Центр / Эксклюзив 23 июня 2017 г. 12:39

Председатель Законодательного Собрания Калужской области В.Бабурин: "Инвестиционная привлекательность калужского региона основывается на законах"

Председатель Законодательного Собрания Калужской области В.Бабурин: "Инвестиционная привлекательность калужского региона основывается на законах"

            Законодательное Собрание Калужской области в этом году успешно поработало: был принят целый ряд важных законов и законодательных инициатив. В преддверии летних каникул депутатов спикер калужского парламента Виктор Бабурин в интервью "Интерфаксу" подвел итоги весенней сессии.

            - Виктор Сергеевич, для нашего региона имеет большое значение продолжение активной инвестиционной политики, особенно в условиях действующих санкций против РФ. Какая работа проводилась Законодательным Собранием в этом направлении?

            - Если посмотреть историю инвестиционной политики Калужской области, все начиналось с принятия важнейших законов в сфере экономики. Ими мы создавали необходимые условия (для прихода в регион инвесторов - ИФ) - предоставляли льготы и преференции, включая льготу по налогу на землю, на прибыль, на имущество и т.д. Не говоря о том, что выделялась земля, и были приняты нормативные документы по этому поводу.

            Все это позволило запустить механизм. Но сейчас надо его регулировать. В Калужской области была создана особая экономическая зона (ОЭЗ), возникла необходимость в новых льготах.

            Раньше мы больше ориентировались на приход инвесторов из-за рубежа, сейчас у нас строят предприятия и крупные российские компании. Но налоговые льготы предоставляются вне зависимости от страны происхождения.

            Было принято несколько таких законов и на последнем заседании (парламента - ИФ) в июне. В частности, пониженная ставка налогообложения распространена и на резидентов ОЭЗ. Этот же закон позволит участникам региональных инвестиционных проектов пользоваться федеральной налоговой льготой - нулевой ставкой по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в федеральный бюджет.

            - Бюджет Калужской области 2017 года уже корректировали "в плюс". Можно ли говорить о положительной динамике бюджетной политики?

            - Говорить можно. Бюджет (доходы бюджета - ИФ) мы увеличили на 7,5 млрд рублей. Деньги еще не поступили, но будут направлены на различные цели, в том числе и на социальные проекты.

            Немаловажен вопрос благоустройства. Из федерального бюджета будут выделены порядка 262 млн рублей на создание комфортной городской среды. Еще более 280 выделит область и муниципалитеты. Я был в Спас-Деменске, Бетлице, Жиздре. Все главы муниципальных районов отмечали рост бюджетных поступлений. Можно судить, что экономика начинает разгоняться. Но ведь и в целом по области 2016 год закончился благополучно.

            Да, бюджет 2015 года (доходы бюджета - ИФ) превысил 50 млрд рублей. В 2017 году доходы бюджета со всеми поступлениями запланированы на уровне 48 млрд рублей. Дефицит определенный наблюдается. Регион - не дотационный. Мы можем рассчитывать только на то, что заработали. Если бы мы имели плюсом 2-3 млрд - по многим позициям усилили работу, в том числе, по здравоохранению и другим сферам, не вели активную работу по оптимизации, хотя я и ее сторонник.

            - К вопросу об оптимизации здравоохранения. Что Вы думаете об укрупнении, централизации учреждений здравоохранения области? Например, хирургических больных из Думиничей решено с сентября направлять в райцентр в Сухиничи. И как вы охарактеризуете состояние медицины в регионе в целом?

            - Давайте вспомним недавнее прошлое. Когда у нас сокращались родильные отделения, было много шума, криков, в конечном итоге сейчас к этому все отнеслись одобрительно. Врач, который принимает всего по пять-десять родов в год, не имея должной практики, теряет квалификацию. Это приводило к плачевным последствиям.

