Приемная кампания этого года отметилась в Подмосковье повышением среднего балла ЕГЭ и интересом абитуриентов к педагогическим специальностям. Как эти тенденции укладываются в стратегию развитияодного из профильных вузов региона – Московского государственного областного университета? Об этом "Интерфаксу" рассказал его ректор Павел Хроменков.
- Ректоры многих российских вузов говорят в этом году о повышении среднего балла ЕГЭ. Фиксируется ли такой рост в МГОУ?
- Да, средний балл ЕГЭ в целом по нашему вузу вырос до показателя 72,3, в прошлом году он был равен 70,4. Здесь сыграло свою роль сразу несколько факторов: во-первых, мы целенаправленно вели работу по привлечению в МГОУ абитуриентов с хорошими результатами выпускного экзамена, во-вторых, по ряду направлений наблюдался высокий конкурс. И, наконец, фиксировалось повышение балла ЕГЭ по всей стране. Согласитесь, это позитивная тенденция, надеюсь, она получит свое развитие и в дальнейшем.
- А какие специальности, предлагаемые МГОУ, вызвали особый интерес у абитуриентов в ходе нынешней приемной кампании?
- Удивительно, но на первом месте по количеству поданных абитуриентами заявлений (более 71-го на место) у нас оказалось направление "Экономическое образование". В прошлом году лидировали гуманитарные дисциплины – русский язык, история и обществознание, но сейчас они опустились на второе и третье места.
В целом педагогический профиль в этом году показал лучшие результаты, чем ранее. Я думаю, что это явилось следствием той работы по модернизации образования, которая ведется сегодня в Московской области. И губернатор, и профильное министерство, и правительство в целом уделяют пристальное внимание вопросу повышения качества подготовки школьных учителей, ведь сегодня учебные учреждения стремительно меняются, и наши специалисты должны быть к этому готовы.
Закончу свою мысль снова цифрами: средний конкурс по нашему вузу в этом году составил 23,1 заявления на место, на педагогические специальности он был равен 30,9 заявлениям на место.
- Когда мы с вами встречались в прошлый раз, вы говорили о планах по увеличению числа студентов, обучающихся в МГОУ на платной основе. Удалось ли это сделать?
- Задача довести долю студентов-платников до 50% от общего числа учащихся остается для нас актуальной. Пока нам ее выполнить не удалось. И вот почему: в этом году, согласно требованиям законодательства, мы выровняли стоимость обучения по тем направлениям, где имеются бюджетные места, с нормативными затратами. В результате она выросла до суммы 200-300 тыс. руб. в год, что, конечно, доступно не всем. Понимая это, мы предложили нашим студентам альтернативные внебюджетные направления для обучения, но решение о поступлении на них приняли не все. Я понимаю эти опасения, так как это совершенно новые направления, которые мы запустили только в этом году. С учетом этих обстоятельств количество платников в вузе, полагаю, по итогам приемной кампании останется на уровне 35%. О том, как выйти из сложившейся ситуации и нарастить оставшиеся 15%, мы будем думать в течение учебного года: нужно выстроить гибкую политику в отношении внебюджетного набора.
- А как обстоят дела со студентами-иностранцами: расширяет ли МГОУ географию в этом отношении?
- На сегодня в МГОУ поступило 126 иностранных граждан. И это не только представители хорошо знакомых нам европейских и азиатских стран. В этом году, например, ряды студентов вуза пополнят граждане Мадагаскара, Мали и Пакистана. В расширении географии мы, конечно, заинтересованы. И наша задача состоит в том, чтобы большая семья иностранных студентов общалась именно на русском языке. Поэтому сейчас, когда решается вопрос с общежитием, мы рассматриваем возможность смешанного расселения, чтобы гости из зарубежных стран жили вместе с россиянами. Ведь общение в быту позволяет лучше погрузиться в среду обитания и на новом уровне овладеть языком.
- Мы поговорили об иностранных студентах, теперь давайте затронем тему сотрудничества МГОУ с зарубежными вузами. Как оно выстраивается сегодня?
- С апреля по июнь этого года мы отправили на зарубежные стажировки около 300 учащихся. И есть намерение охватить этой формой работы если не всех, то хотя бы большинство студентов МГОУ. Осенние и весенние учебные поездки за рубеж должны стать традицией, ведь они позволяют не только улучшить навык владения иностранным языком, но и познакомиться с новыми образовательными методами и технологиями. Скажу честно, не всем стажировки сразу даются просто, но если органично включить их в программу с первого курса, то это перестанет быть проблемой.
Если продолжать разговор о содержании обучения, то в этом году мы планируем практически в два раза увеличить количество зарубежных преподавателей в МГОУ. Делается это для достижения амбициозной задачи, чтобы все выпускники нашего вуза выходили из его стен с уровнем владения иностранным языком не ниже В1 (средний, - ИФ), а в перспективе и В2 (выше среднего, - ИФ). Безусловно, на успешность этого начинания влияет целый ряд факторов, в том числе – качество школьного образования. Но мы собираемся подходить к решению проблемы индивидуально и подтягивать отстающих студентов в счет факультативной или вариативной частей обучения.
Здесь вот что еще важно: реальность такова, что английский, по сути дела, перестает быть иностранным языком в традиционном понимании, он становится необходимой составляющей образования человека. Поэтому в Германии, например, его изучение заканчивают в школах: студенты уже готовы слушать лекции преподавателей на английском языке, но в вузе не изучают его специально. Мы бы очень хотели, чтобы наши учащиеся тоже могли свободно воспринимать лекции на английском.
В то же время в России растет интерес и к другим иностранным языкам, в частности, к китайскому. Вот почему с начала нового учебного года МГОУ открывает китайский языковой класс в одной из школ подмосковной Ивантеевки. Об этом мы договорились с главой города и нашими коллегами из провинции Цзянсу в ходе прошлого Московского международного салона образования.
