Центр / Эксклюзив 19 января 2015 г. 17:53

Начальник Северной железной дороги В.Билоха: "Наша задача - обеспечение устойчивости и эффективности железнодорожного транспорта"

Начальник Северной железной дороги В.Билоха: "Наша задача - обеспечение устойчивости и эффективности железнодорожного транспорта"

            События 2014 года оказали влияние на все сферы жизни нашей страны, скорректировали бизнес-стратегию многих компаний. С какими результатами завершила год Северная железная дорога - основная транспортная артерия нескольких регионов Севера России? Как оценивают железнодорожники перспективы развития магистрали в году наступающем? Об этом в интервью "Интерфаксу" рассказал начальник СЖД Василий Билоха.

            - Василий Александрович, склонны ли Вы считать сегодняшнюю ситуацию в экономике страны кризисной? Как на ее фоне выглядит работа железной дороги?

            - В декабре состоялось итоговое заседание правления ОАО "РЖД", на котором обсуждались результаты работы железнодорожного транспорта в 2014 году. Нам, как и всем филиалам компании, работать пришлось в непростых условиях разрыва между экономическими прогнозами, заложенными в основу бюджета, и реальной ситуацией в экономике. К тому же в прошедшем году не были проиндексированы железнодорожные тарифы. Выйти на безубыточный уровень удалось за счет использования внутренних резервов, достаточно жесткой оптимизации расходов и повышения эффективности производства.

            Я считаю, что Северная железная дорога внесла достойный вклад в общекорпоративный результат. Все предъявленные к перевозке объемы грузов нами были вывезены - а это почти 63 миллиона тонн. Ситуация в экономике не позволила нам нарастить объемы погрузки, но мы сделали большой шаг вперед в направлении повышения качества перевозок. На дороге значительно возросла надежность и скорость доставки грузов, сократились простои вагонов и локомотивов, повысился уровень исполнения графика движения поездов. Совершенствуется организация тяжеловесного и длинносоставного движения. Продолжается развитие интенсивных технологий пропуска транзитного вагонопотока через решающие железнодорожные узлы. Мы активно внедряем полигонные технологии управления локомотивным парком и более тесно взаимодействуем с соседними железными дорогами.

            - В течение года Северная железная дорога несколько раз объявляла о достижении рекордных объемов передачи вагонов. О чем говорят эти показатели?

            - Этот результат действительно есть. В прошлом году мы вышли на новые рубежи по передаче вагонопотока - среднесуточная сдача вагонов выросла на 8,6%, и это довольно высокий показатель. Сегодня профессионализм работников дороги и ее диспетчерского аппарата позволяет справляться с вагонопотоком в 16-16,5 тысяч единиц. Еще четыре года назад этот рубеж не превышал 11 тысяч вагонов.

            Основой повышения эффективности работы стал "Единый технологический процесс Северной железной дороги". В этом документе впервые были собраны и взаимоувязаны все технологические параметры работы каждого подразделения дороги. Внедрение разработанной технологии организации эксплуатационной работы дороги позволило изыскать дополнительные резервы для выполнения плана перевозок и эффективного использования ресурсов, повышения производительности труда - без дополнительного инвестирования финансовых средств.

            - Какие преимущества на рынке перевозок дают Северной железной дороге интенсивные технологии, которые используются на магистрали?

            - "Российские железные дороги" - транспортно-логистический холдинг, который сегодня предоставляет грузоотправителям не только базовую услугу перевозки груза, но и целый комплекс сопутствующих услуг.

            Для того чтобы грузоотправитель оценил преимущества железнодорожного транспорта, мы внедряем технологии, значительно увеличивающие скорости доставки груза, и увеличиваем количество направлений, на которых можем конкурировать с автотранспортом.

            В течение года по СЖД проследовало свыше 900 грузовых поездов по расписанию. Они доставляют грузы в пункт назначения вдвое быстрее обычных поездов. Эта услуга сегодня востребована, и мы развиваем ее. Начиная с августа 2014 года, грузы по расписанию в "быстром" поезде может отправить не только крупный грузоотправитель, но и клиент, оперирующий небольшими объемами грузов, в составе сборных грузовых поездов - "Грузовых экспрессов". Мы уже отправили 4 таких состава в тестовом режиме и в наступившем году будем расширять эту практику.