            На сегодняшний день у нас остались семь родительных отделений. Мы запустили областной перинатальный центр. Там уже родились почти 2 тыс. детей. Показатель детской смертности сократился в 1,4 раза.

            Должную медпомощь надо оказывать в центрах, и диагностическую, и специальную. В каждой районной больнице узкопрофильное оборудование держать и нецелесообразно. Остается важный вопрос доставки больного. Для этого нужна специальная техника, мы ее приобретем.

            Но тогда у нас должны быть хорошие дороги, чтобы не часами ползти до больницы. Если мы все это организуем, для людей будет проще и лучше получать медпомощь в спецучреждениях. Многие же сегодня ездят к высококвалифицированным специалистам в Москву? Но первую хирургическую помощь оставят больницам, как и койко-места.

            - Кто будет отвечать за эти маршруты?

            - За все будет отвечать министерство здравоохранения Калужской области. У нас в Заксобрании среди депутатов аж шесть докторов. Мы создали рабочую группу, чтобы они сказали, что необходимо для дальнейшего развития здравоохранения региона, что мы делаем правильно, что нет. Я жду от них предложений.

            - Проект по созданию комфортной городской среды активно обсуждается в муниципалитетах. Как вы думаете, удастся ли навести порядок на придомовых территориях?

            - Как я уже сказал, на городскую среду в целом выделено более полумиллиарда рублей, громадные деньги. Если мы направим их на благоустройство дворов, сможем увидеть результат. Но есть определенные условия: нужно желание жителей дома, готовность участвовать в процессе и наличие общественной комиссии. Сами добились средств, сами проконтролируйте, что у вас делается. Плюс еще одно - сделали детскую площадку или спортивный уголок, управляющая компания должна принять объект на свой баланс и вместе с жителями следить, чтобы все это не было разбито.

            Никакого административного давления. Все решения о том, какие дома войдут в проект, принимаются общественной комиссией. Проект рассчитан на 2017-2022 гг. Если мы в этом году справимся, в следующем размер выделенных средств может оказаться больше.

            - Одна из самых проблемных тем - ЖКХ. Какие решения в этой сфере были приняты калужскими депутатами в этом году?

            - ЖКХ - не проходящая и наиболее волнующая тема. Но мы там никак не добьемся системной работы. Люди до сих пор не свыклись с квитанциями на оплату общедомовых нужд. Кто живет в частном доме, у того таких вопросов нет. Мы никак не можем приучить людей к мысли, что в многоквартирном доме человек - хозяин дома, а к своему хозяйству нужно относиться по-хозяйски.

            Вынуждены были в этом созыве - хотя это не было предусмотрено регламентом - снова создать депутатскую комиссию по вопросам ЖКХ. Ее возглавила Татьяна Дроздова. Я удивляюсь и с благодарностью смотрю, как она работает. Она - директор школы в Калуге, учитель, но настолько разбирается во всех вопросах ЖКХ! Ведет просветительскую работу со всеми. Люди ее понимают.

            Во многих случаях напряжение вызывает недостаточная информированность, незнание законов. И у нас очень слабая работа управляющих компаний (УК). Мы выступили с законодательной инициативной, что если УК работает "на себя", то есть, деньги собирает, но имеет миллиардные долги пред ресурсоснабжающими организациями, она должна лишаться лицензии.

            - Один из вопросов, который прозвучал на прямой линии с президентом РФ Владимиром Путиным, касался эффективного землепользования. Как Калужская область возвращает земли в оборот?

            - Добиться полного использования земли, я считаю, возможно только экономическими методами. Если взял гектар и не в состоянии его обрабатывать, - плати. Мы уже сделали шаг в этом направлении и повысили ставки налогов на неиспользуемые земли.

            То, что сегодня муниципалитеты получили возможность выкупать землю, это - полумера. Да, в каких-то случаях можно так сделать. Но если человек держал 3 тыс. га, никак их не использовал, они заросли бурьяном и кустами, мы должны еще и деньги ему отдавать? Поэтому депутаты внесли поправку, что стоимость земли должна определяться за вычетом затрат на ее рекультивацию.