Кроме того, в МГОУ продолжается программа повышения квалификации директоров китайских школ того же региона. Они вновь должны приехать к нам этой осенью. Было бы просто замечательно, если бы и директора подмосковных школ получили возможность отправиться в Китай, чтобы посмотреть, как устроена система образования там.
- В прошлом году в МГОУ было начато обучение по магистерской программе управления государственными и муниципальными закупками. Как вы оцениваете реализацию этого проекта?
- Не могу сказать, что этот опыт был простым, но я оцениваю его как успешный. Главная "изюминка" этой программы – сочетание теоретической и практической составляющих. В рамках второй у нас занятия проводили члены подмосковного кабинета министров. Так, большой отклик у слушателей нашли лекции зампреда правительства Московской области Ирины Смирновой. Студенты регулярно спрашивали, когда она снова будет у них выступать.
Сейчас на этом направлении учится 75 человек, и, что показательно, не все они профессионально связаны со сферой государственных и муниципальных закупок Подмосковья. У нас, например, учится наш бывший выпускник, который работает в компании Hitachi. Для меня это наглядное свидетельство того, что она востребована не только в рамках региона, но и за его пределами.
В продолжение нашего сотрудничества с комитетом по конкурентной политике Московской области мы запускаем этой осенью курсы повышения квалификации и переподготовки для работников этой сферы. Хочется надеяться на то, что в будущем мы сможем создать институт.
- Каковы планы руководства вуза на новый учебный год?
- Этот учебный год у нас будет проходить под эгидой модернизации педагогического образования. Подмосковью нужны учителя, поскольку на территории региона строится рекордное количество школ, но эти учителя должны быть готовы к новым вызовам.
В этой связи важно, что в ходе приемной кампании этого года абитуриенты педагогического профиля в Подмосковье писали эссе на тему "Я учитель: профессия или призвание?". Этот опыт показался нам настолько интересным, что мы решили немного поменять систему целевого набора в вузе на соответствующие специальности.
В перспективе "целевики", поступающие в МГОУ, будут проходить трехэтапный конкурс. Сначала мы попросим их предоставить рекомендацию от школы, которая дает направление на поступление, а также свидетельства личных достижений – скажем, указать победы в школьных олимпиадах. Затем наши психологи проведут тестирование абитуриентов на предмет соответствия их характера будущей профессии. Конечно, полученные результаты могут быть лишь рекомендацией к тому, стоит ли поступать на педагогический профиль или лучше поискать более подходящее психотипу занятие. Если человек очень хочет стать учителем, мы не можем ему это запретить лишь на основе психологических выкладок.
Наконец, финальным этапом станет написание эссе. Мы планируем, что конкурс будет проводиться в период с сентября по декабрь среди старшеклассников, которые хотят получать целевое направление в наш вуз на педагогические специальности. Опробовать методику отбора хотелось бы уже в этом году.
Зачем мы все это делаем? В рамках конкурса должны отсеяться те, кто попал в целевой набор случайно, не желая на самом-то деле становиться учителем. А если мы будем знать, что все наши "целевики" твердо намерены сделать карьеру в образовании, то сможем, в случае необходимости, просить министерство об увеличении квоты на отдельные направления.
- А что поменяется в жизни студента МГОУ с 1 сентября?
- Мы начнем активнее привлекать к проведению лекций ведущих учителей столичных и подмосковных школ. Раньше наши студенты встречались с ними в основном лишь в ходе прохождения практики в учебных учреждениях, сегодня мы хотим приблизить реалии профессиональной жизни к обучению в вузе.
Также МГОУ собирается провести серию встреч с директорами и педагогами, работающими в муниципальных образованиях Московской области. Во-первых, мы хотим узнать, каких компетенций они ожидают от нашего выпускника. Во-вторых, мы планируем познакомить их с нашими старшекурсниками. Так школы смогут присмотреть для себя будущего специалиста, а наши студенты получат шанс на будущее трудоустройство. Более того, мы предложим учебным учреждениям сделать дополнительный целевой набор среди ребят, уже учащихся на педагогических направлениях. Это станет прекрасной возможностью для приезжих из других городов, которые ранее не могли стать нашими "целевиками".
Я уже упомянул, что мы хотели бы услышать мнение самих подмосковных школ о том, какой молодой специалист им нужен. Помимо обсуждения этой темы на встречах с директорами и учителями, МГОУ запускает в этом году интернет-портал. С его помощью заказчик – то есть, учебное учреждение – сможет указывать, какие навыки и компетенции нужны их "целевику".
Безусловно, есть некий базовый набор знаний, необходимый всем педагогам. Но каждая школа обладает определенными особенностями, например, где-то учится много детей мигрантов. Это значит, что учителю, который придет туда работать, очень пригодится навык преподавания русского языка как иностранного.
Мы бы хотели выстраивать такую персонализированную траекторию обучения, чтобы работодатель уже с второго-третьего курса формировал те компетенции, которыми должен обладать его будущий сотрудник.
Этот интернет-портал также пригодится родителям студентов, ведь он позволит им быть в курсе успехов и посещаемости детей. А учащимся ресурс поможет еще до выпуска найти себе работодателя, поскольку система будет открыта для всех школ, не только тех, у кого есть "целевики". Таким образом, учебное учреждение получит возможность подобрать для себя подходящего специалиста. А за лучших студентов школы могут начать даже конкурировать – приглашать их к себе, предлагать решить проблемы с жильем или интересные программы. Это выгодно для всех сторон.
В завершение я хотел бы поздравить всех педагогов, студентов, школьников и их родителей с наступающим новым учебным годом. Пожелать новых достижений, свершений и радости учения!