            Наш клиент становится все более требовательным, и мы идем ему навстречу. Последовательно внедряется услуга предоставления грузоотправителям персональных менеджеров. Транспортное обслуживание организовано по принципу "одного окна" - клиент заключает с нами единый договор на комплекс услуг по перевозке, погрузке, выгрузки и прочим услугам.

            Помимо развития новых технологий и услуг, предоставляемых на их основе, мы уделяем огромное внимание формированию новой корпоративной культуры, в которой каждый сотрудник нацелен на клиентоориентированное поведение и соблюдение кодекса деловой этики.

            - Не повлияла ли оптимизация расходов на программы развития Северной железной дороги? Как вы сегодня расставляете приоритеты?

            - Мы в полной мере реализовали запланированную инвестиционную программу. В целом, 14,2 миллиарда рублей вложено ОАО "РЖД" в развитие Северной магистрали. Основное внимание уделено проектам по устранению узких мест в инфраструктурном комплексе. На самых грузонапряженных участках мы продолжили усиление пропускных способностей. Идет реконструкция ст. Череповец II, строительство третьего главного пути перегона Череповец - Кошта. Проводится техническое перевооружение устройств железнодорожной автоматики участка Кизема - Удима и устройств электроснабжения участка Ярославль-Главный - Данилов, а также реконструкция устройств контактной сети перегона Балакирево - Александров.

            Важный шаг со стороны ОАО "РЖД" сделан в рамках повышения экологической безопасности нашей деятельности. В Ярославле создан комплекс термического обезвреживания отходов с применением самых современных технологий.

            Одним из крупных проектов в пассажирском комплексе стала реконструкция вокзала Рыбинска. В результате воссоздан первоначальный облик здания, построенного в начале XX века. Мы много сил вложили в этот проект, и я доволен его результатом. Нашим вкладом в спортивную инфраструктуру Ярославской области станет возведение многофункционального комплекса ХК "Локомотив". 

            В 2014 году продолжилось техническое перевооружение Диспетчерского центра управления перевозками (ДЦУП), который объединяет теперь все элементы автоматизированных систем управления ДЦУП, ЦУСИ и Центра управления тяговыми ресурсами Северного полигона, предоставляя пользователям расширенный информационный ресурс для принятия комплексных решений.

            - Информационные технологии и программные комплексы, которые вы используете в управлении перевозками - кто является их автором?

            -У нас есть люди, которые могут и умеют это делать. Потенциал наших разработчиков действительно очень высок. Сегодня практически все ключевые технологические процессы ОАО "РЖД" включают использование автоматизированных систем. И отладка, доработка многих из них происходит на полигоне СЖД. В 2014 году завершена работа над программным комплексом АС ЦУТР СП (Автоматизированная система Центра управления тяговыми ресурсами Северного полигона), и руководством компании принято решение о его тиражировании на всю сеть железных дорог России. Могу назвать еще один яркий пример. Наши специалисты провели успешную работу над информационно-справочной системой "Рабочее место старшего дорожного диспетчера", также принятой для тиражирования в ОАО "РЖД". Необходимо было объединить все железнодорожные информационные системы и консолидировать информацию в едином центре ответственности. В результате получился новый продукт, который позволяет оперативно оценить эксплуатационную обстановку на дороге и принимать обоснованные управленческие решения. Особенность систем, которые создают наши специалисты, заключается в том, что инициатива их создания идет "снизу" - от пользователей-практиков.

            - Какие главные задачи стоят перед СЖД в 2015 году?

            - Правлением ОАО "РЖД" для Северной железной дороги определены важнейшие задачи на будущий год: продолжение инвестиционной программы развития магистрали, дальнейшее внедрение и совершенствование сквозных и полигонных технологий перевозок, развитие корпоративной системы управления на полигоне СЖД. Ни для кого не секрет, что работа "Российских железных дорог" имеет огромное значение для каждого региона России. Наша общая задача - обеспечить устойчивость и эффективность железнодорожного транспорта, продолжить модернизацию. Безусловно, СЖД предпримет все необходимые меры для выполнения поставленных задач. В целом мы с оптимизмом смотрим в будущее.