Центр / Эксклюзив 1 июля 2014 г. 18:38

Председатель комитета по ценам и тарифам Московской области Н.Ушакова: "В Подмосковье средний рост платы граждан за коммунальные услуги ниже среднего показателя по России"

Председатель комитета по ценам и тарифам Московской области Н.Ушакова: "В Подмосковье средний рост платы граждан за коммунальные услуги ниже среднего показателя по России"

С начала июля в России начинается очередной период тарифного регулирования. Для жителей это значит, что суммы в их квитанциях на оплату ЖКУ увеличатся. Насколько ощутимым будет этот рост в Московской области? На этот вопрос "Интерфаксу" ответила председатель комитета по ценам и тарифам региона Наталья Ушакова.

- Насколько с первого июля повышаются тарифы на коммунальные услуги в Московской области?

- Тарифы увеличатся по всем видам коммунальных услуг, но их рост не превысит инфляцию. Так, для водоснабжения и водоотведения он составит 5,1%, для газа 4,2%, для электроэнергии также 4,2%, для теплоснабжения 4,7%. И, соответственно, повысится плата граждан, но не более чем на 6%. Ресурсоснабжающие организации и управляющие жилищным фондом компании должны довести новые тарифы до потребителей в соответствии со стандартами раскрытия информации.

- Известно, что тарифы на услуги тех коммунальных предприятий, которые реализуют инвестиционные программы, несколько больше остальных. Насколько увеличатся эти тарифы?

- Та раскладка, которую я вам привела, учитывает и инвестиционные программы. Для предприятий, не имеющих инвестиционных программ, рост тарифа на теплоснабжение составит в среднем по Московской области 2,9%, на водоснабжение и водоотведение – порядка 4%. Поскольку программы реализуются в течение трех-пяти лет, инвестиционная составляющая в тарифе не слишком велика, но она, безусловно, весома для коммунальных организаций. Кстати, они сейчас также приступают к активной работе: поскольку с первого июля начнут формироваться денежные средства на модернизацию, идет подготовка к конкурсным процедурам. Мы надеемся, что их успешное проведение позволит предприятиям получить экономию и в дальнейшем направить сэкономленные средства на развитие.

- Будет ли какая-либо структура регионального правительства контролировать процесс проведения конкурсных процедур коммунальными организациями?

- Предприятия осуществляют их самостоятельно. Тем не менее, мы будем настоятельно рекомендовать им воспользоваться единой информационной системой по закупкам Московской области. Это обеспечит прозрачность: мы сможем увидеть, как проходят конкурсы, какие цены и условия предлагаются. На основе этого будет проведен анализ, результаты которого, как мы надеемся, также позволят оптимизировать расходы предприятий. Работа будет осуществляться совместно с комитетом по конкурентной политике Московской области.

- Много ли в Подмосковье осталось муниципальных образований, где предприятия не приступили к реализации инвестиционных программ?

- Если взять финансовую сторону, то в текущем году организации приступят к выполнению инвестиционных программ в теплоснабжении на 2,0 млрд. рублей, в водоснабжении и водоотведении – на 600 млн. рублей. Значительное число территорий в последнее время к этой работе уже приступило. В итоге, на сегодняшний день более 60% муниципальных образований имеют инвестпрограммы. Однако в Московской области до сих пор есть крупные муниципалитеты, которые не разработали эти документы.

- Ведется ли работа с такими "запоздавшими" муниципалитетами?

- Конечно, с ними ведется непрерывная работа. Но вообще-то складывается парадоксальная ситуация. Предприятия имеют возможность получить инвестиционные ресурсы, но не делают этого, не желая отчитываться за их использование. После того, как инвестиционная составляющая включается в тариф, мы начинаем требовать ежеквартальные отчеты о расходе средств. По итогам невыполненных обязательств тариф может быть пересмотрен. Видимо, именно это обстоятельство останавливает ряд руководителей предприятий. Но, думаю, что в ближайшее время мы сможем преодолеть это препятствие и привлечь к реализации инвестпрограмм большее число территорий.

В частности, для разъяснения нашей позиции и обучения эффективным методам управления, которые позволяют грамотно реализовывать мероприятия по модернизации, мы проводим занятия с профильными специалистами муниципальных образований в подведомственном государственном бюджетном учреждении.

- Вы говорили о том, что рост платы граждан за коммунальные услуги, после увеличения тарифов не должен превысить 6%. Это утверждение верно для всех муниципальных образований Московской области?

- Практически для всех. Местные главы своими подписями подтвердили, что ни в новом высококлассном доме, ни в старом жилищном фонде на их территории рост платы жителей за коммунальные услуги не превысит 6%.

У нас есть единственное муниципальное образование – сельское поселение Никольское Одинцовского района, где рост составит не 6%, а 7%. С этой просьбой обратился к нам местный совет депутатов. Почему он принял такое решение? Это связано с требованием федерального законодательства о доведении платы граждан за коммунальные услуги до 100%.

Вообще, Московская область начала переходить на стопроцентную оплату услуг в 2005 году. Это была непростая задача: региональному бюджету приходилось поддерживать муниципалитеты, многие из которых не могли сразу аккумулировать необходимый объем средств, так как рост платы граждан каждый год ограничивается на федеральном уровне. Сегодня в Московской области практически все территории платят 100% за потребленные коммунальные услуги.

- Увеличение тарифов произойдет первого июля по всей России. Если сравнивать с другими субъектами РФ, высок или низок этот рост в Подмосковье?

