Центр / Эксклюзив 28 апреля 2014 г. 16:38

Ректор Белгородского государственного национального исследовательского университета О.Полухин: "Хороший специалист дороже конъюнктурных идеологических установок"

Ректор Белгородского государственного национального исследовательского университета О.Полухин: "Хороший специалист дороже конъюнктурных идеологических установок"

            До начала приемной кампании в вузах остается чуть больше месяца, и везде она имеет свои особенности. Руководство Белгородского государственного национального исследовательского университета (ФГАОУ ВПО НИУ "БелГУ") в этом году рассчитывает принять около 4 тысяч абитуриентов из России и зарубежных стран, в том числе и из соседней Украины. НИУ "БелГУ" связывают с украинскими вузами давние партнерские и дружеские связи. Как складывается это сотрудничество в сегодняшней непростой обстановке, каково его будущее - об этом и о многом "Интерфаксу" рассказал ректор университета, доктор политических наук, член Общественной палаты России Олег Николаевич Полухин.

            - Олег Николаевич, Белгородский госуниверситет известен своими давними связями с вузами Украины. В Вашем вузе - единственном в России - создана и действует кафедра украиноведения. Как складывается это сотрудничество сегодня? Изменилось ли что-то и изменится ли в будущем с учетом сложившейся в соседнем государстве политической ситуации?

            - У нас, действительно, тесные связи со многими украинскими вузами и научно-исследовательскими институтами. Это естественно, учитывая наше приграничное положение. И то, что несколько дисциплин посвящено изучению истории и современного этапа развития Украины, - также вполне логично. Причем преподают эти дисциплины и наши, и украинские ученые, которых мы приглашаем для чтения лекций и проведения совместных исследований. Несмотря на сегодняшнюю обостренную ситуацию, мы продолжаем сотрудничать. Я направил всем нашим украинским коллегам - ректорам вузов, с которыми мы взаимодействуем, - письмо, в котором выразил надежду на скорейшее разрешение конституционного кризиса в их стране и уверенность в том, что наши дружеские и партнерские связи не будут прерваны. Многие украинские коллеги откликнулись письмами с аналогичными высказываниями. Конечно, в некоторой степени эта ситуация отразилась на академической мобильности. К сожалению, пока пришлось приостановить обмен студентами. Но, по крайней мере, из восточных областей Украины к нам продолжают приезжать ученые для участия в конференциях и форумах, не сворачиваются никакие совместные проекты.

            - Обучаются ли сегодня в БелГУ студенты с Украины? Не изъявлял ли кто-то из них желания прервать учебу и продолжить ее на родине? Как, по-Вашему, сложится судьба выпускников Вашего и других российских вузов после их возвращения на Украину?

            - У нас учится около двухсот украинских ребят. Пока ни один из них не принял решения прекратить учебу. Более того, к нам пожелали перевестись с десяток студентов, обучавшихся в украинских вузах. Не думаю, что обучение в России как-то негативно повлияет на судьбу наших выпускников-украинцев. Наше образование ценится, а хороший специалист дороже конъюнктурных идеологических установок.

            - Вы, несомненно, много общаетесь с украинскими коллегами. Как сегодня проходит учебный процесс в украинских вузах? Нет ли сложностей во взаимодействии между высшими учебными заведениями - как внутри страны, так и между украинскими и российскими, украинскими и европейскими вузами?

            - Я уже сказал, что на академической мобильности ситуация, безусловно, отразилась. Насколько мне известно, учебный процесс от политической ситуации не зависит. Но, думаю, определенные установки в преподавании гуманитарных дисциплин в украинских вузах присутствуют. Мы, кстати, тоже сделали свои выводы. Не буду давать оценку тому, кто и почему допустил, что в последние два десятилетия в социально-гуманитарном образовании у нас произошел перекос, сказавшийся уже на нескольких поколениях россиян. Заменив изучение отечественной истории на мировую, минимизировав в школьных программах преподавание литературы и русского языка, перестав пропагандировать присущие нашему народу нравственные ценности, мы можем получить эффект мины замедленного действия. Взгляды, мнения, суждения могут и должны быть разными, но общим должно быть уважение к своей стране, к памяти предков. И образовательные учреждения обязаны формировать такое отношение через преподавание отечественной истории, литературы, русского языка. И это не помешает нам жить в дружбе и согласии с нашими соседями, взаимодействовать с европейскими вузами. Наоборот. Тех, кто уважает себя, уважают и другие.

