Торгово-промышленная палата Московской области объединяет на добровольной основе 27 палат областных муниципальных образований, а также других организаций, являющихся членами палаты. Сегодня это одна из самых крупных Торгово-промышленных палат в Российской Федерации: свой выбор в ее пользу сделали более 2700 лучших предприятий Московской области.
О том, как она работает, как помогает подмосковным предпринимателям преодолеть кризис "Интерфаксу" рассказал президент Торгово-промышленной палаты Московской области Сергей Скороваров.
Сергей Джонович, подходит к концу 2009 год. Вероятно, вы уже можете подвести его итоги. Каких успехов удалось добиться за последние несколько лет?
На протяжении четырех лет мы активно вели работу по увеличению членской базы ТПП. Если в 2005 году база насчитывала 62 организации, то сегодня их 412. Это 22 финансово-кредиторские организации (банки, страховые компании), 89 производств, 80 торговых предприятий и 194 организации, специализирующихся на оказании услуг. Более половины всех организаций, входящих в состав областной палаты – малые предприятия.
В состав палаты входят только подмосковные предприятия?
Нет. Членство в нашей палате имеют не только компании из Подмосковья, но и из других регионов России. Это, как правило, те представители бизнес-структур, которые стремятся усовершенствовать свое дело, расширить его границы, повысить квалификацию персонала. Более того, на территории Подмосковья, кроме областной ТПП, работает 27 муниципальных и межрайонных палат. Такого количества Торгово-промышленных палат нет ни в одном другом регионе России.
За четыре года мы провели 79 торгово-экономических деловых встреч и презентаций, как межрегиональных, так и международных. Целью поездок, конечно, является поиск новых партнеров, налаживание контактов, ознакомление с работой других палат.
Мы наладили деловое сотрудничество с предприятиями Тверской, Тульской, Смоленской, Рязанской, Воронежской, Владимирской, Псковской областей, Республики Мордовии, Урала.
В области международного сотрудничества прошли деловые переговоры с торговыми миссиями Черногории, Туниса, Италии, Германии, Кореи, Исландии, Китая, Аргентины, Белоруссии.
А 19 ноября в рамках официального визита делегации Донецкой областной государственной администрации Украины было подписано соглашение о сотрудничестве между Торгово-промышленными палатами Московской и Донецкой областей. Соглашение было подписано в присутствии губернатора Московской области Бориса Громова и председателя Донецкой областной государственной администрации Украины Владимира Логвиненко. Как отметил губернатор Подмосковья, это очень важный шаг в сфере торговых отношений, и необходимо шире привлекать наши фирмы и организации к участию в межрегиональных и международных выставках.
Почему предприятиям выгодно вступать в ТПП Московской области? Какие услуги оказывает палата?
Как я уже сказал, мы оказываем услуги предприятиям в поиске российских и зарубежных партнеров по бизнесу. Кроме того, в перечень оказания услуг входит решение вопросов экономической безопасности бизнеса, юридическая помощь, лицензирование и сертификация, оценочная, выставочно-ярмарочная деятельность, регулирование отношений с контролирующими инстанциями и многие другие.
Неоценимую помощь представителям бизнеса мы оказываем по правовым вопросам. С этой целью при областной палате создан и действует Третейский суд - эффективная поддержка государственному арбитражу. Основные преимущества нашего суда - оперативность, доступность судебного процесса для его участников, а также возможность выбора судей из числа высококвалифицированных и авторитетных арбитров. Очень важно: рассмотрение даже самых сложных дел не может превышать одного месяца. Мало того, предприниматели сами выбирают время проведения разбирательства, всегда могут ознакомиться со всеми материалами дела. Решение, вынесенное Третейским судом, является окончательным и уже не может быть оспорено в арбитражном суде. Исполнение решений Третейского суда гарантировано соответствующим Федеральным законом. Для примера можно сказать, что Третейский суд при Торгово-промышленной палате Московской области рассмотрел за 10 месяцев этого года 44 исковых заявлений, что в три раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Еще одно направление деятельности палаты - услуги по оформлению и удостоверению сертификатов происхождения товаров и оформлению актов экспертизы происхождения товаров и проведение независимой экспертизы количества, целостности и комплектности товаров, условий и сроков их перевозок и хранения. Объем услуг данной сферы, оказанных предпринимателям, ежегодно увеличивается на 15%. За 10 месяцев этого года выдано 2890 сертификатов, что составляет 130% по отношению к аналогичному периоду прошлого года.
В целом, объем услуг, оказываемых палатой подмосковным предприятиям, увеличился за четыре года в восемь раз. Сегодня более тысячи предприятий пользуются услугами областной ТПП.
Как повлиял финансовый кризис на деятельность палаты? Какие антикризисные меры проводит ТПП для оказания поддержки предпринимателям региона?
2009 год внес определенные коррективы в нашу работу. В бюджете Московской области вот уже несколько лет учитываются средства на проведение при нашем содействии торгово-промышленных выставок. Ежегодно мы организуем и проводим семь-восемь таких мероприятий на бюджетные средства. К сожалению, в этом году из бюджета никаких средств на проведение выставок не направлялось. Финансирование осуществлялось за счет внебюджетных источников.
Отмечу, что в период кризиса ТПП помогала всем предприятиям, даже тем, которые не входят в ее состав. Губернатор Московской области держит курс на сохранение и развитие малого и среднего бизнеса. И большая часть предприятий сумела выжить в этот непростой период. Тем не менее, их число уменьшилось на 18% по сравнению с прошлым годом. Причиной этому стали непомерные процентные ставки кредитов банков, а также значительное увеличение стоимости аренды помещений в некоторых муниципальных образованиях или отказ им в аренде. В результате ряд предприятий мы потеряли.
Начиная с 2009 года в Торгово-промышленной палате проводятся встречи предпринимателей с представителями различных министерств и ведомств Московской области. Их тематика связана с нестабильной ситуацией в экономике. В качестве докладчиков мы приглашаем представителей УФМС по Московской области, Минэкономразвития России, Федеральной налоговой службы, Госинспекции труда по Московской области, Высшего арбитражного суда РФ, которые разъясняют слушателям все нюансы и сложности прохождения налоговых проверок, реорганизации предприятий, тонкости экспертизы потребительских товаров при осуществлении грузоперевозок для участников внешнеэкономической деятельности. Вся информация на семинарах носит практический характер.
Например, в феврале прошел "круглый стол" для предпринимателей с представителями Топливно-энергетического комитета Московской области и ОАО "Мосэнергосбыт", на котором обсуждались проблемы, сложившиеся на предприятиях с начала года, в связи с введением новых тарифов на электроэнергию.
И еще один пример. Для сокращения административных барьеров в предпринимательской деятельности в марте 2009 года подписано Соглашение о взаимодействии между Торгово-промышленной палатой и прокуратурой Московской области. Этот документ способствует повышению эффективности прокурорского надзора за соблюдением прав и законных интересов предпринимательства, а с другой стороны, позволяет повысить уровень правосознания и правовой культуры представителей бизнес-сообщества. Реализации этого Соглашения будет способствовать включение представителей палаты в состав Общественного совета по защите малого и среднего бизнеса Московской области, созданного при областной прокуратуре.
Какие важные задачи вам предстоит решить в ближайшее время?
Один из важнейших вопросов, над которым сегодня работает палата, – обеспечение доступа субъектов предпринимательства к финансово-кредитным ресурсам. Совместно с Министерством по делам территориальных образований Московской области создана база данных о предпринимателях, являющихся благонадежными заемщиками. Вопрос предоставления кредитов очень сложный, и его надо решать не только через банки, но находить и иные пути.
Наша структура еще очень молода, так же, как и российский бизнес. Вот преодолеем кризис, окрепнем – и станем работать более эффективно ради развития России и нашего родного Подмосковья.