- Владимир Николаевич, в ноябре депутаты ЗС приняли закон, позволяющий многодетным семьям, стоящим в очереди на улучшение жилищных условий, получить земельный участок под строительство. Как шла работа над этим законопроектом? Есть ли уже в районах примеры предоставления наделов многодетным семьям?
- Этот закон принят, с одной стороны, для того, чтобы поддержать многодетную семью, дать возможность построить свой дом на своей земле, а с другой стороны, - чтобы простимулировать рождаемость во Владимирской области. Когда семья принимает решение родить или усыновить третьего ребенка, им необходима уверенность в том, что органы власти, в том числе и региональные, поддержат их.
Согласно принятому депутатами закону, земельные участки предоставляются органами местного самоуправления гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях и имеющим троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих с ними. Эти участки обязательно должны быть оформлены на праве общей долевой собственности на всех членов многодетной семьи.
Важно отметить, что все расходы по межеванию земель берут на себя органы местного самоуправления – эти деньги уже заложены в местных бюджетах на следующий год, поэтому решение о предоставлении земельного участка принимается в отношении земельных участков, прошедших государственный кадастровый учет. Перечень сформированных земельных участков размещается на официальных сайтах органов местного самоуправления, и заявитель может выбрать себе любой понравившийся земельный участок, как только подойдет его очередь. Семья имеет право дважды отказаться от предложенных ей участков без снятия с очереди. Минимальный размер предоставляемых земельных участков установлен законом и составляет шесть соток, при этом органы местного самоуправления вправе повысить размеры наделов, если у них есть такая возможность. Например, в Петушинском районе многодетным семьям будут выдавать по восемь соток. Законодательное Собрание, безусловно, приветствует это. Также законом предусмотрено, что достижение ребенком возраста 18 лет после принятия гражданина на учет для предоставления земельного участка не является основанием для отказа в выделении участка.
Закон вступил в силу, и органы местного самоуправления активно работают над его реализацией. Так, например, в городе Радужном уже сформировано четыре земельных участка, один из которых на данный момент оформляется в собственность многодетной семьи.
При этом стоит отметить, что закон в нынешней его редакции требует серьезной доработки. Потребность в поддержке существует у всех многодетных семей. Поэтому следующим этапом совершенствования данного закона станет отказ от деления многодетных семей на нуждающихся и не нуждающихся. Ведь оно очень условно. Полагаю, что верно будет изменить закон таким образом, чтобы землю могли получить все многодетные семьи без исключения. Это будет своеобразной благодарностью всем, кто сохраняет и преумножает главное богатство нашей страны, - тем, кто рожает и растит детей.
- Сохранится ли социальная ориентированность региональной бюджетной политики в 2012 году? Не ухудшится ли финансирование социальной сферы в связи с изменениями в бюджетном законодательстве?
- Никаких глобальных изменений в бюджете 2012 года не будет. В 2012 году прогнозируемый объем доходов составит 35 млрд рублей, расходов – 38,7 млрд рублей, дефицит бюджета – 3,7 млрд рублей. Он, как и бюджет предыдущих лет, будет максимально социальным, а потому предельно дефицитным. Основную долю в расходах областного бюджета на 2012 год – около 70% – займут социальные отрасли. Собственно на социальную политику будет направлено 22,5% расходов, на образование – 21%, на здравоохранение – 23,6%.
- На чем основываются предположения, что к 2015 году бюджет региона сможет обходиться без федеральных дотаций?
- Выход региона на бездотационность предусмотрен федеральным бюджетом. Федерация с каждым годом направляет все меньше средств на выравнивание областного бюджета. Если в 2008 году сумма дотаций составляла 4 млрд рублей, в 2011 году – 3 млрд, то в 2012 году планируется уменьшить дотации на выравнивание до 2-х миллиардов, а в 2013 году - до одного. И это для региона огромный плюс. Снижение дотации означает, что в нашей области высокие темпы развития, позволяющие активно наращивать свой налоговый потенциал.
Наращивание налогового потенциала позволит нам в обозримом будущем создать и региональный стабилизационный фонд, чтобы поддержать предприятия во время кризиса.
- Сегодня много говорится о том, что следует повысить зарплату учителям и воспитателям детских садов. Как во Владимирской области решается эта проблема? Какие средства на эти цели заложены в бюджете 2012 года?
- Расходы на образование в 2012 году составят 8 млрд 125 млн рублей. Это позволит довести в 2012 году среднюю заработную плату учителей до уровня среднемесячной заработной платы в экономике – учитель в среднем будет зарабатывать около 15 тыс. рублей.
Кроме того, в рамках модернизации системы общего образования нами выделены средства на развитие и укрепление школьной инфраструктуры, ремонт помещений общеобразовательных школ, учебные расходы, повышение квалификации учителей, создание центров дистанционного обучения в образовательных учреждениях.
Предусмотрены средства и на строительство общеобразовательных школ в городах Лакинске, Кольчугине и с. Энтузиаст Юрьев-Польского района, на строительство детского сада в пос. Иванищи Гусь-Хрустального района.
- Будет ли во Владимирской области действовать программа по выделению врачам, которые согласятся проработать на селе 5 лет, подъемных в размере 1 млн рублей?
- Принятие и реализация данной программы, как на федеральном, так и на региональном уровнях, помогли бы решить целый комплекс проблем: это и обеспечение жильем молодых специалистов, и нормальное медицинское обслуживание сельского населения, и в целом проблема сохранения российского села. На федеральном уровне разработкой этого закона или пакета законов займется новый состав Думы. Хотя уже сейчас есть попытки внести ряд поправок в жилищное законодательство, которые, например, позволят бесплатно выделять землю жилищно-строительным кооперативам, обеспечивающим бюджетников жильем. Также им могут быть переданы земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, без проведения торгов.