            - После вхождения города Севастополя и Республики Крым в состав Российской Федерации, в числе прочих, остро обозначилась проблема несоответствия учебных программ в школах этих двух регионов российским стандартам. Особенно сильно это ощущают выпускники. Как, по Вашему мнению, должен осуществляться прием крымских абитуриентов в Ваш и другие российские вузы? И приняты ли уже на федеральном уровне какие-либо документы, регулирующие этот процесс?

            - Проблему педагогических кадров для школ Крыма мы можем решить, так как готовим учителей разных профилей. Возможно, эта проблема будет решаться за счет целевого набора. Что касается порядка приема в российские вузы абитуриентов из Республики Крым и города федерального значения Севастополя, то он утвержден приказом министра образования и науки РФ. Мы будем принимать крымчан по результатам вступительных испытаний, форма и перечень которых устанавливается университетом самостоятельно, или на основании результатов ЕГЭ без установления минимального количества баллов. Всех студентов, прибывших к нам оттуда, мы обеспечим общежитием.

            - Каково Ваше мнение о сложившейся на Украине политической ситуации - как политолога и члена Общественной палаты России? Существует ли, по-Вашему, мирный путь выхода из кризиса? И какой, на Ваш взгляд, должна быть современная Украина?

            - На Украине острый конституционный кризис, возникший в результате вооруженного захвата власти. Жертвы этого переворота уже исчисляются десятками, и мы все скорбим в связи с гибелью людей, каких бы политических взглядов они не придерживались. Мирный путь возможен только при желании сторон слышать друг друга и идти на компромисс. И, говоря об этом, я имею в виду только стороны внутри Украины. Любое вмешательство во внутренние дела этой страны может спровоцировать обострение ситуации. Мы же видим, что есть внешняя сила, мешающая договориться Востоку и Западу. Это США. Украинцы должны сами решить, какой должна быть их страна. Ни унитарное, ни федеративное государство не может быть сильным, если половина страны недовольная таким положением.

            - В этом году существенно изменились правила поступления в вузы. Как пройдут вступительные экзамены-2014 в НИУ "БелГУ"?

            - Определенные изменения в порядке приема произошли, но я бы не назвал их существенными. Главным остаётся то, что приём будет осуществлять по результатам ЕГЭ, хотя баллы будут считаться по профильным предметам. Сокращено количество льготников; есть некоторые изменения во вступительных испытаниях, проводимых вузами. Вся информация есть у нас на сайте и на сайте министерства образования и науки. Мы сохраним преференции для высокобалльников: набравшие не менее 240 баллов иногородние студенты будут в обязательном порядке обеспечиваться общежитием и получать ректорскую стипендию, независимо от формы обучения.

            - Продолжатся ли программы международного сотрудничества? Что нового намечается в этом направлении?

            - Не только продолжатся, но и будут развиваться и качественно, и количественно. У нас сегодня уже более 140 соглашений с различными зарубежными вузами. Мы реализуем 15 совместных образовательных программ с ведущими зарубежными университетами, порядка 70 иностранных студентов приезжают к нам в рамках академических обменов, около 30 наших студентов стажируются в зарубежных вузах-партнерах. В этом году у нас преподают 15 иностранных специалистов, - как правило, докторов. Все эти показатели мы планируем ежегодно, как минимум, удваивать. И, конечно, не будем снижать активность в реализации программы иноязычного образования. Мы сделали ежегодной летнюю языковую школу на нашей оздоровительной базе. Туда приезжают преподаватели - носители языка. И, конечно, эффект от такого обучения существенный.