Эксклюзив 18 августа 2011 г. 14:35

Председатель областного оргкомитета МАКС-2011, министр транспорта Московской области П.Кацыв: "У российского авиастроения обозначилась ясная перспектива"

Председатель областного оргкомитета МАКС-2011, министр транспорта Московской области П.Кацыв: "У российского авиастроения обозначилась ясная перспектива"
Фото ИТАР-ТАСС

Председатель областного оргкомитета МАКС-2011, министр транспорта Московской области Петр Кацыв о ходе международного авиасалона МАКС-2011 и перспективах российского авиастроения.

- Предварительные итоги международного авиасалона МАКС-2011 вызвали противоречивые оценки экспертов и журналистов. Как человек, непосредственно вовлеченный в подготовку авиасалона, что бы вы могли сказать по этому поводу?

- "МАКС-2011" убедительно демонстрирует, что Россия была и остается одним из мировых лидеров в области авиастроения. В своем выступлении на церемонии открытия авиасалона Председатель Правительства РФ В.В. Путин четко обозначил перспективы развития российской авиакосмической отрасли.

Во-первых, на мой взгляд, очень важно, что эта отрасль входит в число стратегических приоритетов государственной промышленной политики. Нынешний мировой финансовый кризис – это, прежде всего, кризис спекулятивной, виртуальной экономики, разного рода «мыльных пузырей» на фондовых биржах, сверхсложных деривативов и прочих «ценностей», которые существуют только на бумаге. В этих условиях особое значение приобретает государственная поддержка реального сектора, в котором одно из ведущих мест занимает авиастроение. Эта отрасль наглядно отражает уровень технологического, если угодно, интеллектуального развития страны, и в то же время является ее «визитной карточкой» в мировом сообществе. Не случайно, что не только промышленно развитые, но и развивающиеся страны, такие, как, например, Бразилия прилагают громадные усилия к строительству собственных самолетов и выходу с этой продукцией на мировые рынки, преодолевая ожесточенное сопротивление конкурентов.

- Однако многие полагают, что вступление России в ВТО может сделать наш авиапром неконкурентоспособным.

- Думаю, эти опасения безосновательны. Как показывает опыт той же Бразилии, многолетнее членство в ВТО не мешает этой стране успешно конкурировать на мировых рынках в классе среднемагистральных самолетов. Разумеется, при государственной поддержке отрасли. И ведь речь идет о стране, где еще 20 лет назад никакого авиастроения вообще не было. Что касается России, то наша страна, начиная с послевоенного периода, устойчиво занимала ведущие позиции в отрасли.

Как подчеркнул В.В. Путин, несмотря на кризисный период, российскому руководству удалось обеспечить продвижение всех ключевых проектов как в гражданском, так и в военном авиастроении. Очень важно, что эти проекты принесли зримые результаты: мы увидели в полете истребитель пятого поколения Т-50; успешно заключаются контракты на поставку отечественным и зарубежным авиаперевозчикам нового российского среднемагистрального самолета Сухой Superjet-100, активно идет работа над самолетом МC-21, по которому также заключены контракты.

Продолжается модернизация ряда моделей самолетов, как военных, так и гражданских. И что хотелось бы особенно подчеркнуть, новая авиационная техника, производимая на российских оборонных предприятиях, реально поступает в российские ВВС. В частности, в ближайшее время на вооружение поступят 120 фронтовых бомбардировщика Су-34, планируется также поставка транспортных самолетов Ан-124 и Ил-476 и другой военной техники.

Очевиден и успех российского вертолетостроения, о чем, в частности, свидетельствуют заказы, которые получила компания «Вертолеты России» на поставку 450 вертолетов Ми-171 для российского министерства обороны и еще 40 машин для компании «Ютэйр».

- Однако до того, чтобы конкурировать с мировыми лидерами авиапрома в области производства дальнемагистральных самолетов, России еще очень далеко. Есть ли, на ваш взгляд, перспективы ликвидировать это отставание?

- Сегодня, после того, как произошла консолидация активов отечественного авиапрома под эгидой Объединенной авиастроительной корпорации, необходимо работать над модернизаций отрасли и внедрением инновационных технологий. Только на этом пути мы сможем на равных конкурировать с такими мировым гигантами, как «Боинг» и «Эйрбас», которые представили на МАКС-2011 свои современные, впечатляющие разработки в виде новейших дальнемагистральных самолетов. Кстати, эти самолеты будут закупаться и российскими авиаперевозчиками, поскольку многие компании нуждаются в скорейшем обновлении своего авиапарка.

В.В. Путин поставил задачу создания в Жуковском кластера авиапрома мирового уровня, куда войдут ведущие научные центры, КБ и опытные заводы. Такой подход позволит нам модернизировать отрасль в соответствии с современными требованиями. Этому же служат и совместные проекты, осуществляемые Россией в сотрудничестве с зарубежными странами. Это нормальная мировая практика. Стремление к автаркии, попытки производить самостоятельно все виды продукции, характерные для ряда стран после Второй мировой войны (например, Испании и, отчасти, СССР), сегодня не имеют перспективы. Успешные экономики во всем мире – это открытые экономики.

- Не секрет, что за последние годы многие российские специалисты в области авиастроения уехали за рубеж. И это тоже одно из проявлений нашей открытости. Наверное, та «среда обитания», которая существует сегодня в России и, в частности, в городе в Жуковском, не слишком способствует разработкам авиационных технологий мирового уровня. И жилье, и дороги, и социальная сфера еще очень далеки от западных стандартов.