            У нас есть поручение президента по мониторингу закона, касающегося земли. Мы создали такую мониторинговую комиссию в регионе. Земля должна работать!

            Владимир Владимирович правильно обозначил проблему. Но он во все области не съездит, порядок мы должны наводить сами, начиная с муниципального земельного контроля. Комиссии должны работать, составлять соответствующие акты, направлять в суды и т. д. Без нас эту работу никто не сделает.

            - Собственно, этому же способствует и принятый на последнем заседании закон об определении перечня особо ценных сельскохозяйственных угодий, которые нельзя использовать для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства?

            - Да. И в тот же день мы также приняли поправки в региональный закон о регулировании отдельных правоотношений, связанных с охраной окружающей среды. Документ предусматривает создание в регионе системы непрерывного экологического воспитания. Это очень актуальная инициатива, ведь зачастую в вопросах экологической безопасности мы боремся лишь с последствиями негативной деятельности человека. При этом бережное отношение к природе, законопослушание нужно воспитывать уже с раннего возраста.

            - Несколько лет назад в Калужской области был введен депутатский контроль за ремонтом дорог. Насколько он эффективен сейчас?

            - На примере Медынского района скажу, что если бы депутатский контроль был создан и работал так как в Мещовском районе, трассу Медынь- Верея не пришлось бы по десять раз переделывать. Наверняка местные депутаты знают все проблемные места этой дороги.

            Сегодня на каждый сантиметр трасс выделяются деньги. На них должны быть проделаны определенные работы. Если записали, что стоимость дороги такая-то, должно быть прописано, что, как и где делать. Очистка от снега, дорожный ремонт, окашивание, поправка кюветов и т. д. У нас есть очень добросовестные дорожники, но встречается и полная им противоположность.

            Если мы будем спрашивать, как положено, все будет в лучшем состоянии. Многие депутаты в районах это уже делают. По предложению губернатора стали создавать эти комиссии. Областная должна быть центральным звеном, но комиссии должны быть созданы в каждом районе...

            Депутатский контроль должен касаться не только дорог, но и других сфер жизни. Я убежден, что все, что на территории муниципального округа, находится в ведении местных депутатов.

            - Работа по патриотическому воспитанию в приоритете у калужского Законодательного Собрания. Присваиваются звания населенным пунктам - рубеж воинской славы, город трудовой славы, учреждены юбилейные медали. Проходят тематические фестивали. Насколько все это эффективно?

            - Тема патриотизма нас всех объединяет, независимо от политических взглядов и религиозных убеждений. Суть в том, что мы должны любить великую Родину, знать и уважать историю. А дальше пошли подтемы - надо уважать соседа, хранить семью и т.д.

            Есть камни, на которых строятся эти отношения. Один из таких грандиозных фундаментов - Победа в Великой Отечественной войне. Это то, что нас объединяет. Хочу поделиться личными впечатлениями. В этом году на День Победы решил пройти в строю "Бессмертного полка". Получилось, что 15 лет назад в Людиново обнаружил могилу своего деда, погибшего во время войны. Но не было ни фотографий, ничего. Внучка нарисовала собирательный образ бойца, мы сделали с ней плакат, и я, будучи в Козельске на праздновании, решил с ним пройти. Еле дошел. Это настолько впечатлительно, настолько эмоционально. Когда наблюдаешь со стороны, это совершенно не то.

            Просто патриотизм голыми словами не выстроишь. Что-то должно быть, в том числе и в законодательном плане. То, что мы угадали с принятием закона о городе воинской доблести, о рубеже воинской доблести, что мы сделали закон по патриотическому воспитанию, о трудовой доблести, - мы 100% попали в точку. Те регионы, на территориях которых велись боевые действия, они все переписали наши законы.