Тема школьного питания устойчиво закрепилась в федеральной повестке дня. Этой теме был посвящен "круглый стол" на Международном Московском салоне образования. Именно вопрос об обеспечении детей полноценной и здоровой едой первым прозвучал и на медиафоруме Общероссийского народного фронта. В конце мая в Ярославле прошла межрегиональная конференция, собравшая представителей 14 регионов России, на которой обсудили контроль, качество и доступность школьного питания. О том, какие изменения предлагаются в организации системы детского питания, какие вопросы требуют первоочередного решения в интервью "Интерфаксу" рассказал президент Института отраслевого питания, эксперт проекта ОНФ "За честные закупки", член рабочей группы по разработке федерального закона о детском питании Владимир Чернигов.
- Владимир Валерьевич, долгое время в сфере школьного питания царила своего рода критическая безнадежность, каждый регион кормил детей как мог и чем мог. Есть ли шанс, что ситуация изменится?
- Необходимость изменений даже не назрела, она перезрела. Всего две недели назад, 16 мая в Сочи медиафорум ОНФ начался с вопроса президенту о школьном питании. Общественный приоритет очевиден. Я был участником мероприятия и очень рад, что этот вопрос поднят на самом высоком государственном уровне. Более того - президент сразу задал вектор и тональность разговора о проблемах - конструктивно, системно и по существу. Именно так пора вести разговор о школьном питании.
Вопрос на медиафоруме - не случайность. Проведенный нами анализ СМИ за 2018-19 учебный год по всей стране показал двухкратный рост публикаций по этой теме. Интерес закономерен. Обеспечение ребенка здоровым питанием в семье и вне дома - фундамент защиты его права на здоровье, развитие и благополучие. Позволю себе крамолу - в вопросе защиты детей отсутствие, например, образования не угрожает их здоровью и жизни. А вот отсутствие еды или неполноценное питание - угроза прямая и явная. Удивительно, что это приходится доказывать многим очень уважаемым людям и обществу.
Итак - вопросы общества заданы повсеместно и гласно, от местного и регионального уровня и до президента страны. Каким же будет ответ?
- Одно из почти революционных предложений - введение всеобщего бесплатного питания в начальной школе.
- Позволю себе пойти вопреки общественному мнению и ожиданиям - простым выделением средств из федерального бюджета вопрос не решить, можно просто снять остроту текущего момента. Да, качественного питания без денег не бывает - но и при наличии средств его не будет без современной отрасли социального питания. С системой подготовки кадров, с четкими техническими регламентами, производством продуктов питания, СанПиНами, развитием сопутствующих отраслей, в том числе производства современного технологического оборудования и т.д. Комплексная проблема требует надведомственного, межотраслевого, междисциплинарного подхода. Сейчас вносятся изменения в СанПиНы, но прежние подходы, в основе которых посыл - питание не должно быть опасным, сохраняются. Мы можем выделить деньги, дать ребенку безопасную еду, но если он ее не будет есть, то все усилия оказываются напрасными. Поэтому я убежден, что развитие каждого сегмента школьного питания не может идти параллельно, не пересекаясь. Только в том случае, когда каждый компонент дополняет другие, складывается пазл, получается эффективная система. Именно при таком подходе мы перейдем на системный уровень решения проблемы школьного питания.
Многие аспекты злободневной темы сегодня озвучены. Но по-прежнему не охвачены все составные части большого вопроса. Получается, что мы ведем разговор о путях решениях проблемы питания, оставив "за кадром" агропродовольственный комплекс. Министерство сельского хозяйство последовательно разрабатывало концепцию внутренней продовольственной помощи РФ. Я, будучи советником трех министров сельского хозяйства, с 2010 по 2018 год, занимался этим непосредственно. И могу сказать - обеспечить детей вкусной, полезной, сбалансированной едой без активного включения в цепочку заинтересантов Минсельхоза, практически нереально.
- Вопрос с бюджетным финансированием всегда влечет за собой вопрос ответственности за целевое расходование федеральных средств. А у нас сегодня за организацию школьного питания отвечают директора образовательных учреждений.
- Сегодня речь идет о передаче полномочий по организации школьного питания на муниципальный уровень. Это логично и правильно. Директор школы не обладает, и не должен обладать, всей полнотой компетенций, и не может отвечать за всю сложную цепочку доставки картошки и морковки "от поля до тарелки в школьной столовой". Однако если мы хотим выстроить не эффектную, а эффективную систему организации питания, ограничиться передачей полномочий муниципалитетам - не получится. Только субъект федерации может обеспечить единый подход к организации школьного питания, обеспечить единые стандарты охраны детского здоровья. Вся полнота административных прав сосредоточена на региональном уровне. И только на этом уровне возможно решать вопросы развития АПК, предоставления налоговых льгот поставщикам услуг и других задач, без которых нам не выстроить эффективную систему организации питания, где муниципалитету отведена роль исполнителя.
Что еще очень важно, по мнению специалистов Института отраслевого питания, контроль и управление этой деятельностью должны строиться с учетом четырех важных показателей. Это, в том числе, удовлетворенность качеством услуг и жесткий контроль за распределением средств, - и только в этом случае мы можем говорить об эффективном использовании как бюджетных, так и родительских денег. Также важна модернизация материально-технической базы в сфере школьного питания И, безусловно, контроль за управлением процесса. Нельзя оценивать одну и ту же школьную тарелку, исходя из разных критериев.
- Владимир Валерьевич, 24 мая Институт отраслевого питания совместно с мэрией Ярославля организовал межрегиональную конференцию по вопросам питания школьников. Каковы итоги и решения мероприятия?
- Конференция подтвердила наши взгляды. Участие в ней приняли более 100 человек из 14 регионов России, а также первый заместитель председателя комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ Геннадий Онищенко, депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации РФ, представители федеральных органов власти, министерства просвещения РФ, структур Роспотребнадзора. По итогам конференции мы подготовили предложения в проект закона о социальном питании.
Из большого количества рекомендаций я бы выделил несколько основополагающих. В первую очередь, необходимо законодательно закрепить полномочия по организации школьного питания за учредителями образовательных учреждений. А также дать право учредителям размещать долгосрочные заказы на организацию питания.
Должен быть принят понятный регламент о том, какие продукты подходят для питания в детских и социальных учреждениях, а какие нет. Это требует нового порядка конкурсного отбора поставщика услуг для школьных столовых, в которых определяющими станут не ценовые, а качественные параметры. Кроме того, мы предлагаем создать в Ярославле Федеральный центр организации, технологий и экспертиз в сфере питания детей в образовательных организациях.
Мы надеемся, что наши предложения и рассмотренные на конференции аспекты будут учтены при разработке закона о детском питании. Это вопрос сохранения населения страны, нашего будущего. Давайте помнить, что ребенок растет и развивается, из того, что ест.