- Согласен. Безусловно, поставленные Председателем Правительства РФ В.В. Путиным задачи требуют от нас серьезных усилий по созданию современной, комфортной среды обитания, прежде всего, по развитию транспортной и социальной инфраструктуры. Конструкторы новейшей авиационной техники, ученые, специалисты, менеджеры должны жить в современных домах, ездить по качественным дорогам, быть обеспечены всеми видами информационных технологий. Приятно, что В.В. Путин отметил те пока еще скромные шаги, которые сделаны в этом направлении: я имею в виду строительство дорог и мостов, обеспечивающих подъезд к авиасалону. Но, разумеется, это только начало. Государство, как говорится, повернулось лицом к дорожной отрасли: воссоздаются дорожные фонды, увеличивается объем средств, выделяемых на дорожное строительство, обеспечивается их своевременное поступление, реформируется, и это очень важно, система госзакупок. Не надо думать, что дороги – это какая-то вечная российская беда, неразрешимая проблема. Есть множество стран, которые эту проблему успешно решили, и Россия обязательно сделает то же самое. Если в свое время мы смогли проложить человечеству дорогу в космос, то неужели мы не можем построить качественные дороги на земле?

- Тогда несколько слов по поводу космоса. Помимо самолетов, на МАКС-2011 был представлен ряд экспонатов, относящихся к космической технике. Насколько, на Ваш взгляд, реальны перспективы возвращения лидирующих позиций России в области освоения космоса? Или нам остается только смотреть на некогда современный, а теперь уже полинявший космический «челнок» «Буран» и вспоминать о былых победах?

- На мой взгляд, хотя я здесь, конечно, не специалист, наши перспективы в области освоения космического пространства вполне реальны. Как отметил В.В. Путин, Россия вновь возвращается к программам исследования планет солнечной системы. И это совершенно логично. В отрасли накоплен громадный научный, технологический, кадровый потенциал, сложились замечательные традиции. Ни одно государство мира не сдает добровольно лидирующие позиции в тех отраслях, где в свое время ему удалось добиться успеха.

А вообще, страна, претендующая на роль мировой державы, просто обязана ставить перед собой высокие цели, связанные не только с решением повседневных проблем, но и с прорывом в будущее. Думаю, что освоение космического пространства могло бы стать одной из таких целей, одной из составляющих нашей национальной идеи, суть которой – стремление к мировому лидерству на ключевых направлениях научно-технического прогресса.

- Насколько, на ваш взгляд, российские и мировые СМИ адекватно освещают проведение авиасалона в Жуковском?

- Как человек, отвечающий за подготовку МАКС-2011 я, естественно, не оставляю без внимания выступления и публикации экспертов и политиков, посвященных этому событию, хотя, честно говоря, времени для этого у меня не так много.

В целом, как мне кажется, преобладает объективный и деловой подход, не лишенный, разумеется, критических замечаний. И там, где эти замечания в плане организации авиасалона имеют под собой реальную почву, мы обязательно постараемся их учесть на будущее.

Но вот на что бы я хотел обратить внимание, хотя, конечно, я не политический комментатор, а хозяйственник. Судя по последним публикациям, для наших оппозиционных политиков либерального толка МАКС-2011 как будто и не существует. Такой у них странный подход к окружающей действительности. Как только происходит нечто такое, за что можно попытаться упрекнуть Россию и ее руководство, эти люди голосят со всех трибун, не забывая при этом добавлять, что в России нет свободы слова. Но когда появляется законный повод для гордости за нашу страну – им это просто неинтересно.

Как это ни покажется странным, но примерно такую же позицию занял и лидер КПРФ Геннадий Зюганов, который в интервью «Эху Москвы» заявил, что новый российский самолет Сухой Superjet-100 якобы не представляет ничего интересного, что российский истребитель пятого поколения «стоит пустой» и т.п. Честно говоря, было просто странно слышать такое. Ведь все это произносилось ровно в тот момент, когда пришло сообщение о заключении контракта на поставку самолетов Superjet-100 в Индонезию, когда пилоты и технический персонал давали многочисленные интервью о том, насколько этот самолет высокотехнологичен и удобен. Как видим, данная новейшая разработка не представляет ничего интересного исключительно для г-на Зюганова, а вот для российских авиаперевозчиков и для наших зарубежных партнеров она интерес представляет, и немалый. Что касается истребителя пятого поколения Т-50, то его полет мы наблюдали на МАКСе; по мнению экспертов и военных летчиков, со временем этому самолету не будет равных в мире. Конечно, предстоит еще большая работа, прежде чем он будет поставлен на вооружение. Но разве этой работе хоть в чем-то помогает огульная и однообразная критика, вроде той, которая звучит в устах г-на Зюганова на протяжении всех последних лет?

Лично мне наши либеральные оппозиционеры, и вместе с ними - коммунист Зюганов напоминают персонажа из сочинений Козьмы Пруткова - барона фон Гринвальдуса, который, будучи отвергнутым красавицей Амалией, на протяжении многих лет сидит на камне в одной и той же позиции, не решаясь ничего предпринять. Так и наши оппозиционеры: поскольку их претензии на власть были отвергнуты в ходе выборов, они обиделись на весь мир и не замечают никаких перемен к лучшему. А перемены в данном случае заключаются в том, что наше военное авиастроение занимает ведущие позиции в мире, что в российские ВВС поставляется современная авиационная техника, что наш гражданский авиапром постепенно преодолевает кризис, реализуя проекты мирового уровня. Очень жаль, что идеологические пристрастия не позволяют некоторым политикам признать очевидное.

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще