и удаленным от райцентров населенным пунктам.

            За разведение костров, сжигание травы (мусора, отходов и т.д.) сотрудниками государственного пожарного надзора в период пожароопасного периода составлено 420 протоколов об административных правонарушениях, в том числе 23 - на должностных лиц. Наложены штрафы на 387 человек должностных лиц и граждан, вынесены предупреждения 33 гражданам.

            Первая половина текущего года была очень не легкой, но опыт прошлого года и первой половины этого года заставил всех руководителей муниципальных образований, ответственных должностных лиц понять, что только своевременное обнаружение, передача информации и оперативное реагирование являются гарантией успеха в ликвидации природных пожаров в день обнаружения с минимальными затратами.

            В целях своевременного обнаружения лесных и торфяных пожаров, практически ежедневно подразделениями спасательной службы при помощи беспилотных летательных аппаратов, а также авиации взаимодействующих организаций проводится авиационная разведка.

            Наземное патрулирование лесных массивов осуществляют более 60 оперативных групп, формируемых лесничествами и гарнизонами пожарной охраны.

            Можно констатировать, что в настоящее время взаимодействие между подразделениями государственной противопожарной службы и лесопожарной службы области является действенным и эффективным. Сейчас независимо, на чьей территории возник пожар, - на лесных землях или землях поселений, реагирование осуществляется всеми имеющимися в данном районе силами в кратчайшие сроки.

            Сегодня у нас есть уверенность в том, что пожароопасная обстановка даже при самой неблагоприятной погоде будет находиться под полным контролем оперативных служб и органов местного самоуправления.

            - Вадим Сергеевич, для Брянской области чрезвычайно актуальной остается тема лесных пожаров и особенно в загрязненных радиацией юго-западных районах области. Есть ли необходимые современные технические средства для тушения лесных пожаров? Что сделано или делается по повышению безопасности работы самих пожарных?

            - Хотелось бы отметить, что пожароопасный период на территории Брянской области уже второй год подряд начинается аномально рано, что обуславливается и ранним сходом снежного покрова на всей территории Брянской области, и выпадение осадков ниже нормы.

            Уже в марте текущего года выезды подразделений ГПС на возгорания травы на 70% превысили показатели прошлого года. В отдельные сутки количество выездов превышало показатели прошлого года более чем в два раза.

            Всего с начала текущего года было выполнено более 5,5 тыс. выездов подразделениями пожарной охраны на возгорания сухой травы и мусора, что в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

            Что касается природных пожаров, то первый лесной пожар был зарегистрирован уже в марте текущего года, и на сегодня с начала года зарегистрировано 94 очага природных пожаров, в том числе 12 торфяных.

            Для улучшения качества реагирования, в том числе на природные пожары, Главным управлением МЧС России по Брянской области проводится плановая работа по оснащению федеральной группировки современными образцами пожарной и инженерной техники.

            Так, созданная на базе специализированной пожарно-спасательной части аэромобильная группировка доукомплектована двумя автоцистернами тяжёлого типа с запасом воды 8 и 10 тонн, широко применяемыми для тушения природных пожаров в условиях маловодья; инженерной машиной разграждения, которая позволяет осуществлять комплекс инженерно-технических мероприятий по прокладке просек, минерализованных полос, дорог противопожарного назначения.

            Для ведения работ в зонах радиоактивного загрязнения в спецчасть поступил мобильный аварийно-спасательный комплекс. До конца года на вооружение подразделений федеральной противопожарной службы будет поставлено ещё 3 автоцистерны тяжёлого и среднего типа, автомобиль тягач с прицепом 60 тонн, плавающая мотопомпа.

            Для мониторинга радиационной обстановки на территории области создана комплексная система мониторинга и защиты населения КСМ-ЗН, которая включает в себя 30 постов радиационного контроля и 12 автоматических метеостанций, расположенных в пожарных частях. Данная система позволяет производить контроль радиоактивного фона в муниципальных образованиях области каждые 15 минут в автоматическом режиме. В составе системы имеется также подвижная радиометрическая лаборатория, предназначенная для проведения радиационной и химической разведки.

            В целях обеспечения постоянного мониторинга лесных массивов, своевременного обнаружения лесных и торфяных пожаров, в подразделения ГУ МЧС России по Брянской области передано 4 беспилотных летательных аппарата.

            Личный состав подразделений Государственной противопожарной службы, выполняющий задачи на радиационно-загрязненных территориях, обеспечен защитными костюмами Л-1, радиационно-защитными комплектами, респираторами и дозиметрами.

            - Достаточно ли строгая система наказания в регионе за нарушение правил пожарной безопасности? Возбуждаются ли уголовные дела против нарушителей или все ограничивается административным наказанием? Если есть уголовные дела, расскажите, пожалуйста, о наиболее ярких из них.

            - Да, действительно, за нарушение правил пожарной безопасности законодательством Российской Федерации предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.

            За 2014 год органами следствия и дознания было возбуждено 163 уголовных дела, в том числе 138 по поджогам и 25 за неосторожное обращение с огнем, повлекшее уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере.

            Что касается наиболее "ярких" дел, то можно привести пример пожара в Новозыбковском районе, где по вине гражданина, который допустил неосторожное обращение с огнем, сгорела не только его половина четырехквартирного жилого дома, но и квартиры его соседей. По указанному факту виновник осужден на 3 года и 7 месяцев лишения свободы.

            В Бежицком районе Брянска при проведении газосварочных работ сотрудником организации были нарушены требования пожарной безопасности. Как следствие, огнем уничтожен жилой дом. В отношении виновника судом вынесен приговор об ограничении свободы на срок до 8 месяцев.

            За истекший период текущего года уже возбуждено 78 уголовных дел, в том числе 55 - по поджогам и 23 - за неосторожное обращение с огнем.

            - В Брянской области немало отдаленных от райцентров сел и деревень. Что делается, чтобы оперативная помощь пожарных стала доступна и для них?

            - Для обеспечения пожарной безопасности отдалённых от райцентров малонаселенных сел и деревень, в соответствии с федеральным законом от 6 мая 2011 года № 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" и законом Брянской области от 5 августа 2011 года № 82-З "О добровольной пожарной охране Брянской области", создаются добровольные пожарные команды, обеспеченные пожарной техникой и снаряжением. Личный состав команд проходит специальное обучение на безвозмездной основе и выполняет задачи по тушению пожаров до прибытия подразделений государственной противопожарной службы.

            В настоящее время на территории Брянской области создано 66 добровольных пожарных команд численностью 648 человек, которые прикрывают в пожарном отношении 631 населенный пункт, или 23,4% территории Брянской области.

            За 2014 год года добровольные пожарные команды принимали участие в тушении пожаров в качестве дополнительных сил 201 раз и 14 пожаров потушили самостоятельно, ликвидировали 243 возгорания.

            За прошедший период 2015 года добровольные пожарные команды 116 раз принимали участие в тушении пожаров в качестве дополнительных сил и 8 пожаров потушили самостоятельно, ликвидировали 302 загорания.

            Кроме того, для того, чтобы оперативная помощь пожарных стала доступна для отдаленных сел и деревень, в населенных пунктах области установлены 2526 таксофонов "Ростелеком", обеспечивающих бесплатный доступ к экстренным оперативным службам. Таким образом, оперативно передать информацию о пожаре в единую дежурно-диспетчерскую службу соответствующего муниципального образования можно набрав номер "112", или в пожарно-спасательную службу - номер "01".

            Вместе с тем, на всей территории Брянской области с мобильных телефонов всеми операторами сотовой связи (Мегафон, Теле-2, МТС, Билайн) обеспечен вызов экстренных оперативных служб через единый номер "112" (в ЕДДС соответствующего муниципального образования) и пожарной службы - номер "101".

             - Вадим Сергеевич, лето этого года "богато" на чрезвычайные ситуации, связанные не только с пожарами, но и ливнями, градом, грозами. Как складываются взаимоотношения со службами ЖКХ, местными властями по предупреждению негативных последствий таких явлений?

            - В текущем году на территории Брянской области зарегистрировано 4 чрезвычайных ситуации: одна связана с дорожно-транспортным происшествием и гибелью людей, еще одна биолого-социального характера, вызванная африканской чумой свиней, и две ЧС связаны с гибелью сельхозкультур в результате неблагоприятных погодных условий.

            Во всех указанных случаях при реагировании на ЧС привлекались соответствующие службы. Органами местного самоуправления принимались конкретные меры по оказанию необходимой помощи и возмещению ущерба населению при ЧС.

            Кроме чрезвычайных ситуаций в текущем году на территории области имело место 31 социально-значимое происшествие, которые по своим показателям не превысили порога ЧС (подтопление сельхозугодий, ДТП, техногенные пожары в жилых и производственных помещениях, нарушения в работе системы ЖКХ и др.). Во всех случаях силами дежурных служб органов местного самоуправления, аварийно-спасательными подразделениями принимаются незамедлительные меры по оказанию всей необходимой помощи пострадавшим и минимизации негативных последствий.

            Еженедельно под моим руководством с председателями комиссий по чрезвычайным ситуациям муниципальных районов и городских округов в селекторном режиме проводится анализ реагирования на происшествия и ЧС, вырабатываются меры по совершенствованию совместной работы.

            - Чуть больше месяца осталось до нового учебного года, и традиционно на повестке дня - подготовка учебных заведений. Как Вы оцениваете уровень подготовки школ с точки зрения пожарной безопасности? С какими проблемами чаще всего приходится сталкиваться?

            - На территории Брянской области расположено 514 общеобразовательных школ. Проверки объектов образования области органами государственного пожарного надзора осуществляются в течение года по плану. За 2015 год проведено более 400 плановых и внеплановых проверок. На сегодняшний день состояние пожарной безопасности указанных учреждений не вызывает особых опасений. В ходе проверок особое внимание уделяется состоянию систем автоматической пожарной защиты, путей эвакуации, наличию и исправности первичных средств пожаротушения, знанию обслуживающим персоналом своих обязанностей на случай возникновения пожара.

            Благодаря пониманию необходимости соблюдения мер пожарной безопасности со стороны руководителей проверяемых организаций и органов местного самоуправления к началу учебного года все выявляемые нарушения устраняются, и начиная с 2010 года мы принимаем все школы области заблаговременно до начала учебного года.