Центр / Эксклюзив 12 ноября 2009 г. 12:26

Президент Ассоциации производителей геосинтетических материалов Нина Тагайалиева: Применение геосинтетики в дорожном строительстве дает экономию до 40%

В ноябре исполняется год, как была создана Ассоциация производителей геосинтетических материалов, использование которых, в частности, в дорожном строительстве существенно повышает качество автодорожных сооружений и дает значительную экономию бюджетных средств. Итоги работы за год и перспективы Ассоциация озвучила на отраслевой конференции в Ярославле. О работе конференции и её результатах рассказала "Интерфаксу" президент Ассоциации Нина Тагайалиева.

Президент Ассоциации производителей геосинтетических материалов Нина Тагайалиева: Применение геосинтетики в дорожном строительстве дает экономию до 40%

Ассоциация – некоммерческое партнерство, целью которого является объединение всех отечественных производителей геосинтетических материалов, начало свою работу в ноябре 2008 года. За прошедший год была проделана огромная работа, позволяющая нам говорить о некоторых успехах нашей деятельности. Однако очень часто эта работа наталкивалась на различные бюрократические барьеры со стороны отраслевых ведомств. В частности, при подготовке конференции "Проблемы производителей геосинтетических материалов и возможные пути их решения", которая проходила 27-28 октября в Ярославле, у нас возникли организационные проблемы, решение которых стало возможным лишь при поддержке премьер-министра. Учитывая статус проводимого мероприятия, его значимость в вопросах использования инновационных идей в дорожной отрасли, нами были подготовлены приглашения во все регулирующие органы. Мы получили положительные отзывы из аппарата правительства, правительства Москвы, правительства Московской и Ярославской областей, копии писем были отправлены в отраслевые ведомства Минтранса и Минпромторга с просьбой известить о результатах конференции.

Нам очень важно было собрать представителей региональных Автодоров, ведущих проектных институтов, поскольку в Ярославле впервые все крупные производители геосинтетических материалов собрались вместе и увидели друг друга, как говориться, в лицо. Разумеется, данный сегмент рынка узко специализирован, и потому большая часть собравшихся уже знали друг друга, но заочно: из интернета, из публикаций в отраслевой периодике.

Почему для проведения конференции был выбран Ярославль?

В связи с грядущим 1000-летием город становится деловым центром и многие выбирают Ярославль, отдавая дань его объединяющей роли в истории отечества. Помимо того, что это один из старейших городов, он еще и один из прекраснейших городов не только России, но и мира. Если в нем привести в порядок дороги, а то, что это делается, участники конференции увидели своими глазами, то Ярославль станет еще более привлекательным городом.

Какие преимущества дает применение геосинтетики, и в каких отраслях она применяется?

Геосинтетические материалы являются неотъемлемой частью качественного строительства автодорожных и железнодорожных сооружений. Несмотря на построенные за последние 10 лет сотни километров дорог с использованием данных материалов, для российской экономики геосинтетика остается инновационным направлением.

Сфера применения геосинтетики чрезвычайно широка, от нефтяной и угольной промышленности до накопителей промышленных и бытовых отходов, сточных вод и т.д.

Главное преимущества геосинтетических материалов – экологичность и экономичность. С экологической точки зрения этот продукт очень весом, так как не дает эрозии почвы. С экономической - его достаточно легко производить, себестоимость его не высока.

По данным исследований наших специалистов, применение георешеток и других геосинтетических материалов в дорожном строительстве дает экономию до 40% бюджетных средств. На 1 км дороги – экономия 2 млн 800 тыс. рублей. Строительство 1 км дороги третей группы (всего пять групп) стоит от 75 млн до 100 млн рублей.

Что побудило производителей геосинтетики объединиться в ассоциацию?

На российском рынке отечественные геоматериалы стали появляться в начале 2000 года. Но поскольку в начале 90-х подавляющее количество научно-исследовательских институтов было закрыто, нормативно-техническая база под этот продукт отсутствовала. Проблемы стали возникать уже на стадии проектных работ. В быстро развивающемся мире проектные организации были вынуждены применять новые технологии для решения сложных задач. При этом, учитывая огромную ответственность за качество будущего объекта, ведущие институты основывались на международных стандартах типа ISO, ни в коей мере не учитывающие интересы ведущих отечественных производителей геоматериалов. Решать задачу обеспечения нормативно-техническими документами необходимо было быстро и качественно, учитывая интересы всех участников рынка.

Вторая глобальная проблема, побудившая нас объединиться в ассоциацию – это обилие на рынке геосинтетики контрафактной продукции, в основном из Китая, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке. В погоне за сиюминутной выгодой некоторыми фирмами-однодневками завозится некачественный продукт, использование которого ведет к плачевным последствиям.

Мы обратились в таможенный комитет с просьбой отслеживать завозы материала подобного рода. Самое плачевное то, что до сих пор нет отлаженного механизма, позволяющего на законодательном уровне не допускать такие организации к участию в тендерах на поставку геосинтетических материалов без соответствующих сертификаций производства этих материалов.

Задача ассоциации – показать истинных производителей на отечественном рынке для того, чтобы контрафакта не было. Одним из элементов решения данной задачи было создание электронно-торговой площадки, аккумулирующей данные обо всех производствах, датах испытаний производимой продукции и её сертификации.

Кроме того, при создании Ассоциации, мы планировали использование её в качестве инструментария отраслевых ведомств для решения насущных задач, таких как участие в разработке НИОКРов, проведение отраслевых семинаров и конференций. В ассоциацию входят на основе делового партнерства проектные институты, производители, преподаватели из дорожных институтов и заинтересованные организации из смежных областей, позволяющие решать широкий спектр насущных проблем, стоящих перед отраслью.

И, наконец, одним из приоритетных направлений работы была выделена работа в учебных заведениях. Нами были подготовлены курсы лекций для ряда институтов, где уже на научной основе дается информации о геосинтетике, как материале, определяющим будущность дорожной отрасли в нашей стране.

На каких проблемах конференция сфокусировала внимание в итоговом документе?

В итоговой резолюции мы предлагаем, во-первых, рассматривать в качестве приоритетного направления разработку и совершенствование национальных стандартов в области применения геосинтетических материалов с учетом гармонизации с европейскими нормативами.

Во-вторых, Ассоциации рекомендуется совместно с "Росавтодор" РФ и привлечением ведущих специалистов в области геосинтетики разработать Тематический план ежегодного финансирование научно-исследовательских работ (НИОКР).

В-третьих, в целях повышения качества автомобильных дорог и увеличения межремонтных сроков проектным организациям необходимо включать геосинтетические материалы в дорожную одежду.

В-четвертых, мы считаем целесообразным создание единой специализированной базы данных об аккредитованных лабораториях, позволяющих проводить качественные и всесторонние исследования используемых материалов в дорожном строительстве, с последующей сертификацией производства данных материалов.

В-пятых, в целях популяризации отечественных геосинтиетических материалов мы готовы проводить ежеквартальные обучающие семинары для проектных организаций, для компаний-заказчиков, с привлечением инженерных групп производителей.

В-шестых, конференция рекомендовала Ассоциации для эффективного использования бюджетного источника финансирования, расширения возможностей производителей, развития добросовестной конкуренции между производителями, обеспечения гласности и прозрачности, разработать предложение по размещению заказов на поставки геосинтетических материалов.

Интервью подготовил Александр Вохмянин