В Ярославской области в феврале 2013 года принята концепция социально-экономического развития до 2025 года. Правительство области ставит задачу войти в число двадцати регионов России по уровню экономического развития и в десятку лучших - по качеству жизни. В регионе завершается работа над стратегией, которая позволит достичь поставленных целей. О том, какие вопросы будут решаться в рамках стратегии, в интервью "Интерфаксу" рассказал директор управления стратегического планирования правительства Ярославской области Дмитрий Гражданов.
- Дмитрий Николаевич, в чем принципиальное отличие между концепцией и непосредственно стратегией развития?
- Не секрет, что для эффективного развития области необходимо иметь среднесрочный и долгосрочный план изменений во всех сферах. Концепция, по сути, это видение в целом наших основных, я бы сказал, принципиальных целей, которых мы хотим достичь к 2025 году. Но знать цели - это полдела, необходимо выработать механизмы их достижения. В рамках формирования стратегии и вырабатываются принципы и механизмы достижения. Сейчас ее создание находится на завершающем этапе, думаю, в октябре она будет окончательно сформирована, и мы представим ее для широкого общественного обсуждения. Основной координатор этого процесса - управление стратегического планирования. Перед нами стояла задача не только выявить проблемные точки в различных отраслях, но и определить причины их возникновения, а затем с привлечением чиновников, экспертов, бизнеса, общественности, депутатов выработать общие подходы, которые позволили бы коренным образом изменить ситуацию в каждом конкретном случае. Сгенерированные в ходе обсуждений идеи предлагаются на рассмотрение и утверждение президиума стратегического совета области во главе с губернатором. Должен сказать, что работа эта очень кропотливая, но благодаря ей мы видим суть проблем и можем определить точки, воздействие на которые позволит качеству жизни в регионе неукоснительно расти. Если же говорить о разделах стратегии, то укрупненно можно выделить четыре: коммерческий сектор экономики (делится по отраслевому принципу); социальная отрасль - здравоохранение, образование, культура, массовый спорт; инфраструктура - дороги, трубопроводы, газопроводы, водопроводы и т.п.; четвертый - институты власти, которые также должны развиваться, чтобы власть могла эффективно выполнять свои функции.
- Означает ли все вышесказанное, что в стратегии будут прописаны конкретные пути решения выявленных проблем?
- Стратегия - это не досконально прописанный план мероприятий нижнего уровня, стратегия задает основные направления и механизмы решения имеющихся проблем, детальные планы мероприятий должны появиться в целевых программах регионального уровня, с помощью которых собственно и будет реализовываться стратегия. Сейчас Ярославская область по уровню экономического развития находится на 37 месте, а мы хотим попасть в двадцатку. Цифры статистических данных показывают: в регионе уменьшается доля прибыльных предприятий, снижается уровень собираемости налогов, что ведет к сокращению доходной части бюджета. При разработке стратегии идет попытка разобраться в этих явлениях, докопаться до их причин. Например, одна из разрабатываемых сейчас гипотез говорит, что большое количество наших предприятий работает на высококонкурентных, стагнирующих рынках. В таких условиях эти предприятия просто не могут показать существенный рост, тем более ситуация усугубляется вступлением России в ВТО, ощущается и масштабное давление со стороны производителей китайской продукции. В таких условиях финансовые вливания в эти отрасли экономически неоправданны. Поэтому сейчас обсуждается идея, чтобы оказывать государственную поддержку в первую очередь предприятиям, работающим на растущих, перспективных рынках. К ним относятся информационные технологии, туризм, часть обрабатывающих производств, транспорт и связь. В этом и есть стратегический подход к развитию экономики - провести стратегический анализ, выделить отрасли перспективного роста и 80% усилий власти сосредоточить на них.
- Означает ли это, что не столь перспективные отрасли будут забыты?
- Ни в коем случае. Наша задача - распределить приоритеты. Это совершенно не значит, что надо отказывать тем, кто намерен работать в других отраслях. Но, безусловно, нам необходимо развивать в первую очередь перспективные отрасли, которые в будущем позволят области не только держаться на плаву, но и решать новые задачи развития. В этом и заключается стратегический подход.
- А какой подход будет применяться в развитии АПК?
- Ярославская область - один из субъектов РФ, имеющий значительную (большую) территориальную рассредоточенность населения. Три четверти сельских жителей проживает в 148 из 6039 населенных пунктов, при этом в половине сельских населенных пунктов численность постоянного населения не превышает пяти человек. Такая распыленность не позволяет эффективно строить и содержать дороги, газопроводы, эффективно развивать инфраструктуру. Мы видим выход в создании на территории привлекательных точек роста. Не секрет, что успешно развиваются те населенные пункты, куда приходит инвестор, а он, в свою очередь, приходит туда, где есть необходимые инфраструктура и кадровый потенциал. Именно поэтому мы хотим определить наиболее перспективные населенные пункты и в ближайшее время сосредоточить основные усилия на них. Концентрируя финансовые ресурсы, мы сможем существенно повысить качество жизни не только в этих населенных пунктах, но и вокруг них, поскольку жители соседних деревень также смогут пользоваться созданной инфраструктурой.
- Каких результатов мы ждем к 2025 году?
- К 2025 году качество жизни в Ярославской области будет на уровне ведущих десяти субъектов РФ, это найдет отражение и в уровне доходов жителей, и в качестве социальных услуг, таких как здравоохранение, образование, ЖКХ и многих других. Экономика области должна будет существенно повысить свою конкурентоспособность и значительно увеличить ВРП, если попытаться перевести это в абсолютные цифры, то к 2025 году номинальный ВРП Ярославской области должен достичь значения 1,1 трлн рублей. Для сравнения: в 2011 году его объем составил 285 млрд рублей. Если не предпринимать сверхусилий и не вносить существенных корректировок в существующие подходы и мероприятия, то номинальный ВРП к 2025 году, по прогнозам, достигнет 936 млрд рублей. То есть фактически мы должны обеспечить дополнительный прирост ВРП в 189 млрд рублей. Добиться этого планируется за счет выделения и расстановки приоритетов на развитие перспективных отраслей экономики и использования специальных механизмов работы с потенциальными инвесторами.
Кроме того, до 2025 года стоит задача добиться перелома в демографической ситуации, выровнять уровни жизни в городе и на селе, увеличить ожидаемую продолжительность жизни до 74 лет.
- Дмитрий Николаевич, работа над стратегией завершится после ее утверждения?
- Понятие "завершится" здесь довольно условное. С одной стороны, да, мы выпустим документ под названием Стратегия и ему будет придан нормативный статус, но, с другой стороны, поскольку тенденции в экономике и социальной сфере постоянно меняются, наша задача - сделать этот документ "живым", т.е. отслеживать все изменения, мониторить ситуацию и при необходимости инициировать внесение уточнений. В этом смысле стратегическая работа продолжится, но несколько в другом формате.