- У нас рост средней платы граждан ниже среднего показателя по России.

- Как заинтересовать в экономии потребителей коммунальных ресурсов?

- Нужно ставить приборы учета. Тогда потребление будет посчитано по факту, и затраты жителей будут минимизированы. Когда это явление примет массовый характер, коммунальные предприятия будут вынуждены активнее ремонтировать сети для сокращения потерь, проводить модернизацию оборудования, чтобы снизить расход топлива и так далее. В идеале, если эти факторы учитываются, тарифы для населения растут медленнее.

Есть требования законодательства, которые необходимо исполнять и потребителям, и коммунальным организациям. Грамотный руководитель просчитывает работу своего предприятия, в том числе и в более жестких условиях. А для жителей есть задача важнее – минимизировать свои затраты. Это установка приборов учета: как индивидуальных, так и для учета общедомовых расходов.

- Те потребители, которые пока не установили счетчики, расплачиваются по нормативам потребления коммунальных услуг. Ранее вы говорили о возможности их пересмотра в Московской области. Произойдет ли это в ближайшей перспективе?

- Нормативы будут пересмотрены с первого января 2015 года. Будет применен дифференцированный подход – нормативы станут различаться в зависимости от года постройки дома, от его этажности и от муниципального образования. Так будет выстроена картина, более-менее приближенная к жизни.

Буквально сегодня (1 июля, - ИФ) на заседании областного правительства был рассмотрен вопрос о необходимости применения приборов учета. Если население вместе с управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями заранее не побеспокоится об установке таких приборов, то уже с первого января 2015 года нормативы потребления увеличатся на 10%. С первого июля 2015 года до декабря 2015 года произойдет увеличение нормативов на 20%. С первого января 2016 года – на 40%, а с первого июля 2016 – нормативы увеличатся на 50%. Это так называемые "штрафные санкции", которые будут применяться при невыполнении федерального законодательства по установке приборов учета.

- Мы говорим о росте тарифов только на коммунальные услуги. Изменятся ли расценки на жилищные услуги?

- Да. Но такое решение должно быть принято только на общем собрании собственников помещений в жилом доме. На нем может приниматься решение об увеличении трат на уборку территории, на заработную плату сотрудникам управляющей организации и так далее.

- Некоторое время назад на федеральном уровне озвучивалась инициатива об отмене ежегодного повышения платы за ЖКУ и переводе тарифного регулирования на долгосрочную систему. Реально ли сделать это в Московской области в оперативные сроки?

- Реально. В принципе, к долгосрочному тарифному регулированию мы переходим уже сейчас. На данный момент определены все необходимые для этого условия, главное из которых – наличие схем тепло-, водоснабжения и водоотведения муниципальных образований…

- Так схемы-то сейчас разработаны далеко не везде.

- Вы правы. Поэтому, в соответствии с новым законом о перераспределении полномочий, обсуждение которого сейчас идет в Московской области, предлагается наладить совместную работу региональных и муниципальных властей по разработке данных схем. Надеяться в этом отношении только на органы местного самоуправления мы уже не можем. О чем, в частности, на последнем заседании правительства говорил вице-губернатор Ильдар Габдрахманов.

Для чего нам необходимы схемы тепло-, водоснабжения и водоотведения? Когда они будут разработаны во всех муниципальных образованиях, мы увидим полную картину того, что происходит с коммунальной инфраструктурой в Подмосковье. Таким образом, станет ясна перспектива развития территории, а значит, мы сможем перейти к трех-, пятилетнему планированию тарифов. Кроме того, выполнение этой работы поможет, на наш взгляд, привлечь инвесторов. У них появится возможность осуществить более точные расчеты и, соответственно, получить твердые гарантии возврата средств.

- Когда может быть внедрено долгосрочное тарифное регулирование?

- Если все будет складываться так, как мы планируем в части распределения полномочий и формирования схем, то уже в следующем году.

- И последний вопрос: планируется ли в этом году увеличить тарифы на перевозки в общественном транспорте?

- Пока на этот вопрос однозначно ответить сложно. Мы будем пересматривать транспортные тарифы в сентябре, тогда и появится определенность. Но могу сказать, что уже сейчас идет серьезная работа в части определения тарифа на железнодорожные перевозки. Он увязывается с масштабной инвестиционной программой ОАО "Центральная пригородная пассажирская компания", результаты реализации которой уже очевидны – на ряде направлений отремонтированы платформы, пущены новые электропоезда. Конечно, всем хочется, чтобы таких приятных изменений было больше. И мы сейчас пытаемся обеспечить для этого нормативную базу. Кстати, так как речь идет о развитии транспортного узла Московского региона, в этом направлении мы активно сотрудничаем с нашими столичными коллегами.

Кроме этого, по поручению губернатора Московской области Андрея Воробьева мы сейчас рассматриваем возможность изменения системы формирования цены билетов на проезд в железнодорожном транспорте. Сегодня сложилась такая схема: чем дальше едет пассажир, тем больше он платит. Но на практике получается, что пассажиропоток в отдаленные города Подмосковья не так велик, основная масса людей направляется в ближайшие к Москве населенные пункты. Не имеет ли смысл сохранить расценки для десятикилометровой зоны вокруг столицы, а далее удешевлять билет? Над ответом на этот вопрос мы также активно работаем. Как видите, нововведений у нас много.