Центр / Эксклюзив 1 февраля 2010 г. 16:00

Начальник Северной железной дороги Василий Билоха: Результаты работы Северной магистрали в 2009 году свидетельствуют о постепенном и уверенном росте

В 2009 году предприятия и компании работали в непростой экономической ситуации. О том, каких результатов удалось достичь в минувшем году филиалу ОАО "РЖД" - Северной железной дороге и планах на 2010 год в интервью "Интерфаксу" рассказал начальник СЖД Василий Билоха.

Начальник Северной железной дороги Василий Билоха: Результаты работы Северной магистрали в 2009 году свидетельствуют о постепенном и уверенном росте

Василий Александрович, как бы Вы охарактеризовали 2009 год? Удовлетворены ли Вы результатами работами?

2009 год для всех железнодорожников страны и для работников Северной магистрали, в частности, был достаточно стабильным. Итоги работы магистрали говорят о постепенном и уверенном росте практически всех финансово-экономических показателей: план погрузки выполнен на 100,6%, грузооборота – на 102,9%, задание по производительности труда – на 107,4%.

А главное – в это непростое время нам удалось сохранить кадровый потенциал дороги. Такой результат стал возможен благодаря реализации масштабной антикризисной программы, разработанной ОАО "РЖД" в 2008 году.

Разумный, профессиональный подход менеджеров компании и дороги позволил правильно скоординировать эксплуатационные расходы, инвестиции и сбалансировать фонд оплаты труда. В рамках программы мы переформировали вагонопотоки, изъяли из эксплуатации лишние локомотивы, перешли на энергосберегающие технологии, применили метод щадящей мотивации.

Констатирую: у СЖД все получилось, и я полностью удовлетворен результатом.

С какими трудностями столкнулась СЖД в ушедшем году и насколько оперативно удалось их преодолеть?

Работа Северной железной дороги в прошлом году была направлена на обеспечение устойчивого и эффективного транспортного обслуживания полигона СЖД в условиях кризиса, спада производства и падения спроса на перевозки железнодорожным транспортом. Выручка, начисленная за грузовые перевозки за 2009 год составила 38,2 млрд рублей, что ниже аналогичных показателей 2008 года на 12,3%. Особенно существенный урон дороге нанесло свертывание производства по ОАО "Северсталь". Дорога недополучила доходов, по сравнению с прошлым годом, более чем на 35%.

В течение 2009 года работа дороги в части выполнения объемных и качественных показателей оценивается неоднозначно. В первом квартале уровень снижения объемов перевозок к 2008 году составил 15%, но уже к марту магистраль вышла на уровень выполнения в 95% к предыдущему году и с сентября грузооборот выполнялся на уровне 2008 года.

Каких результатов удалось достичь благодаря реализации программы антикризисных мероприятий?

Реализация антикризисных мероприятий позволила сэкономить с начала года 3,8 млрд рублей. Программа реализовывалась по двум направлениям: технико-технологические мероприятия (2,8 млрд. рублей) и организационные мероприятия (1 млрд рублей). За счет реализации мероприятий антикризисной программы реализовывались потребности дороги в содержании технических средств, не заложенные в первоначальный бюджет.

Часть сэкономленного ресурса (более 2,5 млрд рублей) была направлена на социальную поддержку железнодорожников: сдерживание снижения уровня заработной платы, на социальные выплаты (100 млн рублей), выплаты по добровольному медицинскому страхованию (45 млн рублей) и в негосударственный пенсионный фонд (410 млн рублей).

Как известно, убыточной сферой деятельности СЖД остаются пассажирские перевозки в пригородном сообщении. Какие убытки понесла магистраль в 2009 году? Какие меры предпринимались для их минимизации?

По итогам работы 2009 года убытки от перевозки пассажиров в пригородном сообщении составили более 1 миллиарда 88 миллионов рублей.

Между Северной железной дорогой и Ярославской, Ивановской, Костромской, Кировской, Архангельской областями, Республикой Коми заключены договоры на организацию пригородных пассажирских перевозок. Договорами на транспортное обслуживание населения предусмотрено выделение регионами субсидий на покрытие убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов в пригородном сообщении. Поступление дотаций денежными средствами за 2009 год составило 191,6 млн рублей при плане 135 млн рублей. (141,9%). С учетом дотаций, без учета проезда железнодорожников убытки составили более 897 млн. рублей. Процент покрытия убытков дотациями субъектов Федерации составляет 12,3%, в то же время процент покрытия расходов доходами, включая дотации, составит 35,6%. В целом, вопрос взаимодействия с регионами в части компенсации убытков магистрали крайне важный и непростой, над которым предстоит много работать. В 2010 году планируем добиться компенсации убытков от регионов на уровне 50%. А для нас первоочередной задачей в 2010 году станет увеличение доходов и исключение безбилетного проезда пассажиров в поездах пригородного сообщения.

Какие цели ставит перед собой СЖД в 2010 году?

Компания планирует увеличить объем перевозок на 3,7%. В планах Северной – увеличение погрузки, грузооборота, улучшение эксплуатационных показателей, показателей по использованию подвижного состава, производительности труда, построение экономики таким образом, чтобы не было снижения заработной платы.

Бюджет СЖД на 2010 год сформирован из следующих посылок: погрузка установлена по фактическому результату 2-го полугодия 2009 года (164 тыс. тонн в сутки, что составляет прирост к текущему году в 3,8%). Ожидаемая выручка составит 52 млрд. 772 млн рублей (прирост составит 12,8%).

Что касается инвестпрограммы, то ее объем на 2010 год составит 7 млрд. 240 млн рублей. Основная часть средств по-прежнему будет направлена на модернизацию инфраструктуры дороги и техническое перевооружение предприятий и подразделений.

Значительные средства вкладываются сегодня в модернизацию и обновление тягового подвижного состава. В 2010 году на эти цели будет выделено более 300 млн рублей. Большое внимание в 2010 году будет уделено обновлению вагонного хозяйства дороги. Более 30 млн рублей будет потрачено на приобретение оборудования для развития эксплуатационных предприятий вагонного хозяйства. Инвестиции в пассажирские перевозки в целом составят 220 млн рублей. В сферу охраны труда и промышленной безопасности в 2010 году будет инвестировано более 22 млн рублей.

Интервью подготовила Татьяна Емельянова.