Важно отметить, что и в нашем регионе предпринимаются попытки обеспечить доступным жильем бюджетников как в городе, так и на селе. Во Владимире городской ипотечный фонд совместно с мэрией работает над программой "Социальная ипотека". Она предполагает бюджетную поддержку работников бюджетных учреждений здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта по трем основным направлениям: субсидирование ипотечного страхования для снижения первоначального взноса по ипотечному кредиту с 30% по классической ипотеке до 10% по социальной ипотеке; субсидирование первоначального взноса в размере 10% от стоимости приобретаемого жилья; субсидирование ежемесячных платежей в течение 5 лет в размере до 50% от суммы ежемесячного платежа за счет средств бюджета Владимира. Только во Владимире эта программа позволит обеспечить собственным жильем 360 работников бюджетной сферы. Наша задача – перенести этот положительный опыт на всю область.
Что же касается стимулирования молодых работников на селе, то и в этой сфере мы пытаемся найти дополнительные возможности. На октябрьском заседании Заксобряния мы внесли изменения в закон о развитии сельского хозяйства, которыми предложили установить меры государственной поддержки для работников села, в частности, предусмотрели и целевую контрактную подготовку специалистов, повышение квалификации, а также единовременную денежную выплату молодым специалистам. Те, кто получил высшее образование, получит 50 тысяч рублей, среднее или начальное – 30 тысяч рублей. Кроме того, предполагалась и небольшая, но ежемесячная выплата молодым специалистам, только начинающим работать на селе. Важно отметить, что помимо помощи молодым работникам села этот закон позволил бы наладить так называемое частно-государственное партнерство, т.к. все выплаты финансировались бы совместно из регионального бюджета и из кармана работодателя в пропорции 70% к 30% соответственно. Однако губернатор оставил наш закон без подписания, поэтому мы отправили закон на согласительную комиссию – будем договариваться, т.к. поддерживать село просто необходимо.
- С 1 января 2012 года в районах упраздняются управления здравоохранения, и все полномочия передаются на областной уровень. Как будет профинансирована эта работа? Какие средства предусмотрены на здравоохранение в бюджете 2012 года? Куда они будут направлены?
- На здравоохранение в проекте бюджета следующего года запланировано более 9 млрд рублей. Они пойдут, в том числе, и на реализацию программы "Модернизации здравоохранения Владимирской области на 2011-2012 годы". Планируется завершение строительства перинатального центра во Владимире, строительство пристройки хирургического корпуса онкологического диспансера, реконструкция здания поликлиники диспансера, проведение капитального ремонта в 12 учреждениях здравоохранения.
Предусмотрены средства и на реконструкцию дома ребенка в г.Гусь-Хрустальном, Муромского медицинского колледжа, на строительство и реконструкцию ФАПов в Александровском, Меленковском, Петушинском и Собинском районах.
Что же касается передачи полномочий, то согласно федеральному закону, все муниципальные медицинские учреждения должны перейти в ведение области. Федеральный закон о передаче полномочий по оказанию медицинских услуг возвращает в здравоохранение централизацию. Более 90% всех средств, выделенных на здравоохранение, пойдут в фонд ОМС и будут направляться в те регионы, где житель России реально получил медицинскую помощь. Таким образом, всем, кто имеет страховой полис, должны оказать медицинскую помощь без оглядки на прописку. И это огромный плюс.
Однако полной ясности в том, как с минимальными потерями перевести учреждения здравоохранения с муниципального на областной уровень, пока нет. Поэтому буквально на последнем заседании депутаты внесли изменения в закон о здравоохранении, которые устанавливают новый порядок назначения на должности руководителей государственных учреждений здравоохранения. Предложения о кандидатурах могут вносить депутаты Законодательного Собрания, губернатор области и органы местного самоуправления, а назначать их на должность будет орган исполнительной власти по предложениям ЗС. Это, с нашей точки зрения, повысит уровень ответственности руководителей учреждений здравоохранения.
- С будущего года возобновляется деятельность областного дорожного фонда. Дороги в нашей области оставляют желать лучшего, особенно муниципальные. Сколько средств будет направлено на их строительство и реконструкцию? Какие важные объекты будут строиться?
- На финансирование дорожного хозяйства в 2012 году предусмотрено около 3 млрд рублей. В связи с созданием дорожного фонда планируется передача около 3 тыс. км автомобильных дорог местного значения из муниципальной в областную собственность. Кроме того, в бюджете предусмотрены субсидии городским округам и поселениям на ремонт и содержание дорог местного значения, которые составят около 600 млн рублей.
Один из основополагающих моментов: в 2012 году будет продолжено строительство мостового перехода через реку Оку с обходом города Мурома. Думаю, что жителей Меленковского района порадует строительство дороги Драчево-Бутылицы-Меленки, а судогодцев – дороги "Подъезд к д.Овсянниково". Также запланировано строительство автомобильных дорог "Подъезд к деревне Филатово" в Гусь-Хрустальном районе и Конюхово-Корелы-Тириброво в Александровском районе. Начата реконструкция мостового перехода через реку Черную в Юрьев-Польском районе.
Также планируется приобретение техники, необходимой для функционирования дорожной отрасли, что также должно самым положительным образом сказаться на качестве дорожного покрытия.